УИД: 0
Дело 12-1265/2021
Р Е Ш Е Н И Е
20 декабря 2021 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Вернигорова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Вернигорова Евгения Александровича постановление N от ... и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «АльфаПромСтрой» Вернигорова Евгения Александровича,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением N от 14 апреля 2021 года и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга (далее ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга) ФИО по делу об административном правонарушении директор общества с ограниченной ответственностью «АльфаПромСтрой» (далее ООО «АльфаПромСтрой») Вернигоров Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Вернигоров Е.А. обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление изменить и назначить наказание в виде предупреждения, ссылаясь на существенный размер штрафа, несоразмерный допущенному правонарушению.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 22 июня 2021года жалоба передана в Оренбургский областной суд для направления на рассмотрение в суд общей юрисдикции.
Определением Оренбургского областного суда от 8 сентября 2021года жалоба Вернигорова Е.А. передана на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Вернигоров Е.А. доводы жалобы подержал, просил постановление изменить назначить наказание в виде предупреждения.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
В соответствии с положениями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля устанавливает Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, является валютной операцией.
В силу пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами являются:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях";
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезидентами являются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях";
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Вернигоров Е.А. является директором ООО «АльфаПромСтрой».
На основании поручения N от 11 марта 2021 года с целью соблюдения порядка проведения валютных операций ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга проведена проверка соблюдения ООО «АльфаПромСтрой» валютного законодательства.
В ходе мероприятий валютного контроля ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга установлено осуществление ООО «АльфаПромСтрой» валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках юридическими лицами при расчетах с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, а именно: согласно платежным ведомостям от 8 июля 2019 года, от 6 августа 2019 года выдана заработная плата за июнь – июль 2019 года в сумме 213 555,3 рублей нерезидентам ФИО угли, ФИО угли, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО угли, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО угли, временно проживающим на территории Российской Федерации, не имеющим гражданство Российской Федерации и не имеющих вида на жительство. Меду ООО «АльфаПромСтрой» в лице директора Вернигорова Е.А. и вышеуказанными нерезидентами заключены трудовые договоры. Выплата заработной платы за период с июнь – июль 2019 года осуществлялась через кассу ООО «АльфаПромСтрой», что следует из расчётных листков за каждый расчетный месяц, платежных ведомостей по датам выдачи заработной платы с подписью в получении денег нерезидентов с указанием номера платежной ведомости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 8 апреля 2021 года в отношении директора ООО «АльфаПромСтрой» Вернигорова Е.А. протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого и.о. начальника ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга ФИО вынесено обжалуемое постановление, директор ООО «АльфаПромСтрой» Вернигоров Е.А. привлечен к административной ответственности части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и виновность Верногорова Е.А. подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом 8 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении; платежными ведомостями от 8 июля 2019 года, от 6 августа 2019 года; трудовыми договорами, заключенными между ООО «АльфПромСтрой» и гражданами Республики Узбекистан ФИО угли, ФИО угли, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО угли, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО угли; справками о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год; копиями паспортов, патентов и другими представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание совокупность представленных в материалах дела доказательств, свидетельствующих о несоблюдении валютного законодательства, должностное лицо пришло к правомерному выводу о виновности директора ООО «АльфаПромСтрой» Вернигорова Е.А. в инкриминируемом административном правонарушении.
При рассмотрении дела по существу, были установлены фактические обстоятельства полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении должностным лицом.
Представленные в материалы дела доказательства собраны без нарушений закона, являются достаточными, допустимыми в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласуются между собой, оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется.
Перечень расчетов в денежной форме между юридическими лицами-резидентами и лицами-нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках содержится в части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":
Указанный перечень является окончательным и расширению не подлежит, иные валютные операции без использования банковских счетов в уполномоченных банках юридическими лицами при расчетах с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не предусмотрены.
В указанном перечне отсутствует возможность осуществления наличных расчетов юридических лиц-резидентов с физическими лицами-нерезидентами по заработной плате.
Материалами дела подтверждено, что директор ООО «АльфаПромСтрой» Вернигоров Е.А. осуществил валютные операции в виде выплаты заработной платы нерезидентам в 2019 году по платежным ведомостям через кассу ООО «АльфаПромСтрой» в сумме 213 555,3 рублей.
Таким образом, выплата директором ООО «АльфаПромСтрой» Вернигоровым Е.А. иностранным работникам заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке, свидетельствует о совершении заявителем жалобы незаконной валютной операции и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, директор ООО «АльфаПромСтрой» Вернигоров Е.А. обоснованно привлечен к административной ответственности, его действия правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу частей 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено.
Учитывая, что совершенное Вернигоровым Е.А. административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере валютного контроля и регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, ведет к неконтролируемому потоку валютных ценностей, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики, то есть, создает угрозу экономической и национальной безопасности Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.
Административное наказание Верногорову Е.А. назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
При таких обстоятельствах оснований для изменения постановления не имеется.
Постановление о привлечении Вернигорова Е.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления и направление дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, не имеется.
Таким образом, постановление N от 14 апреля 2021 года и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга ФИО. Г.Ю., которым директор ООО «АльфаПромСтрой» Вернигоров Е.А. признан виновным и привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, суд признает законным и обоснованным, а поданную жалобу не подлежащей удовлетворению.
На основании вышеизложенного в соответствие со статьей 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление N от 14 апреля 2021 года и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «АльфаПромСтрой» Вернигорова Евгения Александровича, – оставить без изменения, жалобу Вернигорова Евгения Александровича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.
Судья: подпись О.В.Ермошкина