УИД 39RS0001-01-2021-002895-69
Дело № 2-3030/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2021 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Стрыгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой Л. В. к ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области», третье лицо ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» о понуждении произвести перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Васильева Л.В. обратилась в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указала, что является вдовой умершего ветерана боевых действий Васильева В.А. и получателем пенсии по случаю потери кормильца в связи с чем имеет право на основании п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1) на повышение пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона. Однако, при установлении пенсии по случаю потери кормильца ей не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, на 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии как член семьи ветерана боевых действий. В этой связи просит суд обязать ответчика назначить ей повышение к пенсии по случаю потери кормильца ежемесячно на 32%, произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения в размере 32% за период с 1 июня 2007 г. (даты назначения пенсии) по 31 июля 2020 г.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу».
В судебное заседание истец Васильева Л.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ранее в судебном заседании истец Васильева Л.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель военного комиссариата Калининградской области – Ширяева Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Васильевой Л.В. не признала, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве аргументы, просила суд в удовлетворении предъявленных требований отказать, полагая их по существу неправомерными и необоснованными.
Представитель третьего лица – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу», в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных требований Васильевой Л.В. отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Васильева Л.В., (до замужества Новикова) ДД.ММ.ГГГГ рождения, является вдовой военнослужащего Васильева В.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ г., являвшегося участником боевых действий во Вьетнаме в период с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается послужным списком, и ему в соответствии с пунктом «г» части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 производилась выплата повышения к пенсии в размере 100 % минимального размера пен6сии по старости, установленного ст. 46 настоящего Закона.
С 1 июня 2007 г. Васильевой Л.В. была назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Судом установлено, что пенсия по потере кормильца была назначена Васильевой Л.В. без учета ее повышения, предусмотренного пунктом «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
При обращении Васильевой Л.В. с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, ей было отказано со ссылкой на отсутствие у нее права на такое повышение.
Однако суд с подобными доводами согласиться не может в силу следующего.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований п. «г» ч. 1 ст. 45 данного Закона (в редакции действовавшей до 1 января 2008 г.) назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы – на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. № 319-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в вышеуказанную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 г., согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, в том числе ветеранам боевых действий, на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Таким образом, п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В то же время данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 возможно только в системной связи с пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Подпункты 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Пункт 3 названной статьи устанавливает, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с разделом III приложения к указанному Федеральному закону «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» (в редакции с 12 января 1995 г.) на лиц, принимавших участие в боевых действиях во Вьетнаме в период с января 1961 г. по декабрь 1974 г., распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».
Наряду с изложенным суд учитывает, что в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, по смыслу закона, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Таким образом, с учетом приведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что истец, получающая пенсию по потери кормильца, который отнесен к категории ветерана боевых действий, имеет право на повышение пенсии в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
Определяя дату производства перерасчета пенсии Васильевой Л.В., суд приходит к следующему.
Так, согласно п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Согласно позиции военного комиссариата Калининградской области и третьего лица действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения только в случаях, когда этот прямо предусмотрено законом. При этом указаний о распространении Федерального закона от 20 июля 2020 г. № 238-ФЗ на правоотношения, возникшие до введения его в действие, не имеется.
Действительно, Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 238-ФЗ внесены изменения в ст. 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, вступившие в силу 31 июля 2020 г., согласно которым в случае смерти (гибели) лиц, указанных в части первой статьи 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со статьей 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в пунктах «а» - «в» части первой статьи 45 настоящего Закона, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из ее размера.
Между тем, как указывалось выше, и ранее до вступления в силу вышеуказанных изменений в п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 уже были внесены изменения Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. № 319-Ф3, вступившие в силу с 1 января 2008 г., согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, в том числе ветеранам боевых действий, на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Таким образом, повышение пенсии до 31 июля 2020 г. было определено законом, который начал свое действие с 1 января 2008 г.
Учитывая, что в пенсионном деле истца на 1 января 2008 г. (на дату вступления в силу изменений в п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1) имелись документы, подтверждающие статус ее супруга как ветерана боевых действий, оснований для выплаты истцу пенсии по случаю потери кормильца с 1 января 2008 г. без учета такого повышения у ответчика не имелось.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии у Васильевой Л.В. права на повышение пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 с 1 января 2008 г.
При этом суд не находит оснований для возложения на военный комиссариат Калининградской области обязанности произвести перерасчет пенсии Васильевой Л.В. с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, с даты ее назначения – 1 июня 2007 г., поскольку впервые изменения в п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в части повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии внесены Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. № 319-Ф3, вступившие в законную силу с 1 января 2008 г.
Согласно части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Принимая во внимание наличие вины военного комиссариата в нарушении права истца на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере с 1 января 2008 г., требования Васильевой Л.В. в части возложения на военный комиссариат Калининградской области обязанности произвести перерасчет ее пенсии с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, за период с 1 января 2008 г. по 30 июля 2020 г. и выплатить ей недополученную сумму пенсии, подлежат удовлетворению, а доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. «░» ░. 1 ░░. 45 ░░░░░░ ░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 1993 ░. № 4468-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░» ░ 1 ░░░░░░ 2008 ░. ░░ 30 ░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2021 ░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░