№ 91RS0003-01-2022-002018-49№ 2-1593/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Джанкой 27 октября 2022 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Пиун О.А.
при помощнике Рожковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богдановича С.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, понуждении назначить страховую пенсию,
установил:
14 апреля 2022 года Богданович С.В. обратился в Центральный районный суд Республики Крым с иском, в котором указывает, что 23.12.2021 он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, вместе с заявлением были предоставлены все необходимые документы. Решением отдела установления пенсий № Управления установления пенсий ГУ – Отделения ПФ РФ по Республике Крым от 30.03.2022 № ему было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемой величины страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента, которые рассчитаны пенсионным органом в <данные изъяты> при требуемом 13 лет, ИПК – <данные изъяты>, при требуемом 23,4. Из решения об отказе усматривается, что страховой стаж истца не засчитаны периоды его работы с 06.07.2005 по 31.12.2005, с 03.05.2006 по 24.09.2007 по трудовой книжке колхозника №, дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствуют сведения о переводе на постоянную работу, то есть данные периоды работы требуют документального подтверждения, а также не учтены периоды работы в колхозе «<данные изъяты>», <данные изъяты>, так как записи об участии в общественном хозяйстве оформлены с нарушением п. 6 Положения № 310, следовательно, данные периоды работы должны быть подтверждены дополнительными документами. Однако, уточняющие справки о стаже, заработной плате и переименовании предприятия № от 01.08.2007 и № от 19.07.2017, выданные <данные изъяты>, не приняты ответчиком к рассмотрению, поскольку они предоставлены лично заявителем и достоверность сведений, указанных в них, должна быть подтверждена компетентным органом Украины. С указанным решением истец не согласен, просит признать решение об отказе в установлении ему страховой пенсии № от 30.03.2022 незаконным, обязать ответчика включить в страховой стаж периоды его трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера, работника на разных видах работ, сторожа в колхозе «<данные изъяты>», <данные изъяты>, с 06.07.2005 по 31.12.2005 в должности <данные изъяты> в сельском доме культуры <данные изъяты>, с 03.05.2006 по 24.09.2007 в должности <данные изъяты> в детском садике «<данные изъяты>, принять к рассмотрению справку о заработной плате для исчисления пенсии № от 01.08.2007 года, справку № от 19.07.2017, выданные <данные изъяты>, и назначить ему страховую пенсию по старости с даты возникновения права, то есть с 16.01.2022. Также истец просит взыскать с ответчика понесенные им судебные расходы.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя РК от 26.05.2022 указанное гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Джанкойский районный суд РК (л.д. 65), принято к производству судьи определением от 28.06.2022 (л.д. 72).
Истец Богданович С.В. и его представитель по доверенности Суханек Ю.П. в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом. Представитель истца подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 124).
Представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 119), ранее направил в адрес суда возражения на иск, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме (л.д. 79-83).
В соответствии со статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, обозрев оригинал выплатного дела, оценив предоставленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
При этом законодатель в статье 35 данного Федерального закона установил переходные положения, предусматривающие, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть 1) и далее начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Федеральному закону (часть 2); а величина индивидуального пенсионного коэффициента, при наличии которой с 1 января 2015 года назначается указанная пенсия, не может быть ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (часть 3).
Таким образом, право на назначение страховой пенсии имеют мужчины, достигшие в первом полугодии 2022 года 61,5 лет, при наличии страхового стажа не менее 13 лет и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента – 23,4.
Судом установлено, что 23 декабря 2021 года Богданович С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в отдел установления пенсий № Управления установления пенсий ГУ – Отделения ПФ РФ по Республике Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставив все необходимые документы (л.д. 44, 45, л.д. 13, 14, 15-16 выплатного дела).
Решением отдела установления пенсий № Управления установления пенсий государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Республике Крым ПФ РФ № от 30.03.2022 Богдановичу С.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой величины страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 30-32, л.д. 1-3 выплатного дела).
Страховой стаж истца, рассчитанный пенсионным органом, составил <данные изъяты> (при требуемой величине 13 лет), в который учтены следующие периоды работы и иной деятельности: с 01.09.1975 по 01.07.1978 период учёбы в СПТУ № <адрес>, с 24.07.1978 по 02.08.1979 работа в <данные изъяты>, с 23.04.1980 по 03.05.1982 служба в армии по призыву, с 01.02.1996 по 03.05.1996 работа в централизованной группе <данные изъяты>, с 01.12.2016 по 31.08.2019 уход трудоспособным лицом за лицом достигшим 80 лет.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента рассчитана пенсионным органом в <данные изъяты>, что ниже установленного ч. 2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ (23,4) (л.д. 32, л.д. 3 выплатного дела).
Так, из указанного решения об отказе в назначении страховой пенсии усматривается, что в страховой стаж Богдановича С.В. не засчитаны периоды его работы с 06.07.2005 по 31.12.2005, с 03.05.2006 по 24.09.2007 по трудовой книжке колхозника №, дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ, поскольку внесённые записи некорректны: отсутствуют сведения о переводе на постоянную работу, что является нарушением п. 2.13 Инструкции, то есть данные периоды работы требуют документального подтверждения. Также в страховой стаж истца не учтены периоды работы истца в колхозе «<данные изъяты>», <данные изъяты> (с 01.09.1979 по 22.04.1980, с 18.05.1982 по 01.08.1995, с 02.07.1996 по 02.12.2002), так как записи об участии в общественном хозяйстве оформлены с нарушением п. 6 Положения № 310, следовательно, данные периоды работы должны быть подтверждены дополнительными документами. Уточняющие справки о стаже, заработной плате и переименовании предприятия от 01.08.2007 №, от 19.07.2017 №, выданные <данные изъяты>, не представляется возможным принять к рассмотрению, поскольку они предоставлены лично заявителем и достоверность сведений, указанных в них, должна быть подтверждена компетентным органом Украины, в соответствии с нормами Соглашения.
Отказ со стороны ответчика в учете в страховой стаж истца отдельных периодов его работы, а также предоставленный архивных справок препятствуют истцу в реализации его конституционного права на пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию. Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации о гражданстве, имеют право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В силу ст. 12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ч.ч. 1, 2 статьи 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208 - ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обращении граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, за назначением пенсии, пенсия назначается с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. При этом заявление назначении пенсии может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Как предусмотрено ч.ч. 3.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как указывалось выше, пенсионный орган не учел о в страховой стаж Богдановича С.В. периоды его работы с 01.09.1979 по 22.04.1980, с 18.05.1982 по 01.08.1995, с 02.07.1996 по 02.12.2002 в колхозе «<данные изъяты>», <данные изъяты>, так как записи об участии в общественном хозяйстве оформлены с нарушением п. 6 Положения № 310, периоды работы с 06.07.2005 по 31.12.2005, с 03.05.2006 по 24.09.2007 по трудовой книжке колхозника №, дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствуют сведения о переводе на постоянную работу, что является нарушением п. 2.13 Инструкции.
Из трудовой книжки колхозника серии №, дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ, в разделе «Членство в колхозе» усматривается, что Богданович С.В. 01.09.1979 принят в члены к/за <данные изъяты> Джанкойского района (прот. № от 05.09.1979), к/з <данные изъяты> переименован на <данные изъяты> (протокол № от 07.02.92), (л.д. 49).
В разделе «Сведения о работе» указанной трудовой книжки имеются записи следующего содержания (л.д. 49-50, л.д.25-28 выплатного дела):
01.09.1979 к/з <данные изъяты> направлен на разные работы,
01.01.1980 переведен шофером,
23.04.1980-03.05.1982 – служба в СА,
18.05.1982 преступил к работе в гараже шофером,
01.08.1995 разрешен выход из членов <данные изъяты> по собственному желанию,
01.02.1996 назначен на должность водителя в централизованную хозяйственную группу <данные изъяты>,
03.05.1996 уволен по собственному желанию,
02.07.1996 принят в хозяйство <данные изъяты>, направлен на работу в тракторную бригаду № сторожем,
02.12.2002 освобожден от должности по собственному желанию,
06.07.2005 принят в сельский дом культуры <адрес> сельского совета уборщиком служебных помещений по контракту до 31.12.2005,
03.05.2006 переведен подсобным рабочим в детский садик «<данные изъяты>» <адрес>,
24.09.2007 уволен по собственному желанию.
В разделе «Трудовое участие в общественном хозяйстве» указанной трудовой книжки имеются записи следующего содержания (л.д. 50 оборот, л.д. 28 оборот выплатного дела):
- в 1982 году при принятом колхозом годовом минимуме трудового участия в общественном хозяйстве 185 трудодней Богдановичем С.В. выполнено 211 трудодней;
- в 1983 году при минимуме 280 т/д выполнено 314,5 т/д;
- в 1984 году при минимуме 280 т/д выполнено 326 т/д,
- в 1985 году при минимуме 280 т/д выполнено 291 т/д;
- в 1986 году при минимуме 280 т/д выполнено 297 т/д;
- в 1987 году при минимуме 280 т/д выполнено 297 т/д;
- в 1988 году при минимуме 280 т/д выполнено 286 т/д;
- в 1989 году при минимуме 280 т/д выполнено 285 т/д;
- в 1990 году при минимуме 280 т/д выполнено 310 т/д;
- в 1979 году при минимуме 85 т/д выполнено 26,5 т/д;
- в 1980 году при минимуме 88 т/д выполнено 97 т/д;
- служба в СА 23.04.80-03.05.82;
- в 1991 году при минимуме 280 т/д выполнено 317 т/д;
- в 1992 году при минимуме 280 т/д выполнено 282 т/д;
- в 1993 году при минимуме 260 т/д выполнено 267 т/д;
- в 1994 году при минимуме 260 т/д выполнено 260 т/д;
- в 1995 году при минимуме 110 т/д выполнено 110 т/д;
- в 1996 году при минимуме 125 т/д выполнено 148 т/д;
- в 1997 году при минимуме 259 т/д выполнено 325 т/д;
- в 1998 году при минимуме 259 т/д выполнено 332 т/д;
- в 1999 году при минимуме 250 т/д выполнено 349 т/д;
- в 2000 году при минимуме 255 т/д выполнено 336 т/д;
- в 2001 году при минимуме 240 т/д выполнено 240 т/д.
В соответствии с Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 22 августа 1989 г. № 114 на членов колхозов распространен порядок пенсионного обеспечения, установленный для рабочих и служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и абз. 1 п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Образцы трудовой книжки колхозника и вкладыша к ней были утверждены Постановлением Совмина СССР от 21.04.1975 года № 310. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225, которое действовало до 01 сентября 2021 года, «О трудовых книжках» имеющиеся у работников (колхозников) трудовые книжки ранее установленного образца были действительны и обмену на новые не подлежали.
При этом сведения, содержащиеся в трудовой книжке, не могут быть приняты только в том случае, если они внесены с нарушением положений трудового законодательства, действовавшего на момент внесения записей (КЗоТ РСФСР, ТК РФ), либо правил оформления трудовых книжек (Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162; Инструкции по заполнению трудовых книжек, утверждённой Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»). Только при наличии указанных обстоятельств, в качестве доказательств стажа работы в определенный период могут приниматься иные документы, содержащие соответствующие сведения, и только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
До 01.01.2002 г. трудовые пенсии в Российской Федерации назначались по нормам Федерального закона от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях Российской Федерации», согласно ст. 89 которого в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от её характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Согласно ст. 96 Федерального закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях Российской Федерации» трудовой стаж, приобретённый до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования», устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.
Согласно пункту 66 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы.
В материалах гражданского дела, а также в материалах выплатного дела имеется справка №, выданная 19.07.2017 <данные изъяты> подтверждающая, что Богданович С.В. работал в колхозе «<данные изъяты>», <данные изъяты> Джанкойского района АР Крым в период с сентября 1979 года по апрель 1980 года, с мая 1982 года по июнь 1995 года, с июля 1996 года по декабрь 2002 года. Указаны сведения об отработанных Богдановичем С.В. трудоднях за период трудовой деятельности в сельскохозяйственном производстве, которые полностью совпадают с данными об отработанных трудоднях, указанными в его трудовой книжке. Основанием для выдачи справки являются лицевые счета колхозника (л.д. 54, л.д. 41 выплатного дела).
Также указанная справка содержит сведения о переименовании 07.02.1992 колхоза «<данные изъяты>» в <данные изъяты>»), 31.03.2000 на базе <данные изъяты> образовано паевое кооперативное хозяйство «<данные изъяты>», минимум трудового участия в <данные изъяты> с 31.03.2000 не устанавливается, с 14.12.2005 <данные изъяты> реорганизовано путем присоединения к <данные изъяты>» (<данные изъяты>) в агроцех №, как структурное подразделение, <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты> (<данные изъяты>»), согласно приказа № от 19.12.2011отдел кадров <данные изъяты>» принял на хранение кадровые архивы ликвидированных агроцехов, в том числе кадровые архивы агроцеха №, <данные изъяты>» 25.04.2016 изменено на <данные изъяты>» (л.д. 54, л.д. 41 выплатного дела).
Также в материалах гражданского дела, а также в материалах выплатного дела имеется справка №, выданная 01.08.2017 <данные изъяты>», подтверждающая размере заработной платы Богдановича С.В. в колхозе <данные изъяты> за период с 1987 года по 1991 год (л.д. 56, л.д. 40 выплатного дела).
Из ответа <данные изъяты>» от 08.08.2022, предоставленного на запрос суда, усматривается, что не предоставляется возможным предоставить данные в отношении Богдановича С.В. в связи с тем, что все архивные документы колхоза «<данные изъяты>», <данные изъяты> по лицевым счетам работников, личным делам работников структурного подразделения с\х комплекса Агроцех № <данные изъяты> на основании приказа № от 19.12.2011 находятся на ответственном хранении в отделе кадров <данные изъяты> (л.д. 102).
Кроме того, пенсионным органом в связи с проведением проверки достоверности выдачи справки о стаже и отработанных трудоднях от 19.07.2017 № и справки о заработной плате от 01.08.2017 №, выданных <данные изъяты>», были направлены запросы первичные — 21.08.2020 №. 28.12.2020 №, 7.11.2021 №, повторный от 27.12.2021 № в <данные изъяты>.
Вместе с тем, из решения об отказе в назначении пенсии усматривается, что по состоянию на 23.03.2022 акт проверки в адрес пенсионного органа не поступили (л.д. 32).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, и того, что периоды работы истца подтверждены справками, записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, за все время пребывания в членах колхоза «<данные изъяты>», <данные изъяты>, а также за время работы истец полностью выполняла норму трудового участия в общественном хозяйстве, в связи с чем оснований для отказа во включении периодов с 01.09.1979 по 22.04.1980, с 18.05.1982 по 01.08.1995, с 02.07.1996 по 02.12.2002 в страховой стаж истца у пенсионного органа не имеется.
Также, по запросу суда в материалы гражданского дела администрацией Табачненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым предоставлена справка о том, что Богданович С.В. с 06.07.2005 был принят <данные изъяты> (распоряжение № от 06.07.2005), 03.05.2006 переведен на другую работу <данные изъяты> (распоряжение № от 03.05.2006), 24.09.2007 уволен по собственному желанию (распоряжение № от 24.09.2007), а также копии указанных распоряжений (л.д. 114, 115, 116, 117).
Справкой администрации Табачненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым от 05.08.2022 № подтверждается размер заработной платы, выплаченный Богдановичу С.В., в период его работы с 2005 года по 2007 год в <данные изъяты>, в <данные изъяты> (л.д. 101).
В соответствии с положениями статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Исходя из п. 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, а также п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69, в разделе трудовой книжки «Сведения о работе» делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации.
Порядок заполнения трудовых книжек в спорный период работы истца регламентировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162.
В соответствии с положениями указанной Инструкции в трудовую книжку должны быть внесены записи о приеме на работу, переводах на иную работу, увольнениях.
Пунктом 2.3. Инструкции установлено, что все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Пунктом 2.7 указанной Инструкции предусмотрено, если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии – вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
Согласно п. 2.14 Инструкции если за время работы рабочего или служащего наименование предприятия изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки делается запись: «Предприятие такое-то с такого-то числа переименовано в такое-то», а в графе 4 проставляется основание переименования - приказ (распоряжение), его дата и номер.
Согласно п. 4.1. при увольнении записи в трудовой книжке должны быть заверены подписью руководителя и печатью предприятия.
Согласно пункту 18 Постановления Совета Министров СССР от 06.09.1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Принимая во внимание вышеуказанные нормативные акты, на работодателя возложена обязанность по ведению трудовых книжек, внесению сведений о работнике, выполняемой им работе, реорганизации предприятия, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника.
Собранные по данному делу доказательства с достаточной полнотой, объективностью и достоверностью подтверждают, что истец действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, с 03.05.2006 по 24.09.2007 в должности <данные изъяты> в детском садике «<данные изъяты>, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в его общий страховой стаж.
Ненадлежащее оформление записей в трудовой книжке истца является виной работодателя и, соответственно, работник не может быть ответственным за неполное содержание записей в его трудовой книжке или неграмотное заполнение трудовой книжки, поскольку ведение трудовых книжек является обязанностью работодателя, недочеты которого не могут ограничивать права истца, в том числе и право на назначение страховой пенсии.
Решая вопрос о возможности возложить на ответчика обязанность назначить Богдановичу С.В. страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», суд учитывает, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился 23.12.2021, но возраста <данные изъяты> лет достиг ДД.ММ.ГГГГ, согласно предварительному расчету ответчика при включении спорных периодов в страховой стаж истца, его стаж составит <данные изъяты> (требуемый 12 лет), величина ИПК, с учетом принятия к рассмотрению архивной справки о заработной плате № от 01.08.2017 – <данные изъяты> (при требуемом – 21,0), поэтому, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с даты возникновения права, то есть с 16 января 2022 года (л.д. 122).
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ). К издержкам, связанным с рассмотрением дела, помимо прочего относятся расходы на оплату услуг представителей (абзац пятый ст. 94 названного кодекса).
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Так, в подтверждении расходов за оказание юридических услуг предоставлен договор об оказании юридических услуг от 11.04.2022, заключенный между истцом Богдановичем С.В. и Суханек Ю.П., предметом которого является подготовка искового заявления к ГУ-ОПФ РФ по РК о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, понуждении совершить определенные действия, а также предоставление интересов заказчика в суде по указанному иску (л.д. 126).
В соответствии с условиями указанного договора, стоимость правовой помощи определена сторонами в сумме <данные изъяты> руб., из квитанции № от 11.04.2022 усматривается, что Богданович С.В. оплатила Суханек Ю.П. стоимость оказанных услуг в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 125).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке. Вместе с тем, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (пункт 12). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13).
На основании изложенного, суд, соблюдая необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, исходя из обстоятельств дела, которое не представляло значительной сложности по сбору доказательств (документы имеются в выплатном деле, а также по ходатайству представителя истца были истребованы судом) и доведению правовой позиции, с учетом принципов разумности и справедливости, считает возможным уменьшить размер подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца судебных расходов. При этом суд принимает во внимание, объем оказанных представителем услуг – составление искового заявления, время, потраченное на оказание услуг, минимальные ставки адвокатов за аналогичные услуги - 5 000 руб. и 6 000 руб., учитывает, что лицо, оказывавшее правовую помощь, адвокатом не является, и определяет размер подлежащих взысканию судебных расходов на оплату услуг представителя, в размере 10 000 рублей.
Данный размер расходов, по мнению суда, является обоснованным, отвечает требованиям разумности, соразмерен объему оказанной правовой помощи и времени затраченному представителем, соотносится с объемом защищенного права, обеспечивает необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
В тоже время, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца относительно взыскания с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины при обращении с иском в суд.
В силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном Фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, Пенсионный Фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Из статьи 5 Закона «Об обязательном пенсионном страховании» следует, что Пенсионный Фонд Российской Федерации является государственным учреждением и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Таким образом, су приходит к выводу, что Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым относится к органам государственной власти, в связи с чем, на него распространяются положения статьи 333.36 НК РФ об освобождении от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Богдановича С.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, понуждении назначить страховую пенсию, – удовлетворить частично.
Признать решение отдела установления пенсий № Управления установления пенсий государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Республике Крым ПФ РФ № от 30.03.2022 об отказе в назначении страховой пенсии Богдановичу С.В. незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж Богдановича С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды его работы с 01.09.1979 по 22.04.1980, с 18.05.1982 по 01.08.1995, с 02.07.1996 по 02.12.2002 в должности <данные изъяты> в колхозе «<данные изъяты>», <данные изъяты>, с 06.07.2005 по 31.12.2005 в должности <данные изъяты> в сельском доме культуры <адрес> Джанкойского района, с 03.05.2006 по 24.09.2007 в должности <данные изъяты> в детском садике «<данные изъяты>, принять к учету справку о заработной плате для исчисления пенсии № от 01.08.2017 за период с января 1987 года по декабрь 1991 года, справку об отработанных трудоднях за период трудовой деятельности в сельскохозяйственном производстве № от 19.07.2017 за период с 1979 года по 1980 год, с 1982 года по 2002 год, выданные <данные изъяты>, и назначить Богдановичу С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости с 16 января 2022 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в пользу Богдановича С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, судебные расходы в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> рублей).
В остальной части иска в части судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Пиун
Решение принято в окончательной форме 02.11.2022 г.