Решение по делу № 2-2628/2018 от 12.02.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 19 марта 2018 года                                                 Дело № 2-2628/2018

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре: Гавриш Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова А.А. к Губернатору Тюменской области Якушеву В.В., Правительству Тюменской области, Главе Администрации города Тюмени Моору А.В., Администрации города Тюмени, Департаменту финансов Тюменской области, МБУ «Тюменьгормост» о компенсации морального вреда и вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Романов А.А. обратился в суд с иском к ответчикам Губернатору Тюменской области Якушеву В.В., Правительству Тюменской области, Главе Администрации города Тюмени Моору А.В., Администрации города Тюмени, Департаменту финансов Тюменской области, МБУ «Тюменьгормост в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просил признать действия Правительства Тюменской области, Губернатора Тюменской области Якушева В.В. Администрации города Тюмени, Главы Администрации города Тюмени Моора А.В., МБУ «Тюменьгормост в отношении истца дискриминационными и нарушающими его права; признать действия Правительства Тюменской области, Губернатора Тюменской области Якушева В.В., Администрации города Тюмени, Главы Администрации города Тюмени Моора А.В., МБУ «Тюменьгормост нарушающими: Конституцию РФ, Конвенцию ООН, Федеральный закон 181-ФЗ, Постановление Правительства РФ « Доступная среда»; признать действия Правительства Тюменской области, Губернатора Тюменской области Якушева В.В., Администрации города Тюмени, Главы Администрации города Тюмени Моора А.В., МБУ «Тюменьгормост нарушающими право на свободу передвижения гарантированное ст. 27 Конституции РФ; признать действия Правительства Тюменской области, Губернатора Тюменской области Якушева В.В., Администрации города Тюмени, Главы Администрации города Тюмени Моора А.В., МБУ «Тюменьгормост нарушающими право на равенство и равноправие гарантированное ст. 19 Конституции РФ; взыскать с казны субъекта Российской Федерации моральный вред и вред здоровью истца, в лице Департамента финансов Тюменской области 2000000 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец поехал на почтовое отделение по адресу <адрес> для того чтобы получить пришедшую на его имя посылку, затем он вернулся на остановку общественного транспорта «<данные изъяты>» для того чтобы уехать домой, так как по времени ему нужно было вернуться домой до 18:00 он решил не объезжать кругами через центр города по ул. Республики и Пермякова, поэтому решил попробовать подняться и перейти улицу по воздушному пешеходному переходу, пешеходный переход ни как не приспособлен для маломобильных граждан, нет никаких подъёмных устройств и даже никаких кнопок вызова помощи и в частности для его ни как не оборудован. Романов А.А. решил попробовать чтобы с экономить время подняться по ступеням перехода, миновав 6 ступеней он запнулся, упал на колени и ударился головой, с большим трудом поднявшись на ноги в 17:30 он вызвал Скорую медицинскую помощь, врачи которой оказали ему помощь при спуске с этих 6 ступней, и оказали первую медицинскую помощь и затем доставили в приемное отделение ГБУЗ ТО « Областной клинической больницы » где был поставлен диагноз: «<данные изъяты>». Врачи выписали лекарство и отправили Романова А.А. под наблюдение и лечение хирурга по месту жительства. Так как истец является инвалидом <данные изъяты> и относится к маломобильной группе населения, он имеет право на доступную среду, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной и социальной инфраструктуры, на равенство прав и свобод, также я считает, что в отношении истца проявлена дискриминация. Исходя из вышесказанного, считает, что в отношении истца было проявление дискриминации, в результате которой он испытал сильное моральное потрясение, унижение достоинства личности и получил травмы. Дискриминация выразилась в том, что было нарушение права истца на Доступную среду, нарушением равенства в реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, в следствии данных нарушений кроме морального вреда, истец получил травмы которые очень негативно отразились на его здоровье.

Истец Романов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям в нем изложенным.

             Представитель ответчика Правительства Тюменской области, Смирнова А.Б., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, представила письменные возражения.

            Ответчики Губернатор Тюменской области Якушев В.В., Глава Администрации города Тюмени Моор А.В., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

            Представитель ответчика Администрации города Тюмени Свидницкая С.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, представила письменные возражения.

            Представитель ответчика Департамента финансов Тюменской области Куракина Е.Г., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, представила письменные возражения.

Представитель ответчика МБУ «Тюменьгормост» Могорян Л.М., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, представила письменные возражения.

Третье лицо Уполномоченный по правам человека в Тюменской области Миневцев С.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. 2, 7, 18 и 19).

В силу п. п. 3, 5 Декларации о правах инвалидов, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 9 данного Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч. 5 ст. 15 Закона).

Перечисленные в ст. 15 Закона гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции того или иного объекта.

Судом установлено, что строительство надземного пешеходного перехода через автомобильную дорогу «Обход г. Тюмени на участке <адрес> осуществлялось в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Департаментом по строительству Администрации города Тюмени (Муниципальный заказчик), государственным учреждением Тюменской области «Управление автомобильных дорог Тюменской области» (Заказчик-застройщик) и ЗАО «Аэродромдорстрой» (Подрядчик). В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству пешеходного перехода, Заказчик-застройщик обязуется принять их, а Муниципальный заказчик оплатить выполненные работы.

Акт приемки законченного строительством объекта подписан сторонами по Контракту 14.08.2009, пешеходный переход передан в эксплуатацию ГБУ ТО «Управление автомобильных дорог». При этом проектной документацией устройство подъемных платформ, пандусов для маломобильных групп населения предусмотрено не было.

Земельные участки, на которых расположен пешеходный переход, принадлежат ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» на праве постоянного (бессрочного) пользования. С целью эксплуатации пешеходного перехода 21.10.2016 между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени и ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» заключено соглашение об установление сервитута .

В связи с тем, что пешеходный переход не имеет собственника, а Администрация города Тюмени для нужд города Тюмени осуществляла строительство и содержание объекта, решением Калининского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу право собственности на пешеходный переход признано за муниципальным образованием городской округ города Тюмени.

В силу части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, в том числе, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, в том числе к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 №N 1297, государство должно принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

В соответствии с ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна), приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 утвержден свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01 - 2001».

В силу п.3 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Учитывая, что указанный Истцом воздушный пешеходный переход, введен в эксплуатацию до 01.07.2016, то требования законодательства в части доступности для инвалидов, будут учтены собственником при модернизации или реконструкции.

Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 ГК РФ). В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Применение статьи 1069 ГК РФ предполагает наличие общих условий деликтной ответственности - наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя вреда.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу пункта 1 статьи 150 ГК РФ к нематериальным благам, для защиты которых используется компенсация морального вреда, относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Таким образом, такой способ защиты права как денежная компенсация морального вреда предусмотрен законом не для всех случаев причинения гражданину физических или нравственных страданий, а только для защиты от действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина либо посягают на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Между тем, обстоятельства, установленные судом, сами по себе не свидетельствуют о посягательстве на нематериальные блага последнего, в том числе на те, которые прямо названы в п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наличие доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов Романова А.А. находящихся в прямой причинно-следственной связи с нарушением положений Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Романова А.А. не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 3,12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В иске Романова А.А. к Губернатору Тюменской области Якушеву В.В., Правительству Тюменской области, Главе Администрации города Тюмени Моору А.В., Администрации города Тюмени, Департаменту финансов Тюменской области, МБУ «Тюменьгормост» о компенсации морального вреда и вреда здоровью – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.

    Мотивированное решение составлено 26 марта 2018 года.

Судья                                                                  А.А. Жижин

2-2628/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
РОМАНОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Информация скрыта
Ответчики
Правительство ТО
МБУ Тюменьгормост
Администрация г. ТЮмени
Департамент финансов ТО
Глава Администрации г. Тюмени Моор Александр Викторович
Губернатор ТО Якушев Владимир Владимирович
Информация скрыта
Другие
Уполномоченный по правам человека в ТО Миневцев Сергей Васильевич
Информация скрыта
Суд
Центральный районный суд г. Тюмень
Судья
Жижин А.А.
Дело на странице суда
centralny.tum.sudrf.ru
12.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2018Передача материалов судье
16.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2018Подготовка дела (собеседование)
12.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2020Передача материалов судье
04.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2020Подготовка дела (собеседование)
04.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2020Дело оформлено
04.05.2020Дело передано в архив
19.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее