А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 сентября 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Буровой А.В.,
Кирюхиной М.А.,
при секретаре Гаук А.А.,
с участием истца Туголукова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Туголукова Валерия Павловича к Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя Республики Крым, Администрации г. Симферополя Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо - Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, по апелляционной жалобе Туголукова Валерия Павловича на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 июля 2024 года,
у с т а н о в и л а:
в феврале 2024 года Туголуков В.П. обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики, в котором просил обязать поставить его на учет лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что он является военным пенсионером, в связи с чем должен быть обеспечен отдельным жильем. Отказ ответчика обеспечить его жильем вследствие непринятия на учет до 01 февраля 2015 года, считает нарушающим его права.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым, занесенным в протокол судебного заседания от 10.06.2024, к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация г. Симферополя Республики Крым, в качестве третьего лица Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 июля 2024 года в удовлетворении исковых требований Туголукова В.П. отказано.
В апелляционной жалобе Туголуков В.П. просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя от 9 июля 2024 года. Указывает, что на л.д. 4 имеется отказ МКУ Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя РК от ДД.ММ.ГГГГ № № в постановке его на квартирный учет на основании поданного им заявления. Судом не приято во внимание, что им подано два заявления, одно из которых направленно в МО РФ, другое лично в МКУ Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя РК.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что Туголуков В.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является майором в отставке и проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах МО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На обращение истца от 01.12.2023, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № №, Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики администрации города Симферополя сообщило, что истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города Симферополя не состоит, в связи с чем у него отсутствует право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном постановлением Совета министров Республики Крым от 05.05.2017 № 237.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец с заявлением о постановке на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, не обращался, в связи с чем на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в Администрации города Симферополя не состоит.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела, сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Согласно положениям ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Право военнослужащих на жилище закреплено в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с абзацем первым п. 1 которого, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На основании абзаца 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона 27.05.1998 № 76-ФЗ, военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, Договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 52 ЖК Российской Федерации, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Из абзаца 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ следует, что при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм следует, что военнослужащий - гражданин по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более и признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, вправе получить в собственность жилое помещение с учетом членов семьи по нормам, установленным в статье 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76, по выбранному месту жительства один раз.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Из вышеизложенного правового регулирования следует, что для получения мер государственной поддержки военнослужащий должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, условием для которого в свою очередь является отсутствие у военнослужащего жилого помещения либо обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения.
Таким образом истец, при соответствии необходимым критериям нуждаемости в улучшении жилищных условий имеет возможность обратиться с заявлением о постановке на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
При отсутствии со стороны истца обращения с заявлением о постановке на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, возложение обязанности на ответчика поставить истца на учет граждан, нуждающихся в получении жилья, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не представляется возможным.
Военнослужащий Туголуков В.П. ни в период прохождения военной службы, ни на момент увольнения с военной службы на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял, свое право на обеспечение жилым помещением не реализовал по собственному усмотрению.
Обращение истца на имя Шойгу С.К. ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в адрес Муниципального казенного учреждения Департамент жилищной политики 01.12.2023 из Аппарата Совета министров Республики Крым, содержащее просьбы разъяснительного характера, не является заявлением о постановке на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Сведения о том, обеспечивался ли бывший военнослужащий Туголуков В.П. постоянным жилым помещением либо субсидией на приобретение жилого помещения при увольнении с военной службы в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 июля 2024 года соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих, уволенных в запас, жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Туголукова Валерия Павловича без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26 сентября 2024 года.
Судьи: