Решение по делу № 2а-893/2021 от 25.08.2021

66RS0038-01-2021-001277-56

Административное дело №2а-893/2021

Мотивированное решение составлено

15 октября 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невьянск Свердловской области             01 октября 2021 года

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего Балакиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубовой К.Б.,

с участием: административного истца – Тюменева С.В., его представителя – адвоката Оцкой Н.С.,

представителя административных ответчиков – администрации Невьянского городского округа, главы Невьянского городского округа - Середкиной Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тюменева Сергея Владимировича к администрации Невьянского городского округа, главе Невьянского городского округа Берчуку Александру Александровичу о признании незаконным отказа в установлении публичного сервитута для беспрепятственного доступа на дворовую территорию к жилым домам по адресам: .... выраженного в письмах главы Невьянского городского округа Берчука А.А. от 00.00.0000 за *** и от 00.00.0000 за ***; о возложении обязанности установить публичный сервитут,

установил:

Тюменев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Невьянского городского округа, в котором просит: о признании незаконным отказа в установлении публичного сервитута для беспрепятственного доступа на дворовую территорию к жилым домам по адресам: .... выраженного в письмах главы Невьянского городского округа Берчука А.А. от 00.00.0000 за *** и от 00.00.0000 за ***; о возложении обязанности установить публичный сервитут.

В обоснование иска указано, что Тюменеву С.В. принадлежат на праве собственности: часть жилого дома индивидуального типа со служебными постройками и земельный участок с ***, расположенные по адресу: .... расположенные по адресу: ....

По обращению жителей жилого дома №.... 00.00.0000 главе администрации Невьянского городского округа в соответствии с постановлениями администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п и от 00.00.0000 *** в отношении земельного участка с КН ***, расположенного по адресу: .... установлен публичный сервитут ориентировочной площадью 550 кв.м для беспрепятственного доступа на дворовую территорию к жилым домам, расположенным по улице ....

00.00.0000 в газете <*****> *** (8457) комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа опубликовано объявление о приватизации муниципального имущества - здания детского сада, литера А, общей площадью 1660 кв.м и земельного участка, на котором оно расположено, площадью 4 792 кв.м с *** категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство многоквартирного малоэтажного жилого дома, расположенных по адресу: ....

В связи с опубликованием указанного выше объявления в газете <*****> Тюменев С.В. обратился 00.00.0000 в администрацию Невьянского городского округа за разъяснением по поводу отсутствия в объявлении обременений (ограничений) приватизируемого имущества.

Письмом администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 *** Тюменеву С.В. подтверждено, что постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п «О внесении дополнений в постановление администрации Невьянского городского круга от 00.00.0000 ***-п» установлены ограничения в использовании земельного участка с *** установлен публичный сервитут для беспрепятственного доступа на дворовую территорию к жилым домам, расположенным по .....

В письме указано, что данное обременение содержится в кадастровом паспорте на указанный выше земельный участок и поэтому правообладатель должен его соблюдать.

00.00.0000 Тюменев С.В. вновь обратился в администрацию Невьянского городского округа с письмом об установлении публичного сервитута, так как обнаружил, что на публичной кадастровой карте Росреестра публичный сервитут на земельный участок с *** для беспрепятственного доступа на дворовую территорию к жилым домам по адресам: .... отсутствует.

Администрация Невьянского городского округа письмом от 00.00.0000 *** сообщила Тюменеву С.В., что публичный сервитут был установлен, однако в связи с внесением изменений в законодательство Российской Федерации публичный сервитут был снят с кадастрового учета и в настоящее время для установления публичного сервитута и внесения о нем данных в ЕГРН необходимо провести публичные слушания и кадастровые работы по установлению границ публичного сервитута для внесения информации в ЕГРН.

00.00.0000 в 17:00 были проведены публичные слушания для решения вопроса об установлении публичного сервитута.

Письмами администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 *** и от 00.00.0000 *** в установлении публичного сервитута Тюменеву С.В. отказано в связи с поступившим заявлением от директора ООО «МАКК-2000» ФИО7 с возражениями об установлении публичного сервитута на земельный участок с ***, находящийся в собственности ООО «МАКК-2000». В письмах указано, что к жилым домам, расположенным по адресу: ...., имеется проход и проезд со стороны .... за магазином «<*****> поэтому отсутствует необходимость установления публичного сервитута на земельный участок с *** для беспрепятственного доступа на дворовую территорию к жилым домам. Тюменеву С.В. предложено обратиться к собственнику земельного участка с *** для решения вопроса об установлении частного сервитута.

Ссылаясь на положения статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23, 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 14 Закона №218-ФЗ, подп. 1 п. 8 ст. 29 Правил землепользования и застройки Невьянского городского округа (утв. Решением Думы Невьянского городского округа от 26.06.2019 N 66 (ред. от 23.06.2020), полагал, что отказ администрации Невьянского городского округа в установлении публичного сервитута, выраженный в письмах от 00.00.0000 *** и от 00.00.0000 *** является незаконным, нарушает права Тюменева С.В. на использование дворовой территории жилых домов.

На основании ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 3 пункта 5 ст. 28 Устава Невьянского городского округа" (принят Решением Невьянской районной Думы от 00.00.0000 ***) привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика главу Невьянского городского округа Берчука Александра Александровича.

На основании ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа.

Административный истец, его представитель в судебном заседании доводы административного иска поддержали.

Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица – комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа - в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что на основании обращения Тюменева С.В. от 00.00.0000 постановлением главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-гп «О проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельном участке» публичные слушания назначены на 00.00.0000 на 17:00. 00.00.0000 сотрудниками КУМИ администрации Невьянского городского округа был проведен осмотр земельных участков с ***, *** (под многоквартирным жилым домом), ***. На земельном участке с *** расположен многоквартирный жилой дом, огород, объект капитального строительства – баня. На заборе, ограждающем земельный участок с ***, со стороны земельного участка с ***, висит вывеска с надписью «<*****> с указанием номера телефона. На земельном участке с *** складированы дрова и железобетонные плиты, со слов Тюменева С.В. принадлежащие ему. К жилым домам № .... имеется проход и проезд со стороны .... за магазином «<*****>

Для установления публичного сервитута необходимо установить, что место испрашиваемого сервитута является единственно возможным способом обеспечения проезда и прохода к участку заинтересованного лица.

Однако в ходе осмотра 00.00.0000 установлено, что к жилым домам ***, имеется проход и проезд со стороны улицы .... за магазином «<*****> то есть к жилым домам имеется иной проход и проезд, кроме того, который испрашивает Тюменев С.В. в заявлении от 00.00.0000.

Следовательно, у администрации отсутствовали основания для установления публичного сервитута.

Кроме того, собственником земельного участка с *** является Тюменев С.В., испрашиваемый им публичный сервитут является проходом и проездом именно на земельный участок с *** находящийся в его единоличной собственности, а не в собственности собственников помещений в домах по адресам: ...., как указывает Тюменев С.В. в своем заявлении. В администрацию не обращались с заявлением об установлении публичного сервитута на земельный участок с *** другие собственники помещений в домах по адресам: ....

Более того, на земельном участке с *** расположена баня, используемая Тюменевым С.В. для осуществления предпринимательской деятельности, о чем свидетельствуют вывески, развешенные вокруг его участка: «Русская баня».

Следовательно, доступ на земельный участок с *** через земельный участок с *** необходим Тюменеву С.В. в том числе для осуществления предпринимательской деятельности, что является не является основанием для установления публичного сервитута.

Кроме того, 00.00.0000 в администрацию Невьянского городского округа поступило заявление ООО «МАКК-2000» о том, что оно против установления публичного сервитута на принадлежащий ему земельный участок с ***, с указанием на то, что проезд Тюменеву С.В. необходим для ведения предпринимательской деятельности, и на то, что к многоквартирным жилым домам имеется проезд со стороны улицы .... возле магазина «<*****>

Полагала отказ администрации Невьянского городского округа в установлении публичного сервитута, изложенный в письмах администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 *** и от 00.00.0000 ***, является законным и обоснованным. Тюменеву С.В. разъяснено право обратиться к собственнику земельного участка с *** для решения вопроса об установлении частного сервитута. Представитель просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица – ООО «МАКК-2000» - конкурсный управляющий Гончаров Ю.А. в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения. В возражениях на административный иск указал, что установление публичного сервитута земельного участка с *** ориентировочной площадью 550 кв.м может значительно снизить привлекательную способность у потенциальных покупателей, что отрицательно скажется на цене продажи имущества, что неизменно повлечет недополучение конкурсными кредиторами денежных средств при продаже указанного участка в отсутствие сервитута.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п утверждена схема расположения земельного участка площадью 4 792 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: ...., разрешенное использование - под объект административной застройки (нежилое здание). Земельный участок образован из участка, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами, в кадастровом квартале 66:15:1501020.

Постановлением главы администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п постановление от 00.00.0000 ***-п дополнено пунктом 2 следующего содержания: «Установить ограничения в использовании земельного участка, указанного в пункте 1 и установить публичный сервитут ориентировочной площадью 550,0 кв.м для беспрепятственного доступа на дворовую территорию к жилым домам, расположенным по ..... (л.д. 24, 25).

На время вынесения указанных постановлений Тюменев С.В. являлся собственником: части жилого дома индивидуального типа по служебными постройками по адресу: ...., на основании решения Невьянского городского суда от 00.00.0000 (л.д. 8, 9); квартиры .... расположенной по адресу: ...., на основании договора купли-продажи от 00.00.0000 (л.д. 13, 14).

Постановлением главы администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п изменено разрешенное использование (под строительство многоквартирного малоэтажного жилого дома) земельному участку с ***, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 4 792 кв.м, расположенному по адресу: .... на разрешенное использование - под строительство многоквартирного малоэтажного жилого дома.

Публичные торги в отношении здания детского сада под литерой А, общей площадью 1660,0 кв.м и земельного участка площадью 4792,0 кв.м с *** категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство многоквартирного малоэтажного жилого дома, расположенных по адресу: ...., состоялись 00.00.0000; на основании договора купли-продажи *** между КУМИ администрации Невьянского городского округа и покупателем ООО «МАКК-2000», к покупателю перешло право собственности на указанное имущество. Право зарегистрировано 00.00.0000.

Установлено, что в отношении земельного участка с *** сведения об ограничении (обременении) в виду публичного сервитута в ЕГРН отсутствуют. Согласно информации Межмуниципального отдела по Кировградскому, Невьянскому городским округам Управления Росреестра по .... от 00.00.0000, публичный сервитут в отношении земельного участка с *** был аннулирован. Причиной исключения из ЕГРН являлось отсутствие сведений на часть земельного участка на 00.00.0000 (в 2011 году часть земельного участка была поставлена на кадастровый учет и носила временный характер).

На обращение Тюменева С.В. от 00.00.0000, содержащее ссылки на постановления ***-п от 00.00.0000 и ***-п от 00.00.0000, с просьбой об установлении публичного сервитута на земельный участок с *** для беспрепятственного доступа на дворовую территорию к жилым домам по адресу: .... в письме от 00.00.0000 *** глава администрации Невьянского городского округа Берчук А.А. сослался, что ранее установленный публичный сервитут был снят с кадастрового учета в связи с изменениями законодательства. Разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством в настоящее время для установления публичного сервитута и внесении о нем данных в ЕГРН, необходимо провести публичные слушания, кадастровые работы по установлению границ публичного сервитута для внесения информации в ЕГРН. Публичные слушания запланированы на 00.00.0000 года. (л.д. 31, 32).

Публичные слушания по вопросу установления публичного сервитута проведены на основании постановления главы Невьянского городского округа Берчука А.А. от 00.00.0000 ***-гп, 00.00.0000.

Акт осмотра земельного участка специалистами КУМИ администрации Невьянского городского округа проведен 00.00.0000, указано, что к домам *** имеется проход и проезд со стороны .... за магазином «<*****>

Согласно информации, содержащейся в письмах от 00.00.0000 за *** и от 00.00.0000 за *** (на обращение Тюменева С.В. с просьбой принять положительное решение и провести кадастровые работы) главы Невьянского городского округа Берчука А.А., от директора ООО «МАКК-2000» поступили возражения об установлении публичного сервитута. Указано, что к жилым домам, расположенным по адресам: .... имеется проход и проезд со стороны ...., за магазином «<*****>». Следовательно отсутствует необходимость в установлении публичного сервитута на земельный участок с *** для беспрепятственного доступа на дворовую территорию к жилым домам. По результатам рассмотрения вопроса об установлении публичного сервитута ориентировочной площадью 550 кв.м на земельный участок с *** на публичных слушаниях у администрации Невьянского городского округа отсутствуют основания для его установления. Разъяснено Тюменеву С.В., что он может обратиться к собственнику земельного участка с *** для решения вопроса об установлении частного сервитута, в случае его необходимости. (л.д. 38, 39, 40).

Данный отказ в установлении публичного сервитута, отраженный в письмах от 00.00.0000 за *** и от 00.00.0000 за ***, податель административного иска считает незаконным, нарушающим его права.

В соответствие со статьей 1 Протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 00.00.0000, каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Указанный принцип баланса частных и публичных интересов должен учитываться государственными органами, органами местного самоуправления, поэтому публичный сервитут как способ ограничения частного имущественного права во имя публичных интересов может устанавливаться только в исключительных случаях.

Наличие исключительных обстоятельств в данном конкретном случае не установлено.

Административный истец выражает несогласие с отказом в установлении публичного сервитута через находящийся в частной собственности ООО «МАКК-2000» земельный участок ***, для беспрепятственного проезда и прохода к его (административного истца) имуществу.

Установлено, что на исторически обособленной от .... территории расположены:

- часть жилого ...., на земельном участке с *** площадью 387 кв.м;

- часть жилого дома №.... на земельном участке с ***, площадью 995 кв.м, по адресу: .... (земельный участок принадлежит Тюменеву С.В. на основании договора *** купли-продажи от 00.00.0000, л.д. 10-11);

- многоквартирный жилой дом (состоит из четырех квартир), по адресу: ...., расположенный на земельном участке по адресу: .... с *** В указанном МКД административному истцу принадлежат .... (договор мены от 00.00.0000, л.д. 15-17, 18) и .....

Участок с *** является смежным по отношению к участку с ***; также он является смежным по отношению к участку с ***

Участок под МКД с *** смежным по отношению к участку с *** не является.

Подъезды к квартирам, расположенным в МКД на земельном участке с КН *** выходят на обособленную территорию по ...., доступ к которой имеется через проезд за земельный участок с *** (....).

Со стороны обособленной территории также имеется доступ к части жилого дома .... принадлежащей административному истцу.

Наличие свободного доступа к объектам недвижимости административного истца подтверждается сведениями публичной кадастровой карты и фактическими обстоятельствами.

Административный истец ссылается, что заезд на принадлежащий ему земельный участок с *** на котором расположена баня (используется им для предоставления банных услуг) возможен исключительно со стороны участка с *** (....). Указывает, что его интересы могут быть обеспечены исключительно публичным сервитутом.

В соответствии с частью 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются. (пункты 1-3). Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8).

Земельным кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута. Публичный сервитут устанавливается, в том числе для прохода или проезда через земельный участок (подпункт 1 части 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц и только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. (пункт 17 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом, установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. Земельный кодекс закрепляет возможность согласования интересов собственника земельного участка и будущих пользователей этим участком на стадии общественных слушаний. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичный сервитут в действующем законодательстве является одним из правовых средств обеспечения общественных интересов в процессе регулирования земельных отношений, которое закреплено в земельном законодательстве. Спецификой его установления является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес и он не связан непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.

Отказ в установлении публичного сервитута, отраженный в оспариваемых письмах, сводится к тому, что не имеется правовых оснований для установления публичного сервитута.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела публичный сервитут может быть установлен через земельный участок с *** только в случае отсутствия иной возможности доступа в интересах местного населения и при условии, что границы публичного сервитута не лишают собственника земельного участка использовать его в соответствии с разрешенным использованием.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц и только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Суд полагает, что в настоящем деле установление такого обременения как публичный сервитут, не обусловлено необходимостью обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, поскольку в данном случае административный истец преследует частный интерес. В данном случае административный истец просит установить публичный сервитут в своих интересах. Поскольку публичный сервитут в пользу частных лиц не устанавливается, а доказательств наличия необходимости обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения истцом суду не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных административных требований.

То обстоятельство, что расстояние между строениями .... составляет в самом широком месте 2,10 м, в узком – 1,70 м (заключение кадастрового инженера ФИО9), отсутствует заезд автотранспорта к земельному участку с *** связи с примыканием земельного участка с ***, не свидетельствует о необходимости установления именно публичного сервитута для защиты частного интереса.

В удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, в размере 300 рублей, относится на него и перераспределению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Тюменеву Сергею Владимировичу в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда по административному делу может быть подана в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через Невьянский городской суд.

Председательствующий –

2а-893/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюменев Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация Невьянского городского округа
Суд
Невьянский городской суд Свердловской области
Судья
Балакина Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
neviansky.svd.sudrf.ru
25.08.2021Регистрация административного искового заявления
25.08.2021Передача материалов судье
30.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
01.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее