Решение по делу № 2-2056/2018 от 08.05.2018

Дело № 2-2056/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Семененко Н.А.,

с участием помощника прокурора Горальник С.А.,

представителя ответчиков Белонина П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

04 июля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора города Ухты в интересах неопределенного круга лиц к администрации МОГО «Ухта», МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 14 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 66 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 69 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 93 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 94 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 103 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 105 комбинированного вида» об обязании обеспечить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным питанием,

установил:

И.о. прокурора г. Ухты, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с учетом уточнения требований, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском об обязании МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 14 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 66 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 69 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 93 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 94 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 103 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 105 комбинированного вида» организовать бесплатное двухразовое питание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в срок до 01 сентября 2018 года; обязании администрации МОГО «Ухта» обеспечить за счет средств бюджета МОГО «Ухта» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МОГО «Ухта» бесплатным двухразовым питанием в срок до 01 сентября 2018 года.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Ухты проведена проверка соблюдения федерального законодательства об образовании в части соблюдения прав детей, в том числе детей-инвалидов, на получение бесплатного общего образования, в ходе которой установлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся воспитанниками указанных 14 муниципальных дошкольных образовательных организаций бесплатным двухразовым питанием в нарушение требований ч. 7 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не обеспечиваются. Питание данной категории воспитанников осуществляется за счет платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми. Указанные нарушения законодательства в сфере образования являются недопустимыми и должны быть устранены образовательными учреждениями и администрацией МОГО «Ухта».

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 30 мая 2018 года по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Республики Коми.

В судебном заседании помощник прокурора Горальник С.А. уточненные исковые требований поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске.

Ответчик администрация МОГО «Ухта», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в настоящее судебное заседание не направила. В предыдущих судебных заседаниях представители администрации МОГО «Ухта» Белова Е.В, Попцова Е.Г, Брюшкова Е.А., выступая в суде, исковые требования прокурора не признали, представив возражения в письменном виде. Полагали, что обеспечение бесплатным питанием обучающихся с ограниченными возможностями должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.

Представитель муниципальных дошкольных образовательных учреждений Белонин П.В., в судебном заседании, требования прокурора г. Ухты также не признал.

Третье лицо Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В ранее представленном отзыве представитель Министерства Лесикова В.Ю. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Указала, что организация питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относится к вопросам местного значения, а потому полагала, что требования заявленные прокурором г. Ухты к образовательным учреждениям и администрацией МОГО «Ухта» являются обоснованными.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона № 273-ФЗ) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В силу ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно ч. 7 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровьяобеспечиваютсябесплатным двухразовым питанием.

Судом установлено, что на территории МОГО «Ухта» находятся 14 муниципальных дошкольных образовательных организаций, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

- в МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» в подготовительной группе № 8 - 15 детей;

- в МДОУ «Детский сад № 14 компенсирующего вида» в 4 группах - 54 ребенка;

- в МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида» - 12 детей;

- в МДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида» - 16 детей;

- в МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида» - 12 детей;

- в МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида» в 12 группах - 138 детей;

- в МДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида» в 2 группах - 24 ребенка;

- в МДОУ «Детский сад № 66 комбинированного вида» в 2 группах - 29 детей;

- в МДОУ «Детский сад № 69 комбинированного вида» в 2 группах - 29 детей;

- в МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида» в 4 группах - 54 ребенка;

- в МДОУ «Детский сад № 93 комбинированного вида» в 2 группах - 18 детей;

- в МДОУ «Детский сад № 94 компенсирующего вида» в 5 группах - 69 детей;

- в МДОУ «Детский сад №103 компенсирующего вида» в 4 группах - 42 ребенка;

- в МДОУ «Детский сад №105 комбинированного вида» в 3 группах - 40 детей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Ухты, по поручению прокуратуры Республики Коми, проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части соблюдения прав детей, в том числе детей-инвалидов, на получение бесплатного общего образования.

Проведенной проверкой установлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся воспитанниками указанных 14 муниципальных дошкольных образовательных организаций, в нарушение требований ч. 7 ст. 79 Федерального закона № 273-Ф3 не обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Питание данной категории воспитанников осуществляется за счет платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

В связи с не обеспечением бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих муниципальные дошкольные образовательные организации на территории МОГО «Ухта» 20 марта 2018 года прокуратурой города руководителю администрации МОГО «Ухта» внесено представление.

Согласно ответу от 11 апреля 2018 года устранении нарушений в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия в бюджете МОГО «Ухта» на 2018 год средств, заложенных на данные цели. Указанные средства будут заложены в бюджет МОГО «Ухта» на 2019 год, после чего будут внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты администрации МОГО «Ухта».

Частью 2 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 34 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Согласно п. 2.1 постановления администрации МО городского округа «Ухта» от 01.11.2016 № 2923 «Об утверждении Порядка расчета и установления размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, муниципальном общеобразовательном учреждении «Начальная школа - детский сад № 1» МОГО «Ухта» затраты, учитываемые при установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях МОГО «Ухта», включают в себя комплекс мер по организации, в том числе питания детей.

С 1 января 2016 года постановлением администрации МО городского округа «Ухта» от 30.12.2015 № 3088 установлена плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, с пребыванием детей в группах, функционирующих в режиме полного дня (10,5 - 12 ч.): в размере 140 рублей за одного ребенка в день в группах раннего возраста; в размере 155 рублей за одного ребенка в день в группах для детей дошкольного возраста.

Положения, указывающие на освобождение от взимания родительской платы за присмотр и уход (полностью либо в части) родителей (законных представителей) в случаях, когда они имеют детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группы компенсирующей направленности в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования на территории МОГО «Ухта», указанные нормативно правовые акты администрации МОГО «Ухта» не содержат.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные положения закреплены в п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации.

Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 273-Ф3 организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.

Частью 5 ст. 50 Устава муниципального образования городского округа «Ухта», принятого решением Совета МО «Город Ухта» от 27.12.2005 № 14, определено, что городской округ может создавать муниципальные предприятия и учреждения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация городского округа.

Согласно Уставам муниципальных дошкольных образовательных организаций они являются некоммерческими организациями, бюджетными учреждениями, созданными для реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования Учредителем учреждений является муниципальное образование городского округа «Ухта». Функции и полномочия учредителя в отношении учреждений осуществляются администрацией МОГО «Ухта» в установленном законодательством РФ и муниципальными правовыми актами МОГО «Ухта» порядке.

Учитывая положения вышеприведенных нормативных актов, а также установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования и.о. прокурора г. Ухты являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечивать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.

Кроме того, действующее законодательство не устанавливает условия, исключающие необходимость обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях двухразовым бесплатным питанием. При этом, реализация данного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств или иных обстоятельств.

Таким образом, принимая во внимание, что организация питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относится к вопросам местного значения, которые регламентируются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, то муниципальное образование городского округа «Ухта» и вышеперечисленные детские сады являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом объема бюджетных средств, необходимых для выделения на обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отсутствия в бюджете МОГО «Ухта» на 2018 год средств, заложенных на данные цели, суд считает возможным установить срок исполнения данного решения сроком до 01 февраля 2019 года, то есть времени необходимого для разрешения всех вопросов финансирования по выделению денежных средств для указанных целей и до окончания исполнения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. прокурора г. Ухты удовлетворить.

Обязать МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 14 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 66 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 69 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 93 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 94 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 103 компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад № 105 комбинированного вида» организовать бесплатное двухразовое питание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в срок до 01.02.2019.

Обязать администрацию МОГО «Ухта» обеспечить за счет средств бюджета МОГО «Ухта» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МОГО «Ухта» бесплатным двухразовым питанием в срок до 01.02.2019.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 09.07.2018.

Судья С. С. Логинов

2-2056/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Ухта
Ответчики
МДОУ "Детский сад № 10"
Администрация МОГО "Ухта"
Другие
Министерство образования РК
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
04.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее