Судья – Богомолова Л.А.
Дело № - 33а – 10905/2020
№ 2а-51/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Титовца А.А., Шалагиновой Е.В.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрела 23 декабря 2019 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Сбитнева Игоря Анатольевича, инспекции Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 28 августа 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г.Перми к Сбитневу Игорю Анатольевичу – удовлетворить частично.
Взыскать со Сбитнева Игоря Анатольевича, ** года рождения, уроженца г.****, зарегистрированного по адресу: г.Пермь, ул.****, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г.Перми задолженность в размере 5 252 195 рублей 82 коп., из которых:
недоимка по земельному налогу за налоговый период 2015-2017 гг. в размере 5 131 577 рублей;
пени по земельному налогу в размере 125360 рублей 97 коп.
Взыскать со Сбитнева Игоря Анатольевича, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 49 285 рублей 00 копеек».
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Поповой Н.В., объяснения представителей сторон, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми обратилась с административным иском к Сбитневу Игорю Анатольевичу о взыскании недоимки по земельному налогу за налоговые периоды 2015-2017 годов в размере 9144 452 руб., пени по земельному налогу в размере 30192,16 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сбитневу И.А. о взыскании пени по земельному налогу за налоговые периоды 2015-2017 г.г. в размере 205414,39 руб.
Определением Дзержинского районного суда г.Перми от 24.07.2020 административные дела №**/2020, **/2020 по указанным административным искам объединены в одно производство.
Требования административного истца мотивированы тем, что Сбитнев И.А. в нарушение законодательства о налогах и сборах своевременно не уплатил законно установленные налоги. В адрес ответчика направлялись налоговые уведомления №683117 со сроком уплаты до 11.03.2019, №532534 со сроком уплаты до 13.03.2019, однако налог уплачен не был. По состоянию на 13.03.2019 за ответчиком образовалась недоимка в сумме 9144452 руб.
За неуплату земельного налога за 2015, 2016, 2017 годы ответчику за период с 11.03.2019 по 25.03.2019 начислены пени в размере 30192,16 руб.
До обращения в суд ответчику на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направлялось требование №18293 со сроком уплаты до 06.05.2019, которое в установленный срок исполнено не было.
В связи с чем, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности; 13.08.2019 мировой судья судебного участка №5 Дзержинского судебного района г.Перми отменил судебный приказ от 29.07.2019, поскольку от ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ, п.1 ст. 396 НК РФ, п. 2 Положения о земельном налоге на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187, ответчику был начислен земельный налог за 2015 год в сумме 166884 руб., за 2016 год в сумме 333768 руб., за 2017 год в сумме 501841 руб. со сроком уплаты не позднее 13.03.2019 и за 2016 год в сумме 3041431 (доначисление по сводному налоговому уведомлению от 29.12.2018 № 683117) со сроком уплаты не позднее 11.03.2019.
В установленный срок, суммы земельного налога не уплачены.
За неуплату земельного налога за 2015-2017 годы ответчику за период с 26.03.2019 по 27.06.2019 начислены пени в размере 340855, 64 руб., за период с 26.03.2019 по 27.06.2019, начислены пени в размере 2865, 05 руб. Ответчику были направлены требования № 97183 от 28.06.2019, со сроком уплаты до 29.08.2019, № 51349 от 27.06.2019, со сроком уплаты до 29.08.2019, которые в установленный срок исполнены не были.
09.12.2019 мировой судья судебного участка №5 Дзержинского судебного района г. Перми отменил судебный приказ №**/2019 от 18.11.2019, поскольку от ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения. В связи с тем, что Сбитнев И.А. в судебном порядке оспорил кадастровую стоимость по ряду земельных участков,
Инспекцией произведен перерасчет земельного налога, пени за 2016-2017 года, задолженность по пени указанная в требованиях от 28.06.2019 №97183 от 27.06.2019 №51349 уменьшилась до 205414, 39 руб.
В ходе рассмотрения дела административный истец представил заявление об уменьшении административных исковых требований, поскольку решением Пермского краевого суда от 18.09.2019 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: **, **, **, **, **: **.
С учетом уточненных требований налоговый орган просил взыскать со Сбитнева И.А. недоимку по земельному налогу за 2015-2017 годы, в общей сумме 6134070 руб., пени по земельному налогу, в общей сумме 162108,83 руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Сбитнев И.А., указывает, что выводы суда противоречат материалам дела № **/2019, исследованным и рассмотренным в апелляционной инстанции Пермского краевого суда по этому делу. Указанные материалы дела судом первой инстанции во внимание не приняты. Как по делу № **/2019, так и по настоящему делу административным истцом представлены одни и те же материалы, которым ранее дана уже была оценка Пермским краевым судом. При рассмотрении дела судом не применены положения ст.ст. 6, 8, 9, 13, 15 КАС РФ и п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При доначислении земельного налога, административный истец использует налогооблагаемую базу (только за 2015 год), которая отсутствует по своей сути в правовой природе и противоречит Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». В данном случае должны быть применены нормы права, регулирующие порядок взыскания недоимки земельного налога и пени, установленные ст. 287 КАС РФ, с обоснованием суммы расчета, а не ст. 52 НК РФ. Кроме того, требование № 18293 от 25.03.2019 административному ответчику согласно положениям ст.ст. 48, 69,70 НК РФ в установленном законном порядке не направлялось, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как нарушен досудебный порядок и пропущен шестимесячный срок для подачи заявления в суд. Не дана оценка представленным административным ответчиком доказательствам.
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требованиях, указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для частичного отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку при направлении в адрес Сбитнева И.А. налогового уведомления от 10.01.2019 № 532534 учитывались нормы ст. 52 НК РФ. Указанной нормой предусмотрено, что перерасчет налогов не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, в рассматриваемом случае – сумма земельного налога уплачена не полностью, перерасчет не влечет увеличение земельного налога.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15, 387 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам и устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Уведомление направляется налогоплательщику одним из способов, указанных в п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ – в том числе через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ определен порядок начисления пеней на недоимку по налогам.
Сроки взыскания налога и пеней в судебном порядке предусмотрены в статье 48 Налогового кодекса РФ, по правилам пункта 2, пункта 3 которой:
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить пеню, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты по день уплаты включительно. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Из материалов дела следует, что в период с 2015-2017 г.г. Сбитнев И.А. являлся собственником следующих объектов:
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 3334/10000;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 74/125;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 74/125;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 74/125;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 74/125;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 74/125;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 74/125;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 74/125;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 74/125;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 74/125;
- земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.****, кадастровый № **, доля в праве 3334/10000.
Ранее Сбитневу И.А. через личный кабинет было направлено налоговое уведомление № 51135451 от 16.08.2018, в котором произведен расчет земельного налога за периоды с 2015 по 2017 г.г. в общей сумме 5 188 677,00 руб.
По земельному участку с кадастровым номером: ** за налоговый период 2015 г. была применена налоговая ставка 0,3% + п.к.2; за 6 мес. 2016 г. – 1,2%+п.к.4, за 6 мес. 2016 г. – 0,6% + п.к.4; за 2017 г. – 0,3% + п.к.4.
По земельному участку с кадастровым номером:
- ** за налоговые периоды 2015-2017 гг. применена налоговая ставка 0,3%;
- ** за налоговый период 2015 г. применена налоговая ставка 0,1%;
- ** за налоговые периоды 2015-2017 гг. применена налоговая ставка 0,3%;
- ** за налоговые периоды 2015-2017 гг. применена налоговая ставка 0,3%;
- ** за налоговые периоды 2015-2017 гг. применена налоговая ставка 0,3%;
- ** за налоговый период 2015 г. применена налоговая ставка 0,1%;
- ** за налоговый период 2015 г. применена налоговая ставка 0,1%;
- ** за налоговые периоды 2015-2017 гг. применена налоговая ставка 0,3%;
- ** за налоговые периоды 2015-2017 гг. применена налоговая ставка 0,3%;
- ** за налоговый период 2015 г. применена налоговая ставка 0,3% + п.к.2; за 6 мес. 2016 г. – 1,2%+п.к.4, за 6 мес. 2016 г. – 0,6% + п.к.4; за 2017 г. – 0,3% + п.к.4.
Налоговое уведомление № 51135451 от 16.08.2018 содержало расчет земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами **, ** в сумме 1503 542 руб., а также расчет по земельным участкам с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, **.
Сумма налога по налоговому уведомлению №51135451 от 16.08.2018 в размере 2265858 руб., а также пени являлись предметом рассмотрения по делу №**/2019 и были взысканы со Сбитнева И.А решением Дзержинского районного суда г.Перми от 29.07.2019.
После рассмотрения указанного дела в налоговый орган поступили сведения из Управления Росреестра по Пермскому краю от 21.12.2018 №671-3-29-31-13.
Согласно данным сведениям, указанные земельные участки, кроме земельных участков с кадастровыми номерами **, ** («многоквартирные жилые дома»), в спорный налоговый период имели вид разрешенного использования «площадки для отдыха с элементами озеленения».
Решением Пермского краевого суда №3а-621/2019 от 18.09.2019 установлена новая кадастровая стоимость по земельным участкам **, **, **, **, **, **.
В виду изменения вида разрешенного использования земельных участков **, **, ** **, **, **, **, **, налоговым органом произведен перерасчет земельного налога с применением налоговой ставки 1,5%.
Данный расчет отражен в налоговом уведомлении №683117 от 29.12.2018.
Согласно расчету, отраженному в налоговом уведомлении №683117 от 29.12.2018, по земельным участкам с кадастровыми номерами **, ** за период с 2015-2017 г.г. отразились начисления по земельному налогу на минус 1002493 руб. (-332097 руб. – по земельному участку **; -670396 руб. – по земельному участку **), без учета применения коэффициента 2 и 4, в силу п.15 ст.396 НК РФ), то есть начисления налога по земельным участкам с кадастровыми номерами **, ** занижены на указанную сумму.
Налоговым органом произведен перерасчет налога на указанные земельные участки на сумму 1002 493 руб., сформировано новое налоговое уведомление №532534 от 10.01.2019.
Налоговым органом в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления № 683117 сроком уплаты земельного налога до 11.03.2019, № 532534 сроком уплаты земельного налога до 13.03.2019.
В установленные сроки налог уплачен не был, налогоплательщику направлено требование №18293 об уплате недоимки по земельному налогу за налоговый период 2015-2017, пени за несвоевременную уплату земельного налога, сроком уплаты до 06.05.2019.
В связи с несвоевременной уплатой земельного налога образовались пени, размер которых за период с 25.03.2019 по 27.06.2019 составил в сумме 149978,01 руб.; за 2015 год – 105250,94 руб.; за 2016 года - 32596,25 руб.; за 2017 год – 12130,82 руб.
В связи с неуплатой недоимки и пени, Инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании со Сбитнева И.А. задолженности по налогам.
Мировым судьей судебного участка № 5 Дзержинского судебного района г. Перми от 29.07.2019 выдан судебный приказ № 2а-2057/2019 о взыскании недоимки и пени, приказ отменен 13.08.2019 в связи с поступлением возражений ответчика.
Мировым судьей судебного участка № 5 Дзержинского судебного района г. Перми от 18.11.2019 выдан судебный приказ № 2а-4397/2019 о взыскании пени, приказ отменен 09.12.2019, в связи с поступлением возражений ответчика.
Удовлетворяя заявленные требования в части требований по налоговому уведомлению № №683117 от 29.12.2018, суд исходил из непредставления доказательств полной уплаты ответчиком налоговых платежей. При этом суд исходил из того, что в спорные периоды ответчику на праве долевой собственности принадлежали земельные участки, расчет налога соотносится со сведениями о виде разрешенного использования земельных участков и их кадастровой стоимости, внесенными в ЕГРН.
Отказывая в удовлетворении требований по налоговому уведомлению №532534 от 10.01.2019, направленному в адрес Сбитнева И.А. в 2019 году, суд исходил из того, что задолженность по ранее выставленному налоговому уведомлению налогоплательщиком уже уплачена. В связи с этим, предъявление Инспекцией налогового уведомления №532534 от 10.01.2019 о перерасчете земельного налога неправомерно, поскольку в силу п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ влечет увеличение налога.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы Сбитнева И.А. сводятся к тому, что налоговым органом неверно применена в отношении спорных земельных участков налоговая ставка; налоговый орган повторно предъявляет исковые требования за одни и те же периоды по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе; применяемая налоговая ставка ранее проверялась судебными инстанциями по делу №2а-1968/2019 и признана обоснованной.
Данные доводы являются несостоятельными.
В соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391 и п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений о земельных участках и их правообладателях, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговые органы являются пользователями информации, поступившей из регистрирующих органов, обмен сведениями осуществляются только в электронном виде, внесение изменений в учетные данные осуществляется в автоматическом режиме.
Согласно п. 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, определенных статьей 394 Кодекса.
При этом представительным органам муниципальных образований представлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 2 Решения Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187 «О земельном налоге на территории г. Перми» налоговые ставки устанавливаются в размере:
- 0,1% в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
- 0,3% в отношении земельных участков: предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
В соответствии со ст. 391 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
До 01.01.2017 нормативными правовыми актами, на основании которых осуществлялся кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являлись два закона – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с указанными федеральными законами изменение сведений о разрешенном использовании производится на основании заявления заинтересованного лица.
Внесение в государственный кадастр недвижимости изменений категории земли и (или) вида разрешенного использования (далее – ВРИ) земельного участка, не связанных со сменой правообладателя земельного участка, сопровождается выдачей правообладателю этого земельного участка нового свидетельства о государственной регистрации права, без повторной регистрации права на данный земельный участок.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вила разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Согласно материалам дела такие сведения из Управления Росреестра по Пермскому краю поступили в налоговый орган 21.12.2018 (письмо Управления от 21.12.2018 №671-3-29-31-13, л.д. 111, т.1), то есть после направления в адрес ответчика налогового уведомления № 51135451 от 16.08.2018 (л.д.121,т.1).
Согласно данным сведениям за ответчиком в период с 2015-2017 г.г. зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **.
По земельным участкам проводилось изменение вида разрешенного использования, что влечет исчисление земельного налога за 2015-2017 г.г. с учетом измененного вида разрешенного использования.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании указанной нормы налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за 2015-2017г.г. и сформировано налоговое уведомление № 695618 от 29.12.2018.
По земельным участкам с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, за налоговый период 2015 и 2016 г.г. земельный налог исчислен с учетом вида разрешенного использования – «Площадка для отдыха с элементами озеленения», применена налоговую ставку 1, 5% (расчет отражен в налоговом уведомлении № 683117 от 29.12.2018, л.д. 9,т.1).
По земельному участку с кадастровым номером ** за налоговый период 2015-2017 г.г. земельный налог исчислен с учетом вида разрешенного использования - «Зеленые насаждения», применена налоговая ставка 1, 5% (с момента регистрации земельного участка вид разрешенного использования «Зеленые насаждения» не изменялся (расчет также отражен в налоговом уведомлении № 695618 от 29.12.2018).
По земельным участкам с кадастровыми номерами **, **, ** за налоговый период 2015 год земельный налог исчислен с учетом вида разрешенного использования – «Площадки для отдыха с элементами озеленения», применена налоговая ставка 1, 5% (с момента регистрации данные земельные участки имели вид разрешенного использования «Площадки для отдыха с элементами озеленения» (расчет отражен в налоговом уведомлении № 695618 от 29.12.2018).
В соответствии с пп. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Учитывая указанные положения Кодекса, а также решения Пермского краевого суда о пересмотре кадастровой стоимости (от 29.07.2019 № **/2019, от 18.09.2019 **/2019, от 24.09.2019 № **/2019, от 17.10.2019 № **/2019) налоговым органом обоснованно произведен перерасчет земельного налога по соответствующим земельным участкам за 2015-2017 годы.
Расчет земельного налога представлен налоговым органом в виде следующей таблицы:
Расчет земельного налога за 2015 год
Кадастровый номер |
Кадастровая стоимость, руб. |
Размер доли в праве |
Ставка налога %, повышающий коэффициент, 2015 год |
Сумма налога за 2015 год, руб. |
** |
55 140 192 |
0,3334 |
0,3+ п.к. 2 |
110 302 |
** |
111 543 540 |
0,592 |
1,5 |
792 406 |
** |
87 362 990 |
0,592 |
1,5 |
663726 за 11 месяцев владения |
** |
63 717 851 |
0,592 |
1,5 |
452 652 |
** |
4 290 |
0,592 |
1,5 |
30 |
** |
66 453 896 |
0,592 |
1,5 |
472 089 |
** |
61 650 204 |
0,592 |
1,5 |
437 963 |
** |
114 267 587 |
0,592 |
1,5 |
710 287 за 9 месяцев владения |
** |
110 208 133 |
0,592 |
1,5 |
685 054 за 9 месяцев владения |
** |
124 759 414 |
0,592 |
1,5 |
886 291 |
** |
111 710 436 |
0,3334 |
0,3 + п.к. 2 |
223 466 |
Итого: |
5434 266 |
Расчет земельного налога за 2016 год
Кадастровый номер |
Кадастровая стоимость, руб. |
Размер доли в праве |
Ставка налога %, повышающий коэффициент, 2016 год |
Сумма налога за 2016 год, руб. |
** |
55140 192 |
0,3334 |
0,3+п.к.2 (6 месяцев) 0,3+п.к.4 (6 месяцев) |
165 454 |
** |
4290 |
0,592 |
1,5 |
30 |
** |
68 468 000 |
0,3334 |
0,3+п.к.2 (6 месяцев) 0,3+п.к.4 (6 месяцев) |
205 445 |
** |
51 036 000 |
0,592 |
1,5 |
255 099 |
** |
31 792 000 |
0,592 |
1,5 |
164 291 |
** |
57 306 000 |
0,592 |
1,5 |
287 304 |
** |
30 455 000 |
0,592 |
1,5 |
157 277 |
** |
29 536 000 |
0,592 |
1,5 |
152 789 |
Итого: |
1387 689 |
.
Расчет земельного налога за 2017 год
Кадастровый номер |
Кадастровая стоимость, руб. |
Размер доли в праве |
Ставка налога %, повышающий коэффициент, 2017 год |
Сумма налога за 2017 год, руб. |
** |
55 536 529 |
0,3334 |
0,3 + п.к. 4 |
222 191 |
** |
4290 |
0,592 |
1,5 |
30 |
** |
68 468 000 |
0,3334 |
0,3+ п.к 4 |
273 927 |
Итого: |
496148 |
В ходе рассмотрения дела налоговый орган представил заявление об уменьшении административных исковых требований, поскольку решением Пермского краевого суда от 18.09.2019 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: **, **, **, **, ** **.
Перерасчет налога произведен за три предшествующих года (16,17,18 г.), за исключением 2015 года, что соответствует положениям ст. 52 НК РФ.
С учетом уточненных требований, налоговый орган просил взыскать со Сбитнева И.А. недоимку по земельному налогу за 2015-2017 годы, в общей сумме 6134070 руб., пени по земельному налогу, в общей сумме 162108,83 руб.
Таким образом, при принятии решения Дзержинским районным судом г.Перми 29.07.2019 (дело № 2а-1968/2019) предметом рассмотрения являлись налоговые уведомления и требования с учетом заниженной налоговой ставки на основании сведений регистрирующего органа.
Доводы жалобы Сбитнева И.А. относительно неполучения требования № 18293 от 25.03.2019 опровергаются материалами дела, подтверждающими направление указанного требования налогоплательщику 25.03.2019 через личный кабинет IP-адрес **.
Доводы жалобы Сбитнева И.А. о направлении в его адрес заявления о вынесении судебного приказа от 22.01.2019 № 7065 на сумму 9 174 644, 16 руб. (т. 1 л.д.122) были предметом судебного разбирательства и правомерно отклонены.
При подготовке заявления о вынесении судебного приказа допущена описка (неверно отражена дата заявления). В связи с этим, Сбитневу И.А. было направлено повторное заявление о вынесении судебного приказа от 17.07.2020 № 7066 на сумму 9 174 644,16 руб., с просьбой предыдущее заявление считать недействительным в порядке ч. 3 ст. 123.3 КАС РФ.
Суд первой инстанции, оценивая указанный довод, пришел к правильному выводу о том, что какие-либо взыскания в судебном порядке по данному заявлению произведены не были. Впоследствии на судебный участок было направлено заявление о вынесении судебного приказа, датированное 17.07.2019 за №7066 (судебный приказ № **/2019).
Доводы Инспекции Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми были предметом судебного разбирательства и обоснованно отклонены.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 названного Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Вместе с тем, в соответствии с прямым указанием в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 334-ФЗ) статья 1 данного Федерального закона, предусмотревшая дополнение статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, вступает в силу с 01 января 2019 года.
Налоговое уведомление № 683117 от 29.12.2018 направлено Сбитневу И.А. до вступления в силу статьи 1 Федерального закона №334-ФЗ.
Поскольку, исходя из содержания абзаца первого пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, правовое значение для начала его применения имеет момент направления налогоплательщику налогового уведомления (с календарным годом направления которого законодатель связывает возможность осуществления перерасчета сумм ранее исчисленных налогов), а оспариваемое налоговое уведомление направлено налогоплательщику до 01 января 2019 года, положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации на спорные правоотношения не распространяются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Федеральный закон N 334-ФЗ о дополнении статьи 52 Налогового кодекса РФ пунктом 2.1 является актом законодательства о налогах и сборах, устраняющим обязанности налогоплательщиков. Следовательно, он может иметь обратную силу, только если это прямо предусматривает.
Налоговое уведомление №532534 от 10.01.2019 года направлено Сбитневу И.А. в 2019 году, при этом задолженность по ранее выставленному налоговому уведомлению налогоплательщиком уже уплачена, в связи с чем, предъявление Инспекцией налогового уведомления №532534 от 10.01.2019 о перерасчете земельного налога неправомерно, поскольку в силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ влечет увеличение налога.
В связи с этим, административные исковые требования налогового органа обоснованно удовлетворены в части, только по налоговому уведомлению № 683117 от 29.12.2018, с административного ответчика взыскана недоимка по налогу в размере 5131577 руб. (6134070 – 1002493).
Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Сбитнева Игоря Анатольевича, инспекции Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: