Решение по делу № 3а-60/2021 от 09.04.2021

Дело № 3а-60/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    11 мая 2021 года      г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

    председательствующего судьи                                                    Разуваевой А.Л.

    при секретаре      Захаревич А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело поадминистративному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее по тексту ООО <данные изъяты> обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , разрешенное использование: предприятия розничной торговли (магазины, универмаги); общей площадью 2 208 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере его рыночной стоимости.

В обоснование требований указало, что является арендатором указанного земельного участка на основании долгосрочного договора аренды Расчет арендной платы производится путем умножения специального корректирующего коэффициента на базовый размер кадастровой стоимости земельного участка, передаваемого в аренду по договору.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 г. составляет <данные изъяты> рублей.

Поскольку результатами определения кадастровой стоимости земельного участка затронуты права и обязанности административного истца, ссылаясь на положения статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец полагает необходимым установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, в соответствии с представленным Отчетом <данные изъяты> рублей, выполненного оценщиком независимая экспертная компания <данные изъяты> Также ООО <данные изъяты> просило восстановить срок на подачу административного искового заявления в суд.

Представитель административного истца по доверенности <данные изъяты> С.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, представил письменный отзыв, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно позиции, изложенной в отзыве, возражений относительно заявленных требований не имеется, поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (л.д. 110-115).

Представители Управления Росреестра по Новосибирской области,Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральнаякадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии в лице филиала по Новосибирской области ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственнойрегистрации, кадастра и картографии», мэрии г. Новосибирска в судебноезаседание не явились, извещены надлежащим образом о времени,месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав объяснения административного истца, оценщика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО <данные изъяты> на основании договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска использует земельный участок площадью 2 208 кв.м. с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – предприятия розничной торговли (магазины, универмаги), расположенного в пределах <адрес> Срок действия Договора: с 10 января 2013 г. по 10 января 2023 г. (л.д. 13-14).

Пунктом 2.1 Договора аренды определено, что порядок взимания и размер арендной платы определяется ежегодно в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 21 января 2008 г. № 5-па, решением Совета депутатов города Новосибирска от 22 апреля 2008 г. № 961. Арендная плата является обязательным бюджетным платежом (л.д. 13).

Приложением № 2 к Договору аренды установлено, что расчет размера арендной платы земельного участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (л.д. 17).

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию              на 01 января 2010 г. определена в размере <данные изъяты> рублей (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 ноября 2020 г. № КУВИ-002/2020-43196630 л.д. 8).

Учитывая то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №135-ФЗ), оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с этим законом.

В силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года      № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку по истечении пяти лет в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, и учитывая, что постановление Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п является действующим и применятся к спорным правоотношениям, поэтому суд считает возможным восстановить административному истцу срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 6 пункта 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец является арендатором спорного объекта недвижимости, арендная плата за пользование которым исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, соответственно, определением кадастровой стоимости данного земельного участка затрагиваются его права и обязанности.

Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден, 28 декабря 2020 г. ООО <данные изъяты> обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области (л.д. 9-11).

В силу статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности вРоссийской Федерации» итоговым документом, составленным порезультатам определения стоимости объекта оценки независимо от видаопределенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронногодокумента в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки,нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа,осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированиюоценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначноетолкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядкеуказываются дата проведения оценки объекта оценки, используемыестандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а такжеиные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкованиярезультатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В подтверждение заявленной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 г., административный истец представил суду Отчет подготовленный оценщиком независимой экспертной компании <данные изъяты> в соответствии с которым рыночная стоимость спорного объекта недвижимости составила <данные изъяты> рублей.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки,указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которыепредусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной,если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12Федерального закона «Об оценочной деятельности в РоссийскойФедерации»).

Вышеназванный отчет подготовлен лицом, обладающим правомна проведение подобного рода исследования, специальными познаниямии содержит все необходимые сведения доказательственного значения,влияющие на определение рыночной стоимости названного объектанедвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки недопускают их неоднозначного толкования - определение рыночнойстоимости объекта оценки.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемойинформации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и поясненияк ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученныхоценщиком.

Доказательств несоответствия или недостоверности данного отчетатребованиям действующего законодательства административные ответчикисуду не представили.

Оценщик <данные изъяты> А.В. в суде дала соответствующие пояснения относительно выводов, изложенных в отчете.

Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодексаадминистративного судопроизводства Российской Федерации, оценивпредставленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, чтоОтчет № 20/142/1 от 24 декабря 2020 г., выполненный оценщиком независимой экспертной компании «Бизнес Советник», соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки (ФСО № № 1, 2, 3, 7) утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297, № 298, № 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, соответственно.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером в связи с чем требования общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании представленного подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административногосудопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2 208 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предприятия розничной торговли (магазины, универмаги), расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 01 января 2010 г.

Дата обращения общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области – 28 декабря 2020 г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья                                                                                  Разуваева А.Л.

Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2021г.

3а-60/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "АВЕРИЯ БИЗНЕС"
Ответчики
Правительсво Новосибирской области
Другие
Мэрия г. Новосибирска
Управление Росреестра по НСО
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация административного искового заявления
12.04.2021Передача материалов судье
12.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее