Дело № 2а-4037/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
В составе судьи Нагибиной Е.Л.
При секретаре Гут Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар
25 марта 2019 года дело по административному иску прокурора г. Сыктывкара в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК о признании размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов запрещенными к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сыктывкара обратился суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК о признании размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, запрещенными к распространению.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Административный ответчик своего представителя не направил, надлежащим образом извещен.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные требования следует удовлетворить, исходя из следующего.
В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с и. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
При общей тенденции к снижению на территории Российской Федерации в 2018 году количества совершенных несовершеннолетними преступлений в отдельных регионах получила массовое распространение среди несовершеннолетних и молодежи деструктивная субкультура, пропагандирующая криминальную идеологию. Ее базовыми принципами являются противозаконное поведение, одобрение преступной деятельности, открытое негативное отношение к сотрудникам правоохранительных органов, внедрение в повседневную жизнь стиля общения уголовного мира и тюремных понятий. Дети и подростки, особенно оставшиеся без надзора со стороны родителей, из неблагополучных семей, в силу психологических особенностей, незанятости и нахождения в асоциальных условиях жизни оказываются, в наибольшей степени подвержены влиянию данной идеологии. Это способствует совершению ими противоправных поступков. Доступным способом распространения криминальной субкультуры является сеть Интернет, где несовершеннолетние общаются в социальных группах, форумах. Основная часть таких групп (тематических сообществ) размещена в социальной сети «Вконтакте», а их состав и количество подписчиков свидетельствуют о высокой степени вовлечения в обозначенную идеологию подростков.
Прокуратурой г.Сыктывкара в ходе проверки исполнения требований Федерального закона № 149 от 27.07.06 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был выявлен сайт в сети «Интернет» по адресу: ..., информация содержит сведения, которые оправдывают антиобщественное противоправное поведение, содержат нецензурную брань, способствуют романтизации тюремной жизни среди подростков и установления взаимоотношений на праве сильного, её распространение противоречит целям и задачам действующего законодательства в профилактики правонарушении несовершеннолетних, противодействии распространению криминальной субкультуры среди молодежи, вовлечению их в деструктивные движения, а также законодательства, направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействие распространению криминальной субкультуры среди молодежи, вовлечению их в деструктивные движения, а также исполнения требований законодательства об ограничении доступа в сети «Интернет» к информации, запрещенной к распространению.
В силу п. 3, 5, 6 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 Ха 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.
Принятие Федерального закона от 28.07.2012 года № 139 –ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», путем дополнения его ст. 15.1, предусматривающей создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установило механизм ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим противоправную информацию.
В ходе прокурорской проверки установлено, что адрес распространителя запрещенной информации в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих и дентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.
В силу пп. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Признание информации запрещенной к распространению и ограничение доступа к ней осуществляется в соответствии со ст. 15.1. Федерального закона № 149-ФЗ, а также в соответствии с вышеуказанными Правилами.
Согласно подпункту б) ст. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
С учетом изложенного, суд полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г. Сыктывкара удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах с электронным адресом : ... в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению, на всей территории Российской Федерации для всех операторов связи.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми включить страницу с электронным адресом ..., в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», как содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Нагибина Е.Л.
...