Дело №2-2929/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года г. Новосибирск
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Стебиховой М.В.,
при секретаре Борисенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титаренко Н. С., действующей в своих интересах и в интересах опекаемого <данные изъяты> к администрации <адрес> об обязании предоставить земельный участок,
у с т а н о в и л:
Титаренко ЕН.С., действующая в своих интересах и в интересах опекаемого <данные изъяты>. обратилась в суд с иском, в котором просила предоставить истцу земельный участок в собственность бесплатно общей площадью не менее 1500 кв.м. в Кубовинском либо Мочищенском сельсовете в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ее сын <данные изъяты> является инвалидом детства, состоит на учебе у невролога и психиатра, самостоятельно не стоит, не сиди и не ходит. Решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 11.05.2016 он признан недееспособным, истец назначена его опекуном. Она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка 25.10.2013, за 10 лет земельный участок предоставлен не был.
Истец Титаренко Н.С. и ее представитель в судебном заседании заявленные исковые требования подержали, дополнительно дали пояснения.
Представитель ответчика администрации Новосибирского района Новосибирской области в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями была не согласна, по основаниям изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, дополнительно дала пояснения.
Выслушав пояснение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Титаренко Н.С. является матерью <данные изъяты> который является инвалидом детства бессрочно, решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 11.05.2016 признан недееспособным, его опекуном назначена истец.
25.10.2013 истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка семье, имеющего ребенка-инвалида для дачного строительства (л.д. 26).
Истец была включена в сводный реестр граждан, состоящих на учете на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.
До настоящего времени земельный участок не предоставлен.
Конституция РФ (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного Закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 6 Жилищного кодекса РФ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Установление факта нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий при реализации им права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства вытекает из приведенных положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области регламентируются Законом Новосибирской области от 05 декабря 2016 № 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области».
Согласно подпункту «г» пункта 2 части 1 статьи 5 Закона Новосибирской области от 05 декабря 2016 N 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, постоянно проживающим на территории Новосибирской области, в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления: земельных участков, расположенных на территориях сельских поселений Новосибирской области, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства – гражданам, имеющим детей-инвалидов.
Частью 2 указанной статьи закреплено, что земельные участки гражданам, указанным в подпунктах «б» - «д» пункта 1, пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, для индивидуального жилищного строительства предоставляются в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях).
Таким образом, региональное законодательство также условием предоставления социальных гарантий является тот факт, что инвалид состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включен в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что семья Титаренко Н.С. и <данные изъяты> на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, их исковые требования связаны с предоставлением земельного участке не для индивидуального жилищного строительства, для улучшения жилищных условий семьи, имеющего инвалида, а для ведения садоводства.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 сентября 2014, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем в целях установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Соответственно, такое право связано с их нуждаемостью в улучшении жилищных условий и является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а только на тех, кто нуждается в получении такой меры социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеющих основания для постановки на такой учет.
В остальных случаях земельный участок предоставляется инвалиду, не признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, в общем порядке, предусмотренном Законом.
Статьей 6 Законом Новосибирской области от 05 декабря 2016 № 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» установлено, что Учет граждан, постоянно проживающих в пределах муниципального округа, муниципального района Новосибирской области, а также граждан, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 3 части 1 статьи 5 настоящего Закона, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в пределах муниципального округа, муниципального района Новосибирской области, осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных округов, муниципальных районов Новосибирской области.
Учет граждан, постоянно проживающих в пределах городского округа Новосибирской области, а также граждан, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 3 части 1 статьи 5 настоящего Закона, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в городском округе Новосибирской области, осуществляется органом местного самоуправления муниципального округа, муниципального района Новосибирской области, прилегающего к соответствующему городскому округу Новосибирской области.
Учет производится органами учета путем ведения сводного реестра. Правительством Новосибирской области (часть 2 статьи 6 Закона N 112-ОЗ).
Порядок ведения сводного реестра граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 N 271-п "Об установлении Порядка ведения сводного реестра граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно".
Порядок регламентирует ведение сводного реестра граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно.
Согласно части 3 указанного Порядка водный реестр ведется в электронной форме с использованием подсистемы сводный реестр граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно" государственной информационной системы Новосибирской области "Межведомственная автоматизированная информационная система".
В сводный реестр вносятся сведения о постановке на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (далее - постановка на учет), в собственность бесплатно, либо снятии граждан с данного учета (часть 4).
Наличие у истца права на бесплатное получение земельного участка для садоводства, само по себе не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить его без соблюдения соответствующей процедуры, которая закреплена законом.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (статья 40, часть 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 23 апреля 2015 года № 772-О часть четырнадцатая статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятая в порядке реализации вышеуказанных конституционных положений, закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере (определения от 20 ноября 2014 года N 2728-О, от 23 декабря 2014 года N 2963-О и N 2986-О).
Соответственно, эта норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя, обратившегося за льготным получением земельного участка для индивидуального жилищного строительства без представления документов, подтверждающих признание его и членов его семьи в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Учитывая, что истцы состоит в общем порядке в очереди на получение земельного участка как семья, имеющая инвалида, суд приходит к выводу, что основания для возложения на ответчика предоставить земельный участок в первоочередном (внеочередном) порядке отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
В удовлетворении требований Титаренко Н. С. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Новосибирска.
Судья М.В. Стебихова
Мотивированное решение суда составлено 22.05.2024.