Дело №2-587/2024 УИД 21RS0012-01-2024-000719-13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 октября 2024 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Турхан А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.Н.,
с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Закамской Е.А.,
представителя третьего лица ОНД и ПР по Моргаушскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Чувашской Республике <данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «№» Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать учреждение аварийным освещением,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «№» Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики (далее №»), отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать дошкольное учреждение аварийным освещением на путях эвакуации в соответствии с требованиями СП 52.13330 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение», утвержденных приказом Минстроя России от 7 ноября 2016 года №777/пр.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики совместно с ОНД и ПР по Моргаушскому муниципальному округу УНД и ПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике- Чувашии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка №», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330, которое должно включаться при отключении основного освещения.
Данные нарушения законодательства создают угрозу безопасности жизни и здоровью детей дошкольного общеобразовательного учреждения. Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ по данному факту было внесено представление об устранении выявленных нарушений. В настоящее время выявленное нарушение не устранено.
Помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Закамская Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представители ответчика – №» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причина неявки суду не известна.
Представители ответчика - отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Начальник отдела ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель третьего лица - ОНД и ПР по Моргаушскому муниципальному округу УНД и ПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии ФИО9. требования иска подержал, просил иск удовлетворить.
Представители третьего лица - администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причина неявки суду не известна.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28), к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 2 статьи 28).
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 82 Технического регламента кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону (часть 9 статьи 82 Технического регламента).
В соответствии с частью 1 статьи 84 Технического регламента оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Согласно пункту 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479, эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года №194 утвержден свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Согласно 4.3.12 выше указанного свода правил в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Из материалов дела следует, что основными целями деятельности Детского сада «Василек» является: организация образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики совместно с ОНД и ПР по Моргаушскому муниципальному округу УНД и ПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике- Чувашии проведена проверка Детского сада «Василек», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности - на объекте защиты отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Письмом от 24 июля 2024 года №19 администрация №» сообщила, что с целью устранения выявленных нарушений сделан запрос коммерческих предложений на разработку проектно-сметной документации. После уточнения суммы расходов на установку аварийного освещения в адрес администрации Моргаушского муниципального округа будет направлена просьба о выделении дополнительных финансовых средств.
Согласно смете монтажа, установки и пуско-наладки аварийного освещения от ДД.ММ.ГГГГ исполнителем ИП ФИО4 работы по устранению выявленных пожарных нарушений оценены в 486 800 руб.
ДД.ММ.ГГГГ администрация детского сада ходатайствовала о выделении денежных средств согласно прилагаемой смете.
Из пояснений представителя истца в суде, письменных доказательств по делу, судом установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения в полном объеме не устранены.
Таким образом, действующим законодательством о пожарной безопасности установлены требования и правила, обязательные для применения и исполнения. В ходе проведенной проверки выявлено невыполнение требований пожарной безопасности, которые №» обязано устранить.
Согласно уставу №» является дошкольным образовательным учреждением. Учредителем его и собственником имущества, закрепленного за ним, является Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики в лице администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики. От имени администрации функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет структурное подразделение администрации - отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.
В то же время №» является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, расчетный, иные счета. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несёт обязанность.
Согласно Уставу образовательного учреждения, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет субсидии из бюджета Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, предоставляемой на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением услуг в соответствии с муниципальным заданием, и на иные цели.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий, суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определить срок исполнения в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу. С учетом пояснений участников судебного разбирательства, суд считает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «№ «Василек» Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики и отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики оборудовать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «№» Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, расположенное по адресу: ФИО1, <адрес> аварийным освещением на путях эвакуации в соответствии с требованиями СП 52.13330.2016 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 года №777/пр, в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2024 года.
Судья А.Н. Турхан