Дело №2-1322/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 августа 2018 г. г. Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при секретаре Марокиной К.С.,
с участием представителя истца Конновой Н.Н. – Нагорнова В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Конновой Натальи Николаевны к администрации г. Орла о признании права собственности на квартиру в порядке наследования,
установил:
Коннова Н.Н. первоначально обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственность «Жилищное эксплуатационное управление №21» (далее – ООО «ЖЭУ №21») о признании права собственности на квартиру в порядке наследования.
Заявленные требования обоснованы тем, что с 01.07.1968 ФИО1 являлся членом ЖСК «Россия» и проживал в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: (адрес обезличен), принадлежащей ЖСК «Россия». Пай на указанную квартиру был выплачен ФИО1 в июле 1983 года в полном объеме, таким образом, с выплатой пая им было приобретено право собственности на квартиру, однако, при жизни ФИО1 не оформил свое право в установленном законом порядке. ФИО1 умер 20.12.2002. После его смерти открылось наследство в виде указанной квартиры. Ссылаясь на то, что с 1991 года по настоящее время истица зарегистрирована и постоянно проживает в спорной квартире, то есть фактически приняла наследство, Коннова Н.Н. просила признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес обезличен), в порядке наследования по закону.
Определением суда с согласия истца была произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «ЖЭУ №21» на администрацию г. Орла, ООО «ЖЭУ №21» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Орла, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, не просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Россреестра по Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, по существу заявленных требований полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ООО «ЖЭУ №21», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, не просил рассматривать дело в его отсутствие. В предварительном судебном заседании полагал иск законным, подтвердив доводы иска.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как следует из п. 1 ст. 1110 ГК РФ, наследование - это универсальное правопреемство, в результате которого имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В соответствии со ст. 1112 Кодекса в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В силу положений ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (ст. 1146).
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону (абз. 1 ст. 1111 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
П. 1 ст. 1153 ГК РФ определено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Материалами дела установлено, что 30.05.1968 ФИО1 был выдан ордер ЖСК «Россия» (номер обезличен) на занятие квартиры (адрес обезличен)
С 23.01.1969 в данной квартире были зарегистрированы и проживали ФИО1 и его мать ФИО7, с 04.09.1975 – жена ФИО2, с 11.01.1991 – дочь Тарасова Наталья Николаевна (истица).
После заключения брака Тарасовой Н.Н. была присвоена фамилия «Коннова», что подтверждается свидетельством о заключении брака (номер обезличен)
В настоящее время в квартире зарегистрированы Коннова Н.Н. и ее дочь ФИО8
Данные обстоятельства подтверждаются поквартирной карточкой на квартиру (адрес обезличен), справкой о составе семьи и копией лицевого счета на квартиру.
Как установлено ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В силу приведенной нормы, обязательным условием возникновения права собственности на предоставленное кооперативом имущество является членство или наличие у лица права на паенакопления в кооперативе.
В соответствии с п. 1 ст. 106.1 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является корпоративной коммерческой организацией.
П. 1 ст. 106.5 ГК РФ определено, что член производственного кооператива по своему усмотрению вправе выйти из кооператива. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или должно быть выдано имущество, стоимость которого соответствует стоимости его пая, а также должны быть произведены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.
Согласно представленной справке, выданной ООО «ЖЭУ №21», ФИО1 являлся членом ЖСК «Россия» с 01.07.1968 по день смерти, и ему на праве собственности принадлежала квартира (адрес обезличен), пай за которую был выплачен ФИО1 в июле 1983 г.
Из представленного приказа Жилищного ремонтно-эксплуатационного объединения администрации г. Орла от 03.11.1993 следует, что на базе ЖСК «Россия» Заводского района с 01.11.1993 был создан Жилищный ремонтно-эксплуатационный участок №21.
Согласно пояснениям представителя ООО «ЖЭУ №21», данным в судебном заседании, следует, что по имеющимся сведениям ФИО1 реально выплатил пай за квартиру, ввиду чего оснований для отказа истцу в иске не имеется.
Зарегистрированные права на квартиру (адрес обезличен) отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Согласно справке ГУП ОО «МР БТИ» арест и обременения в отношении указанного объект недвижимости отсутствуют.
ФИО1 умер 20.12.2002, его жена – ФИО2 – 14.05.1998, что подтверждается свидетельствами о смерти.
Родственные отношения истицы Конновой Н.Н. и наследодателя подтверждаются свидетельством о рождении Тарасовой (Конновой) Н.Н.
Наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось.
Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на имущество может быть установлен только законом. Например, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (ст. ст. 58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (п. 4 ст. 218 ГК РФ).
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при жизни ФИО1 приобрел право собственности на спорную квартиру, выплатив паевой взнос, однако, в установленном порядке не зарегистрировал свое право, и при рассмотрении дела нашел подтверждение факт принятия Конновой Н.Н. наследства, открывшегося после смерти ее отца ФИО1, поскольку на момент его смерти она проживала и была зарегистрирована с ними по одному адресу, наличие иных наследников 1 очереди после смерти ФИО1 при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и признании за истцом права собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес обезличен).
Из технического паспорта на квартиру (адрес обезличен) следует, что её площадь составляет 42,7 кв.м.
Разрешая вопрос о процессуальных издержках на основании ст. 98 ГПК РФ, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», и, учитывая, что необходимость защиты прав истца не обусловлена установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, приходит к выводу, что судебные издержки распределению не подлежат.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.06.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Конновой Натальи Николаевны к Администрации г. Орла о признании права собственности на квартиру в порядке наследования - удовлетворить.
Признать за Конновой Натальей Николаевной право собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес обезличен), общей площадью 42,7 кв.м., в порядке наследования после смерти ее отца ФИО1, умершего 20.12.2002.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности в Управлении Росреестра по Орловской области.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.08.2018.
Судья В.В. Каверин