Дело № 2-2730/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
истца Денисова А.В.,
представителя ответчика УПФР в городе Сыктывкаре Новосёловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
28 марта 2018 года гражданское дело по иску Денисова А.В. к УПФР в г. Сыктывкаре о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Денисов А.В. обратился в суд с иском к УПФР в городе Сыктывкаре Республики Коми об обязании назначить военную пенсию и пенсию по старости. В обоснование требований указал, что ** ** ** ответчиком принято решение об отказе в установлении пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не были включены служба в армии с 31.10.1984 по 15.05.1986, служба в ГПС МЧС России с 01.02.1994 по 18.05.2004. С решением ответчика не согласен, так как служба в ГПС МЧС проходила на территории Республики Коми, а служба в армии проходила на острове ...
Определением суда от 28.03.2018 производство по делу по исковому заявлению Денисова А.В. к УПФР в городе Сыктывкаре Республики Коми в части обязания назначить военную пенсию прекращено.
В судебном заседании истец требования о назначении пенсии по старости поддержал.
Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец 24.08.2017 обратился в УПФР в городе Сыктывкаре Республики Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в городе Сыктывкаре № ... от ** ** ** Денисову А.В. установлен страховой стаж ** ** **, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ** ** **, в назначении страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При этом в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истца не были засчитаны периоды службы в армии по призыву с 31.10.1984 по 15.05.1986 и службы в ГПС МЧС России с 01.02.1994 по 18.05.2004, так как п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды военной службы засчитываются только в страховой стаж.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25.
Одним из условий исчисления стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях.
Согласно материалам дела истец в период с 31.10.1984 по 15.05.1986 проходил военную службу по призыву, в том числе с 28.05.1985 по 13.03.1986 в войсковой части ..., которая дислоцировалась в .... Согласно Перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 N 1029, Курильский район Сахалинской области относится к районам Крайнего Севера.
В период с 01.02.1994 по 19.05.2004 истец проходил службу в системе Государственной противопожарной службы.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Статья 12 Федерального закона предусматривает, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (действовавшего до 01.01.2015) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно статье 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к ним.
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ".
Как следует из пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1505-О и др.) военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Доводы истца о том, что военная служба должна засчитываться в стаж работы в районах Крайнего Севера в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181, судом не принимаются.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в района Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
После увольнения с военной службы истец 17.07.1986 был принят на работу в .... На 1986 год город Сыктывкар не относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, он был отнесен к данным местностям с 01.04.1992 в соответствии с Указом Президента РФ от 24.01.1992 N 46.
Также суд учитывает то обстоятельство, что после прохождения военной службы в войсковой части ..., которая располагалась в районах Крайнего Севера, истец продолжил военную службу с 15.03.1986 по 15.05.1986 в войсковой части ..., которая дислоцировалась в ..., который не входит в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно п. "д" статьи 5 Указа Президиума ВС СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" - засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
В соответствии с п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначались мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 было утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
Пунктом 110 Положения было установлено, что работа на Крайнем Севере и в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время с 1 августа 1945 г., а также работа на предприятиях, в учреждениях, организациях, на работников которых были распространены льготы, установленные для работающих на Крайнем Севере или в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время со дня распространения этих льгот до 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в двойном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные для работающих в этих районах, местностях, на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Абзацем 14 пункта 109 Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, военная служба не включается в стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
В связи с этим, УПФР в городе Сыктывкаре законно отказало истцу в назначении страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, требование истца об обязании назначить страховую пенсию по старости не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Денисова А.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми об обязании назначить страховую пенсию по старости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева