Решение по делу № 33-135/2020 от 12.12.2019

Председательствующий: Калинина К.А.

Дело № 33-135/2020

2-3317/2019

УИД 55RS0007-01-2019-004289-84

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Оганесян Л.С.,

судей Емельяновой Е.В., Леневой Ю.А.,

при секретаре Жуковой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Омске 09 января 2020 года

дело по апелляционной жалобе Швеца А.Б., Швец Е.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 11 октября 2019 года по гражданскому делу по иску Швеца А. Б., Швец Е. А. к АО «Петербургская сбытовая компания», ООО «Омская энергосбытовая компания» о признании действий по отключению электроэнергии незаконными, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи областного суда Леневой Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Швец А.Б., Швец Е.А. обратились с иском к ООО «Омская энергосбытовая компания» о признании действий незаконными, компенсации морального вреда. В обоснование требований указали, что зарегистрированы и фактически проживают по адресу: <...>

<...> без предварительного уведомления ответчиком произведено отключение дома от электроснабжения в связи с наличием задолженности по оплате, которая погашена <...>, вместе с тем, электроснабжение восстановлено не было.

<...> истцами в адрес ООО «Омская энергосбытовая компания» направлена претензия, в ответе на которую ответчик ссылается на соблюдение предусмотренного постановлением Правительства РФ от <...> № <...> порядка приостановления поставки электроэнергии.

Полагают, что названный нормативный акт применению не подлежит, а действующим гражданским законодательством не предусмотрено прекращение поставки энергии в связи с наличием задолженности по оплате.

В связи с этим просили признать незаконными действия ответчика по прекращению поставки электрической энергии, обязать восстановить подачу электрической энергии в дом по адресу: <...> за счет ООО «Омская энергосбытовая компания», взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <...> в пользу каждого.

Судом к участию в деле в порядке статьи 40 ГПК РФ привлечено АО «Петербургская сбытовая компания», в порядке статьи 43 ГПК – АО «Омскэлектро».

Истцы в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчиков ООО «Омская энергосбытовая компания», АО «Петербургская сбытовая компания» Лихтнер А.С., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав на соблюдение порядка приостановления поставки коммунального ресурса и отсутствие оснований для ее возобновления в связи с неоплатой потребителями услуг по отключению и подключению объекта к электроснабжению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Омскэлектро» в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 11 октября 2019 года постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Швец А. Б., Швец Е. А. к АО «Петербургская сбытовая компания», ООО «Омская энергосбытовая компания» о признании действий незаконными, возложении обязанности, компенсации морального вреда отказать в полном объеме».

В апелляционной жалобе Швец А.Б., Швец Е.А. просят решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска. В обоснование требований приводят доводы о нарушениях, допущенных при составлении акта об отключении электроэнергии, который составлен в их отсутствие и без вручения им его копии. От имени исполнителя и абонента акт подписан одним и тем же лицом, не указана дата его составления, номер, время отключения электроэнергии. Обстоятельства, установленные судом, не подтверждены надлежащими доказательствами: не представлено подтверждение уведомления истцов о предстоящем отключении электроэнергии, направляемые им платежные документы таким уведомлением не являются, составлены с нарушением Закона РФ «О бухгалтерском учете», не содержат номер договора, специальный банковский индивидуальный расчетный счет, открытый на потребителей и платежного агента, наименования и подписи ответственного должностного лица. Полагают, что постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 к спорным правоотношениям применению не подлежит, поскольку не прошло предусмотренную законом процедуру опубликования. Кроме того, нормами статей 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, обладающими большей юридической силой, не предусмотрено прекращение поставки коммунального ресурса при наличии задолженности по его оплате.

В возражениях на жалобу АО «Петербургская сбытовая компания» просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав истцов, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «ОЭК» по доверенности Корнилову Е.И., которая полагала, что основания для апелляционного вмешательства отсутствуют, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении данного дела допущено не было.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу Швец А.Б. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой <...>, расположенный по <...>, в указанном доме по месту жительства зарегистрирована его дочь – Швец Е.А.

Дом оборудован индивидуальным прибором учета электрической энергии № <...>, <...> выпуска, межповерочный интервал которого составляет 16 лет.

Снабжение дома электрической энергией осуществляется АО «Петербургская сбытовая компания», которому с 01 марта 2014 года приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 февраля 2014 года № 76 присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», в том числе Омской области.

<...> в связи с наличием задолженности по оплате поставка электрической энергии истцам была прекращена представителем ООО «Омская энергосбытовая компания», действующим на основании агентского договора от <...> от имени АО «ПСК».

Обращаясь за судебной защитой своих прав, истцы ссылались на незаконность действий ресурсоснабжающей организации, поскольку о прекращении поставки электрической энергии они не предупреждались, совершение таких действий при наличии задолженности по оплате Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено, кроме того, после погашения имеющейся задолженности подача энергии не была возобновлена.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из наличия у истцов задолженности по оплате электроэнергии на момент прекращения ее поставки, надлежащего уведомления потребителей о возможном ограничении (прекращении) поставки в связи с наличием таких обстоятельств, и неоплатой расходов, связанных с введением ограничения и возобновлением предоставления коммунальной услуги.

С выводами районного суда коллегия соглашается и условий для их переоценки не усматривает.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской     Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 названного Кодекса (пункт 5 части 2 ст. 153 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (пункт 1 ст. 155 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацам 1 - 3 пункта 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Подпунктом «а» пункта 117 названных Правил предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены поименованными Правилами.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (п. 118 Правил).

В соответствии с пунктом 119 Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Данная норма Правил, определяющая, в каком порядке исполнитель имеет право ограничить или приостановить предоставление потребителям коммунальных услуг, соответствует общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации об исполнении обязательств. Указанные положения не допускают принятия мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника, определяют способы доведения информации о принятии указанных мер.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, действующим законодательством, а именно, пп. «а» п. 119 Правил № 354 с 01.01.2017 предусмотрена возможность направления потребителю-должнику предупреждения (уведомления) об ограничении и приостановлении предоставления коммунальной услуги путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).

Согласно выписке из лицевого счета по состоянию на <...> года задолженность истцов по оплате услуг за потребленную электроэнергию составила <...>. Уведомление о предстоящем приостановлении предоставления коммунальной услуги было включено ответчиком в квитанции на оплату электроэнергии за февраль и <...>, которые по имеющимся в материалах дела сведениям УФПС Омской области «Почта России» были доставлены до почтовых ящиков абонентов дома <...>. Получение квитанций истцами не оспаривается.

Как следует из акта работ в электроустройствах от <...> на электролинии отсутствует техническая возможность частичного ограничения поставки электроэнергии (<...>), ввиду чего <...> электроснабжение жилого дома было приостановлено.

Поскольку на момент приостановления поставки электроэнергии задолженность по оплате превышала сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления – <...> в течение установленного срока погашена не была, соглашение о погашении задолженности отсутствует, постольку коллегия находит правильными выводы районного суда о законности действий ответчиков по приостановлению предоставления коммунального ресурса. Нарушений порядка введения приостановления допущено не было.

В соответствии с пунктом 120 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия (п. 121 (1) Правил № 354).

Как видно из представленных документов долг в размере 12 704,28 руб. оплачен истцами <...>, вместе с тем, расходы, связанные с приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги, как того требуют положения пункта 120 Правил № 354, возмещены не были. В этой связи основания для возложения на ответчиков обязанности по возобновлению истцам поставки электрической энергии у районного суда отсутствовали.

Не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену судебного акта и доводы апеллянтов о составлении акта о прекращении поставки электрической энергии в их отсутствие, поскольку таких требований закон не содержит, обязательное участие потребителя при совершении действий по прекращению поставки коммунального ресурса, вручение ему соответствующего акта нормативно не регламентировано.

В пункте 1 Правил № 354 указано, что документ регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливает их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, определяет основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентирует вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Зарегистрированные нормативные акты в течение десяти дней после дня их регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (<...>) (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763). «Официальный интернет-портал правовой информации» является источником официального опубликования для ведомственных актов, прошедших государственную регистрацию, с <...>.

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале «Российской газеты» (<...>).

До <...> официальным источником опубликования являлся Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (пункт 12 Указа Президента РФ 23.05.1996 № 763).

Первоначальный текст Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, был опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 30.05.2011, № 22, ст. 3168, «Российская газета», № 116, 01.06.2011.

Вопреки убеждению апеллянтов, Правила № 354 прошли процедуру официального опубликования, являются специальной нормой, полномочиями по утверждению правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах делегированы Правительству Российской Федерации законодателем (ст. 157 ЖК РФ). В этой связи позиция подателей жалобы о том, что указанный нормативный акт применению к спорным правоотношениям не подлежит, не может быть признана состоятельной.

Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы о несоответствии платежных документов, выставляемых для оплаты электрической энергии, Закону РФ «О бухгалтерском учете», Закону РФ от 03.06.2009 № 103-ФЗ, разделу 4 Положения ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П, поскольку требования к платежному документу и сведения, содержащиеся в нем, определены пунктом 69 Правил от 06.05.2011 № 354, также согласно пункту 71 вышеуказанных Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению утверждена приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Омска от 11 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Швеца А.Б., Швец Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-135/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Швец Евгения Андреевна
Швец Андрей Борисович
Ответчики
АО Петербургская сбытовая компания
ООО Омская энергосбытовая компания
Другие
АО Омскэлектро
Суд
Омский областной суд
Судья
Ленёва Юлия Александровна
Дело на странице суда
oblsud.oms.sudrf.ru
12.12.2019Передача дела судье
09.01.2020Судебное заседание
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020Передано в экспедицию
09.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее