РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Жуковский Московская область |
10 октября 2016 года |
Жуковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Царькова О.М.
при секретаре Григорьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной Н.Г. к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №38 о взыскании денежной компенсации за приобретение технических средств реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Гришина Н.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №38 о взыскании денежной компенсации за приобретение технических средств реабилитации.
В обоснование иска указано, что Х года Бюро №15 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области» Минтруда России для Гришиной Н.Г. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). Согласно перечню мероприятий медицинской реабилитации, содержащемуся в ИПР, истица нуждалась в эндопротезировании. В соответствии с перечнем технических средств реабилитации (ТСР) истице было предписано установить эндопротез коленного сустава.
Хг. в ... «...» Гришиной Н.Г. была проведена операция, в результате которой ей установлен тотальный эндопротез левого коленного сустава ... с цементной фиксацией.
Комплект эндопротеза левого коленного сустава стоимостью ... рублей был приобретен истицей Хг. самостоятельно за счет собственных средств, что подтверждается справкой №* от Х., договором купли-продажи №* от Х., счетом на оплату №* от Х., чеком от Х., товарной накладной №* от Х., счетом-фактурой №* от Х.
Хг. Гришина Н.Г. обратилась в Филиал №38 ГУ-МОРО ФСС РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез коленного сустава.
Хг. в письме №* Филиала №38 ГУ-МОРО ФСС РФ истице было сообщено, что распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014г. №1776-р, вступившим в силу с 1 января 2015г., внесены изменения в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р. Из пункта 8 данного перечня исключены эндопротезы.
Начиная с Хг. обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Обеспечение инвалидов после Хг. эндопротезами как техническими средствами реабилитации не допускается.
Вышеизложенное и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, также указала на то, что ответчик должен был возместить расходы на приобретение комплекта эндопротеза левого коленного сустава, так как право на его получение у неё возникло до Х года.
Представитель ответчика иск не признал, указал на то, что с Х года обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации за счет средств Фонда обязательно медицинского страхования Российской Федерации.
Представитель ГУ МОРО ФСС РФ в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела, выслушав сторон, изучив письменные возражения ответчика и дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
Установлено, что Гришина Н.Г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Х года Бюро №15 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области» Минтруда России для Гришиной Н.Г. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). Согласно перечню мероприятий медицинской реабилитации, содержащемуся в ИПР, истица нуждалась в эндопротезировании. В соответствии с перечнем технических средств реабилитации (ТСР) истице было предписано установить эндопротез коленного сустава.
Хг. в ... «...» Гришиной Н.Г. была проведена операция, в результате которой ей установлен тотальный эндопротез левого коленного сустава ... с цементной фиксацией.
Комплект эндопротеза левого коленного сустава стоимостью ... рублей был приобретен истицей Хг. самостоятельно за счет собственных средств, что подтверждается справкой №* от Х., договором купли-продажи №* от Х., счетом на оплату №* от Х., чеком от Х., товарной накладной №* от Х., счетом-фактурой №* от Х.
Из представленной в материалы дела справки №* от Х года выданной заместителем главного врача по лечебной работе «... №*» Титовой И.Ю., истица не была обеспечена бесплатно необходимым средством реабилитации согласно ИПР и имеет право на получение денежной компенсации за его самостоятельное приобретение.
Хг. Гришина Н.Г. обратилась в Филиал №38 ГУ-МОРО ФСС РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез коленного сустава, приложив необходимые документы.
Хг. в письме №* Филиала №38 ГУ-МОРО ФСС РФ истице было сообщено, что распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014г. №1776-р, вступившим в силу с 1 января 2015г., внесены изменения в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р. Из пункта 8 данного перечня исключены эндопротезы. Начиная с Хг. обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Обеспечение инвалидов после Хг. эндопротезами как техническими средствами реабилитации не допускается.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами и не оспариваются сторонами.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имеется обязанность по выплате компенсации в заявленном размере.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг за счет средств федерального бюджета.
Статья 8 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепляет, что социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В статье 11.1 Закона определено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Государством в силу статьи 10 Закона инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30 декабря 2005 года утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (далее ТСР) и услуг, предоставляемых инвалиду.
Пунктом 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р в число технических средств реабилитации были включены протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ (ч. 8). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14).
Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014 г. N 1776-р внесены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, изменения, которыми эндопротезы исключены из данного перечня.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.11.2014 г. N 17-4/10/2-8639, обеспечение эндопротезами за счет средств социального страхования после Х г. осуществляется гражданам из числа инвалидов, право которых на получение эндопротезов как технических средств реабилитации, рекомендованных в индивидуальной программой реабилитации, наступило до Х г.
Х года истцу уполномоченным учреждением выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида бессрочно, в соответствии с которой истице предписано установить эндопротез коленного сустава.
Из материалов дела следует, что расходы на приобретение технического средства реабилитации понесены истцом в рамках срока, определенного индивидуальной программой реабилитации осуществления мероприятий медицинской реабилитации и разработанной до внесения изменений в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
С учетом изложенных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что поскольку, гарантированные государством обязательства по социальной реабилитации инвалидов до Х г. включающие в себя эндопротезирование возникли перед истцом ранее этой даты, следовательно, они должны быть исполнены в том объеме и порядке, который был предусмотрен до внесения изменения в нормативные акты, регулирующие обеспечение инвалидов гарантированных государством мер социальной реабилитации.
Доводы представителя ответчика о том, что с Х года обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, суд не может принять во внимание, поскольку сам по себе данный факт не освобождает ответчика от выполнения обязанности, возникшей у него перед истцом до вступления в силу вышеуказанных изменений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гришиной Н.Г. к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №38 о взыскании денежной компенсации за приобретение технических средств реабилитации - удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №38) в ползу Гришиной Н.Г. денежную компенсацию за приобретение технических средств реабилитации инвалида в размере ... руб..
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Жуковский городской суд.
Судья: О.М. Царьков