Дело-№а-1377/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания - Курамагомедовой З.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1377/20 по административному исковому заявлению Гамзатовой Шахрузат Расуловны к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным постановление администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке согласования гр. Гамзатовой Ш.Р. проектирования и строительства комплекса 16-ти этажных многоквартирных домов с торгово-офисными помещениями на первом этаже по <адрес>, участок № «в» <адрес>»,
установил:
Гамзатова Ш. Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным постановление администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке согласования гр. Гамзатовой Ш.Р. проектирования и строительства комплекса 16-ти этажных многоквартирных домов с торгово-офисными помещениями на первом этаже по <адрес>, участок № «в» <адрес>», мотивируя свои требования тем, что постановление администрации принято лишь со ссылкой на протест прокурора, без учета норм действующего законодательства и не содержит ссылки на предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации основания. Рассмотрения протеста прокуратуры было проведено без ее участия, она не была уведомлена о времени и месте его рассмотрения. О вынесенном постановлении она узнала из письма администрации <адрес> вместе с тем само постановление не было приложено к письму. Таким образом, она была лишена права на защиту и не могла представить доводы в защиту своих интересов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, доказательства уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили в связи, с чем суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, представленные возражения и проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № гр. Гамзатовой Ш. Р. согласовано проектирование и строительство 16-ти этажных многоквартирных домов с торгово-офисными помещениями на первом этаже, в соответствии с градостроительными нормами и правилами, на собственных земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:6749, 05:40:000061:6752, 05:40:000061:6751, 05:40:000061:6753, общей площадью 11247, 00 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, участок № «в». Рекомендовано: получить в Управление архитектуры и градостроительства <адрес> архитектурно-планировочное задание на проектирование и разработать проектную документацию на строительство с учетом требований в области охраны окружающей среды при проектировании зданий и сооружений и согласовать с Управлением архитектуры и градостроительства <адрес>; получить заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и представить на Градостроительный совет Управления архитектуры и градостроительства <адрес>; получить разрешение на строительство в Управление по вопросам координации капитального строительства <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> Республики Дагестан внесен протест № на постановление врио главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и разрешение на строительство от 26.09.20017 г. №.
Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке согласования гр. Гамзатовой Ш.Р. проектирования и строительства комплекса 16-ти этажных многоквартирных домов с торгово-офисными помещениями на первом этаже по <адрес>, участок № «в» <адрес>», отменено.
Полагая, что постановление Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено с нарушением требований законодательства Гамзатова Ш. Р. обратилась в суд о признании его незаконным.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ приняты и действуют Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>", утвержденные решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 9-5 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>".
Территориальная зона, в которой располагаются земельные участки с кадастровыми номерами № №, 05:40:000061:6752, 05:40:000061:6751, 05:40:000061:6753, а также возведенный административным истцом 16-ти этажный многоквартирный дом с торгово-офисными помещениями на первом этаже относятся к зоне Р2, то есть зона озелененных территорий общего пользования.
Правилами застройки с ДД.ММ.ГГГГ в территориальной зоне озелененных территорий общего пользования Р2 в качестве основного разрешенного вида использования земельных участков указано 5.4 «Причалы для маломерных судов», 9.0 «Деятельность по собой охране и изучению природы», 9.1 «Охрана природных территорий», в качестве условно разрешенного вида использования указано 4.4 «Магазины», 4.6 «Общественное питание», в качестве вспомогательного вида разрешенного использования указано 12.0 «Земельные участки (территории) общего пользования.
Такой вид разрешенного использования земельных участков как 2.6 "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" не предусмотрен.
В ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.
В ст. 42 ЗК РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений ст. ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
В части 3 ст.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации отмечено, что, установление органами, индивидуальными предпринимателями, организациями, указанными в пункте 7.4 части 1 настоящей статьи, обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.
Во исполнение ст. 6 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.
Судом установлено, что в указанном выше перечне не предусмотрена такая услуга, как "выдача постановления о согласовании и проектировании строительства многоквартирных жилых домов".
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.30 Устава городского округа с внутригородским делением "<адрес>", утвержденного Собранием депутатов городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 8-7 Глава <адрес> в пределах своих полномочий издает правовые акты.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ, установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В силу ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанных норм, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
В связи, с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку отмененное постановление Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № издано с нарушением перечисленных норм земельного, градостроительного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Гамзатовой Шахрузат Расуловны к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным постановление администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке согласования гр. Гамзатовой Ш.Р. проектирования и строительства комплекса 16-ти этажных многоквартирных домов с торгово-офисными помещениями на первом этаже по <адрес>, участок № «в» <адрес>» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Судья А. К. Мамаев