Дело № 2а-532/2020
26RS0024-01-2020-000484-87
Решение
Именем Российской Федерации
29 апреля 2020 года г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Жердевой Е.Л.,
при помощнике судьи Чайкине Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чернышова В.Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>, администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков: - земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 26:166060140:12, площадью 304 кв.м., расположенного по адресу: СК,<адрес>; - земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: СК, <адрес>, возложении обязанности организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Чернышов В.Н. обратился в Невинномысский городской суд <адрес> с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ он посредством электронной почты, на электронный адрес Комитета подал заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды на земельные участки, однако до настоящего времени в его адрес ответ не поступил, что им расценивается как отказ в проведении аукциона по продаже прав аренды на земельный участок, а бездействие Комитета и администрации по организации и проведению аукциона, после получения его заявления является незаконным. Указывает, что организатор торгов не вправе ограничивать способ подачи заявления на участие в торгах только личной сдачей заявления, тем самым создавая приоритетные условия для претендентов, которые имеют возможность в пределах ограниченного срока явиться в администрацию лично, либо организовать личную явку своего представителя. Способ подачи заявления установлен ФЗ №, в котором кроме личной подачи закреплено право на направление обращения. В течении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка уполномоченный орган в случае поступления заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе в недельный срок со дня поступления заявлений, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу обратившемуся с заявлением и о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка. Полагает, что бездействием административных ответчиков по не организации торгов нарушается его право на участие в них. Указывает, что целью данного обращения в суд является то, чтобы торги были законным образом организованны и проведены. Незаконное бездействие и уклонение КУМИ и Администрацией от проведения торгов сделало невозможной реализацию его прав на участие в торгах и создало преимущества и льготы лицам возможно получившим права на земельные участки без торгов перед другими участниками гражданских правоотношений, в том числе и перед ним, что повлекло нарушение его прав.
В судебное заседание Чернышов В.Н., надлежащим образом извещенный судом о дате и времени судебного разбирательства, по адресу указанному в исковом заявлении не явился, при подаче искового заявления заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель Чернышова В.Н. – ФИО3 в судебное заседание не явилась, в телефонном режиме заявила ходатайство о рассмотрении административного дела без ее участия.
Представители Администрации <адрес> и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> в судебное заседание не явились. Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом направила в суд ходатайство о рассмотрении дела без её участия и возражения в соответствии с которыми, в удовлетворении административного искового заявления просила суд отказать в полном объеме, поскольку земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, № не может быть выставлен на аукцион ввиду того, что его площадь составляет 304 кв.м., тогда как с в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа – <адрес>, утвержденными решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предельные размеры земельных участков должны составлять от 500 до 1500 кв.м. По земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, №, поступившие заявления приняты к сведению и будут рассмотрены. Администрацией города будет проведен аукцион по предоставлению в собственность данного земельного участка.
Представитель администрации <адрес> ФИО4 заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, направив в суд возражения из которых следует, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> проводятся все необходимые мероприятия в соответствии с Постановлением администрации <адрес> СК от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждено Положение о порядке организации торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, расположенных на территории муниципального образования городского округа – <адрес>.
Заинтересованные лица – ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, хотя заранее были уведомлены о времени и месте судебного заседания, их явку в судебное заседание, суд не признал обязательной.
В порядке ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду установлен статьей 39.6 Земельного кодекса РФ и по общему правилу предполагает проведение торгов в форме аукциона.
В силу п. п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, и при отсутствии предусмотренных п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
На основании п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Согласно п. 3 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обращаясь с административным исковым заявлением, административный истец ссылается на восстановление его прав путем признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> и администрации <адрес> по организации и проведению аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков и обязания административных ответчиков организовать и провести аукцион, а целью данного разбирательства является по мнению административного истца организация и проведение законных торгов.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке организации торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, расположенных на территории муниципального образования городского округа – <адрес>, утвержденным Постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что в случае образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе администрации города, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города (далее - КУМИ) в соответствии с градостроительной и землеустроительной документацией определяет земельные участки, которые или право на заключение договоров аренды которых могут быть предметом аукциона, осуществляет подготовку документов по формированию земельного участка в порядке, установленном земельным законодательством.
КУМИ обеспечивает в отношении земельных участков: подготовку схемы расположения земельного участка и проекта постановления администрации города об утверждении схемы расположения земельного участка; выполнение кадастровых работ за счет средств бюджета города; получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, установленных земельным законодательством (п. 5 в ред. постановления администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ №)
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения в случае образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица заинтересованное лицо обращается в КУМИ с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка и цели использования земельного участка (в ред. постановления администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ №) КУМИ: осуществляет проверку наличия или отсутствия оснований, при которых земельный участок (право аренды земельного участка) не может быть предметом аукциона; обеспечивает получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, установленных земельным законодательством; готовит проекты постановлений администрации города о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона при наличии оснований, установленных земельным законодательством, и направляет решение об отказе в проведении аукциона заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданину или юридическому лицу.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ на сайте www.nevworker.ru Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> размещена информация о возможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>, с кадастровым номером 26:16:060140:12, площадью 304 кв.м., расположенного по адресу: СК, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> поступило заявление ФИО5 о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка для ИЖС с местонахождением: СК, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратилась к главе администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, без проведения торгов с целью использования под ИЖС, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на сайте www.nevworker.ru комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> размещена информация о возможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>, ориентировочной площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: СК, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> поступило заявление Чернышова В.Н. (административного истца) о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды в отношении земельных участков: с кадастровым номером 26:16:060140:12, площадью 304 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> № и земельного участка, ориентировочной площадью 500 кв.м., расположенного в районе <адрес>.
В адрес административного истца специалистом земельных отношений ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ в электронном виде о необходимости обращения с заявлением о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельных участков, лично в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>.
После опубликования сообщения о предполагаемом предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: СК, <адрес>, с заявлениями о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, в комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> обратились также ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8
В связи с чем постановлением администрации <адрес> СК от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО10 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в районе <адрес>, ориентировочной площадью 500 кв.м. и на основании постановления администрации <адрес> СК от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ориентировочной площадью 500 кв.м., с разрешенным использованием – «для индивидуального жилищного строительства», присвоен адрес образуемому земельному участку: <адрес>А. В органы регистрации прав направлено постановление с приложением схемы, расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В адрес лиц заявивших о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного в районе <адрес>, направленна информация о принятии их заявлений к сведению и о праве подать заявку на участие в аукционе после опубликования извещения о проведении аукциона в сети «Интернет».
После принятия администрацией города решения о проведении аукциона и поступления из КУМИ в комитет по проведению конкурентных процедур администрации города документов, Комитетом по управлению муниципальным имуществом будет организован и проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного в районе <адрес>.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 26:16:060140:12, площадью 304 кв.м., по адресу: <адрес>, КУМИ был подготовлен проект постановления № администрации города « О проведении аукциона» и направлен в Администрацию города для визирования.
В результате проведения правовой экспертизы, на основании заключения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, проект постановления администрации <адрес> № «О проведении аукциона» был возвращен на доработку в КУМИ без согласования, в связи с противоречием его ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального городского округа – <адрес>, утвержденных решением Думы <адрес> СК от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которыми предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства составляют от 500 до 1500 кв.м. В соответствии с проектом постановления №, предлагалось провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером 26:16:060140:12, площадью 304 кв.м.
Таким образом, из представленных в судебное заседание материалов следует, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>, в отношении земельного участка расположенного в районе <адрес>, ориентировочной площадью 500 кв.м., соблюден порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, установленный статьей 39.18 ЗК РФ. Процедура проведения аукциона в отношении указанного земельного участка начата и находится на стадии проведения.
Земельный участок, с кадастровым номером 26:16:060140:12, площадью 304 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> № снят с проведения аукциона, как противоречащий ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа – <адрес>.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку бездействие административных ответчиков по организации и проведению аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков: - земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 26:166060140:12, площадью 304 кв.м., расположенного по адресу: СК,<адрес>; - земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: СК, <адрес>, судом не установлено.
При этом суд исходит из того, что само по себе непринятие комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> заявления Чернышова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о намерениях участвовать в аукционе, по причине не соответствия его установленной в извещении о возможном предоставлении земельного участка форме (лично в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>), не свидетельствует о бездействии администрации в проведении и организации торгов.
В свою очередь административным истцом требований о признании незаконным решения администрации <адрес> об отказе в принятии заявления Чернышова В.Н. к сведению и обжалования действий администрации <адрес>, выразившихся в направлении в его адрес письма с требованием обратиться в администрацию с личным заявлением, в суд не заявлено.
При указанных, обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 п.2 ч.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Чернышова В.Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>, администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков: земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, кадастровый №, площадью 304 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в полном объеме.
Судья Е.Л. Жердева
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Л. Жердева