Дело № 2-4149/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года г. Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., с участием истца Максимовой Л.К., при секретаре Кадыровой А.Е., помощнике судьи Бирюк О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Максимовой Людмилы Константиновны к Максимовой Елене Валерьевне, Максимову Евгению Валерьевичу, Рыжих Ольге Валерьевне о выделе доли из наследственной массы, признании права собственности на выделенную долю,
УСТАНОВИЛ:
Истец Максимова Л.К. обратилась в суд с иском к Максимовой Е.В., Максимову Е.В., Рыжих О.В. о выделе супружеской доли из наследственной массы, указав, что 30.12.2005 г. умер ее супруг М.В.М.. После его смерти открылось наследство в виде квартиры, земельного участка в СНТ «Сатурн», автомобиля ВАЗ-2101, титульным собственником которого являлся М.В.М. Наследниками по закону первой очереди являются она и дети умершего - Максимова Е.В., Максимов Е.В., Рыжих О.В. Дети Максимова Е.В., Максимов Е.В. от наследства отказались. Право собственности на земельный участок в СНТ «Сатурн» надлежащим образом не зарегистрировано, имеется только свидетельство на право собственности на землю, выданное 26.10.1993 г. При обращении к нотариусу ей было разъяснено о возможности выделения в судебном порядке супружеской доли в земельном участке. Просила признать за ней право собственности на супружескую долю в размере 1/2 части земельного участка, площадью 514 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного в СНТ «Сатурн», участок №, ЦАО г. Омска.
В судебном заседании истец Максимова Л.К. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчики Максимова Е.В., Максимов Е.В., Рыжих О.В. в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения заявленных исковых требований, уведомлены надлежащим образом, возражений по иску не заявили.
Третье лицо нотариус Кизерова Т.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 30.03.1977 г. между М.В.М. и Кузнецовой (после вступления в брак Максимовой) Л.К. был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака № № от 30 марта 1977 года.
Согласно свидетельству о смерти № от 31.12.2005 года подтверждается факт смерти М.В.М. 30.12.2005 г.
После его смерти открылось наследство.
Из материалов наследственного дела (в частности, к/свидетельств о рождении) № следует, что наследниками по закону первой очереди после смерти М.В.М. являются супруга Максимова Л.К., дети Максимова Е.В., Максимов Е.В., Рыжих О.В.
Наследники Максимова Е.В. и Максимов Е.В. отказались от наследства, что оформлено надлежащим образом у нотариуса.
На основании заявлений от Рыжих О.В. и Максимовой Л.К. о принятии наследства нотариусом было открыто наследственное дело в отношении имущества, скончавшегося Максимова В.М.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно пункту 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 256 ГК РФ и ст. ст. 34-37 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В силу статьи 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными данным Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока (пункт 8).
В состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33, 34 Семейного кодекса Российской Федерации) (пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9).
Частью 1 ст. 36 СК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству на право собственности на землю от 26.10.1993 г. на основании решения Омского райсполкома от 23.09.1988 г. № Максимову В.М., как собственнику, землепользователю был предоставлен земельный участок для садоводства №, площадью 514 кв.м, расположенный в СНТ «Сатурн» Центрального АО г. Омска.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что указанный земельный участок площадью 514 кв.м поставлен на кадастровый учет, 26.10.1993 г. ему присвоен кадастровый номер №, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
В силу абзацев первого и второго пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров или иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, законодатель разграничивает в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей договоры (сделки) и акты государственных органов, органов местного самоуправления и не относит последние к сделкам, в том числе безвозмездным.
Бесплатная передача в собственность земельного участка одному из супругов во время брака на основании акта органа местного самоуправления (что в данном случае имеет место быть, т.к. право собственности у Максимова В.М. на земельный участок возникло в силу акта органа местного самоуправления - решения Омского райсполкома от 23.09.1988 г. № №) не может являться основанием его отнесения к личной собственности этого супруга. Следовательно, в данном случае, норма ст. 36 СК РФ применению не подлежит.
Таким образом, земельный участок, предоставленный Максимову В.М. собственность на основании акта органа местного самоуправления в период брака, в соответствии с положениями статьи 34 СК РФ относится к общему имуществу супругов.
В соответствии с п. 1 ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Доказательств того, что между супругами имелось соглашение об ином определении долей в отношении указанного земельного участка, суду не представлено.
Поскольку истец Максимова Л.К. от своего права на супружескую долю в общем имуществе, оставшемся после смерти Максимова В.М., не отказывалась, включение принадлежащей ей супружеской доли в наследственную массу не может быть признано законным. Включение доли в совместно нажитом имуществе в наследственную массу нарушает права и законные интересы истца как пережившего супруга.
С учетом изложенного, поскольку земельный участок является совместно нажитым имуществом супругов, доли супругов в имуществе равные, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о выделении ее супружеской доли из совместно нажитого имущества и признании за ней права собственности на ? долю указанного земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования (пункт 8).
Проанализировав изложенное выше, суд полагает необходимым оставшуюся ? долю земельного участка включить в наследственную массу и поделить ее в равных частях между наследниками, принявшими наследство, а именно, между истцом Максимовой Л.К. и Рыжих О.В., признав за каждой право собственности по ? доли указанного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.░., ░░░░░░░░ 30.12.2005 ░░░░ ░ ░░░░ ? ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 514 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░ 30.12.2005 ░░░░ ? ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 514 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/4 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 55:36:150431:21, ░░░░░░░░ 514 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░