Мотивированное решение изготовлено 23.12.2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург «16» декабря 2022 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семянниковой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева А. Е. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 о признании незаконным решения об отказе во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
истец Николаев А.Е. предъявил к ответчику Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 (далее – Управление социальной политики № 27) иск о признании незаконным решения № от 31.05.2022 об отказе во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности включить в данные списки.
В обоснование иска указано, что ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда», о чем принято решение № от 31.05.2022. С данным отказом истец не согласен, полагает, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку имеет необходимый общий трудовой (страховой) стаж, награжден ведомственными знаками отличия за заслуги военной службе.
В судебном заседании истец Николаев А.Е. иск поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске и дополнительных письменных объяснениях (л.д. №), просил учесть, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета сформированы без учета выслуги лет, что является неверным, несмотря на то, что в материалах пенсионного дела есть соответствующая справка.
Представитель ответчика Управления социальной политики № 27 Петрова О.В., действующая по доверенности от 01.01.2022 (л.д. №), в судебном заседании иск не признала по доводам представленного письменного отзыва (л.д. №), в котором поддержала основания принятия оспариваемого истцом решения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее – ОПФР по Свердловской области).
Представитель третьего лица Ляпустина А.Н., действующая по доверенности от 01.10.2021 (л.д. №), в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению по доводам представленного письменного отзыва и устных дополнений, указала, что по имеющимся в ОПФР по Свердловской области данным индивидуального (персонифицированного) учета страховой стаж истца Николаева А.Е. составил 24 года 08 месяцев 02 дня. Поскольку истец является получателем военной пенсии, периоды службы, включенные в стаж при назначении пенсии за выслугу лет, не будут учитываться в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости, поскольку это прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд находит иск Николаева А.Е. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статьям 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1). Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3).
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах»).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награждённые ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Одним из обязательных условий для присвоения звания «Ветеран труда» в порядке подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», являлось наличие у претендующего лица именно трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с пунктом «а» абзаца 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Свердловской области от 25.11.2004 № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» Губернатором Свердловской области 05.06.2006 был издан Указ № 458-УГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области» (далее - Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», Положение), которым на Министерство социальной политики Свердловской области возложена обязанность организовать работу по присвоению звания «Ветеран труда» в соответствии с названным Положением.
Данным Положением предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, из числа лиц, награжденных орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенных благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющих трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подпункт 1 пункта 1).
Звание «Ветеран труда» присваивается указом Губернатора Свердловской области (пункт 2).
Лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства заявление о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также подлинники или нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Заявление и документы, подтверждающие право на присвоение звания «Ветеран труда», могут быть поданы в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения лично, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), а также с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, в форме электронных документов.
При подаче заявления лично, через МФЦ, а также с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, днем принятия заявления считается день поступления заявления и документов, подтверждающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (пункт 3).
Лица, указанные в подпункте 1 части первой пункта 1 настоящего положения, представляют документы о награждении орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностями Президента Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу).
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия сведения о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица (пункт 4).
К ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (пункт 5).
К наградам и знакам отличия, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года, относятся, в частности, ведомственные знаки отличия, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу), решение о награждении которыми принято руководителями федеральных органов исполнительной власти (подпункт 3 пункта 6).
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения отказывает во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» при отсутствии права на присвоение звания «Ветеран труда» (подпункт 1 пункта 9-1).
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что 27.05.2022 через МФЦ истец Николаев А.Е. обратился в Управление социальной политики № 27 с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. №).
Решением № от 31.05.2022 Николаеву А.Е. отказано во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с отсутствием права (подпункт 1 пункта 9-1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (л.д. №).
Как следует из уведомления Управления социальной политики № 27 от 03.06.2022 № 04/1995 истцу отказано во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» по причине того, что представленные документы не подтверждают наличие трудового (страхового стажа), учитываемого для назначении пенсии, не менее 25 лет либо выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (л.д. №).
Представленными истцом и представителем ответчика документами, на основании которых было принято вышеуказанное решение, следует, что Николаев А.Е., <данные изъяты> года рождения, проходил военную службу: по призыву в ВС РФ с 14.05.1997 по 29.04.1998, по контракту с 30.04.1998 по 13.12.2016, выслуга лет в календарном исчислении составляет 19 лет 07 месяцев 27 дней. Николаев А.Е. награжден медалями «За отличие в военной службе» III степени (приказ от 14.09.2007 №, «За отличие в военной службе» II степени (приказ от 29.08.2012 № Указанная информация предоставлена <данные изъяты> в справке № от 05.03.2022, составленной по материалам личного дела Николаева А.Е., для предъявления в Министерство социальной политики Свердловской области (л.д. №).
Согласно сведениям о состоянии индивидуального счета застрахованного лица Николаева А.Е. по состоянию на 01.04.2022 стаж истца, учитываемый для цели назначения пенсии, составляет 24 года 08 месяцев 04 дня (л.д. №).
Кроме того, истцом были представлены кассовые чеки от 03.03.2022 и 17.05.2022 об исполнении истцом обязанности по уплате страховых взносов, поскольку с 10.04.2017 по настоящее время осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. №), период с 10.04.2017 по 31.12.2021 включен в его страховой стаж, последующий период с 01.01.2022 по 25.05.2022 в индивидуальном лицевом счете не отражен в связи с не наступлением срока для передачи налоговым органом в пенсионный орган соответствующей информации.
В ответе на судебный запрос <данные изъяты> сообщило, что Николаеву А.Е. с 14.12.2016 назначена пенсия за выслугу лет, при этом в выслугу 23 лет на пенсию были засчитаны следующие периоды: 09.07.1991 – 14.06.1996 – студент Уральского государственного университета, 14.05.1997 – 13.12.2016 – военная служба в Министерстве обороны Российской Федерации, <данные изъяты> (л.д. №).
В ответе на судебный запрос ОПФР по Свердловской области указал, что у Николаева А.Е. страховой стаж, имеющийся на индивидуальном лицевом счете, составил 24 года 08 месяцев 02 дня:
с 18.12.1996 по 29.04.1997, обычные условия, 00 лет 04 месяца 12 дней;
с 14.05.1997 по 29.04.1997 служба в армии по призыву, 00 лет 11 месяцев 16 дней;
с 30.04.1998 по 13.12.2016 военная служба (не по призыву), 18 лет 07 месяцев 14 дней;
с 10.04.2017 по 10.04.2017, обычные условия (ИП), 00 лет 00 месяцев 01 день;
с 13.04.2017 по 31.12.2021, обычные условия (ИП), 04 года 08 месяцев 19 дней (л.д. 127).
В ответе на судебный запрос ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга сообщила, что за период с 01.01.2022 по 25.05.2022 Николаевым А.Е. были уплачены денежные средства – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка, задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 32448 рублей (10.01.2022), 8611 рублей 25 копеек (05.03.2022), 8611 рублей 25 копеек (17.05.2022); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 2191 рубль 50 копеек (05.03.2022), 2191 рубль 50 копеек (17.05.2022) (л.д. №).
Оценивая по правилам части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Николаев А.Е. является получателем пенсии за выслугу лет в <данные изъяты> с 14.12.2016 пожизненно, выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 07 месяцев 27 дней, поскольку именно такая информация была предоставлена истцом ответчику и из неё исходил ответчик при рассмотрении заявления истца от 27.05.2022.
Суд обращает внимание, что согласно данным трудовой книжки истца учеба в Уральском государственном университете имела место с 01.09.1991 по 10.06.1996 (л.д. № – №), что не соответствует информации о периоде учебы в этом учебном заведении, которая указана <данные изъяты> в ответе на судебный запрос как период с 09.07.1991 – 14.06.1996.
По смыслу закона, право на получение звания «Ветеран труда» законодателем связывается с необходимой продолжительностью трудового стажа, стажа по выслуги лет в связи с чем, наличие выслуги, исчисленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» для рассматриваемых правоотношений и присвоения звания «Ветеран труда» не учитывается.
Таким образом, при подсчете стажа по выслуге лет, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда», включение в стаж периода прохождения службы, предусмотренное при назначении пенсии, не может быть применено при определении права на получение звания «Ветеран труда», соответствуют требованиям закона.
То обстоятельство, что истец был уволен с правом на пенсию за выслугу лет и является пенсионером в <данные изъяты> с 14.12.2016 для разрешения настоящего спора правового значения не имеет, поскольку пенсия ему назначена в связи с наличием выслуги более 20 лет в льготном исчислении, в то время как согласно норме подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» необходимо наличие выслуги лет, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет именно в календарном исчислении.
Вопросы, связанные с несогласием истца относительно периодов работы и службы, которые не были отражены или отражены неверно пенсионным органом на индивидуальном лицевом счете истца предметом настоящего спора не являются, требования к ОПФР по Свердловской области истцом не предъявляются.
Ответчиком Управлением социальной политики № 27 решение об отказе во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», принималось с учетом информации о трудовом стаже истца, полученной от ОПФР по Свердловской области в порядке межведомственного взаимодействия, и нашла свое подтверждение при рассмотрении данного дела.
Оснований для исключения по ходатайству истца из числа доказательств сведений о состоянии индивидуального счета застрахованного лица (л.д. №), а также решения пенсионного органа от 24.06.2022 об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении сведений о страховом стаже с 01.01.2022 по 20.06.2022, периода военной службы по призыву с 14.05.1997 по 29.04.1998 в двойном размере (л.д. 72) у суда не имеется, поскольку при отсутствии сведений о состоянии индивидуального счета застрахованного лица определение страхового стажа истца в данном случае исходя из заявленных истцом требований будет невозможным. Указание в решении от 24.06.2022 о том, что сведения о периоде военной службы по призыву в двойном размере будут учтены при назначении пенсии, так как программой не предусмотрено это сделать, не свидетельствует о недостоверности и недопустимости этого документа как доказательства, поскольку к настоящему времени вопрос о назначении истцу страховой пенсии по старости не рассматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
С учетом этого, принимая во внимание, что к дате обращения с заявлением к ответчику истец уже являлся получателем пенсии по выслуге лет, периоды службы, включенные в стаж при назначении пенсии за выслугу лет, не могут учитываться в страховом стаже при назначении страховой пенсии по старости, о чем обоснованно утверждает представитель третьего лица. Следовательно, на дату 27.05.2022 Николаев А.Е. не имел страхового стажа 25 лет, требуемого для получения права на присвоения звания «Ветеран труда», несмотря на то, что в 2022 году им производилась уплата страховых взносов, которые подлежат учету в индивидуальном лицевом счете в 2023 году.
Суммирование периода выслуги лет и страхового стажа, учитываемого для назначения пенсии законом не предусмотрено, исходя из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо для мужчин наличие трудового (страхового) стажа менее 25 лет или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, то есть 20 лет.
С учетом этого все иные доводы истца правового значения для дела не имеют.
Таким образом, разрешая заявленные требования, отказывая в их удовлетворении, суд исходит из того, что для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие у истца выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, в календарном исчислении, либо трудового (страхового) стажа менее 25 лет. Поскольку на момент обращения истца с заявлением в уполномоченный орган требуемой выслуги лет в календарном исчислении или страхового стажа у истца не имелось, правовых оснований для включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», не имелось, несмотря на то, что всем иным требованиям истец соответствовал и это ответчиком не оспаривалось.
При таком положении оснований для признания решения № от 31.05.2022 об отказе во включении истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности включить в данные списки не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении иска Николаева А. Е. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 о признании незаконным решения об отказе во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.
Судья Ю.А. Блинова