Решение по делу № 3а-223/2020 от 14.08.2020

дело № 3а-223/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Голикова А. А.,

при секретаре Розовой А.Г.,

с участием прокурора Шустова Б.А., представителя «КОМИ РЕСПУБЛИКНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕКСАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Посталакия А.С., представителя Избирательной комиссии Республики Коми Тимофеевой Т.В., представителей «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» Бартоша Р.А. и Скаковского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми 27 августа 2020 года административное дело по административному исковому заявлению «КОМИ РЕСПУБЛИКНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕКСАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 06 августа 2020 года № 158/839-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» по единому избирательному округу,

установил:

постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 июня 2020 года № VI-10/60 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва.

Избирательной комиссией Республики Коми 6 августа 2020 года принято постановление № 158/839-6, в соответствии с которым постановлено зарегистрировать список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» по единому избирательному округу в количестве 39 человек 6 августа 2020 года в 16 часов 31 минуту. Выдать зарегистрированным кандидатам удостоверения установленного образца.

«Коми республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕКСАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», список кандидатов которой зарегистрирован на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва по единому избирательному округу (постановление комиссии от 17 июля 2020 года № 148/766/6) обратилось с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА».

В обоснование требований указано на отсутствие у Потемкина А.И., являющегося Председателем политического совета регионального отделения партии, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо иного лица полномочий по заверению списка кандидатов по единому избирательному округу. Также указано на отсутствие в протоколе общего собрания персональных данных уполномоченных представителей, указанных в решении о назначении и согласии на осуществление деятельности уполномоченных представителей, не имеется оттиска печати избирательного объединения. Кроме того, со ссылкой на положения пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» административный истец полагает необходимым проведение в отношении подлежавших проверке 661 подписи, повторной проверки с привлечением специалиста-почерковеда. При этом, по мнению представителя административного истца, 32 подписи подлежат признанию недостоверными, поскольку они выполнены от имени одного лица другим лицом, 100 подписей - недействительными, в связи с неверным указанием года, отсутствием указания в дате заверения листа уполномоченным представителем избирательного объединения, а также в связи с нечитаемостью фамилии избирателя, внесением незаверенных исправлений, а также неверным указанием года в дате проставления подписи избирателем, не указанием полной даты рождения у избирателя в возрасте 18 лет. Данные обстоятельства, по мнению административного истца, не были проверены надлежащим образом административным ответчиком, что привело к вынесению незаконного постановления от 06.08.2020 № 158/839/6.

Представитель административного истца Посталакий А.С. в судебном заседании требования поддержал.

Представитель Избирательной комиссии Республики Коми Тимофеева Т.В. с требованиями административного истца не согласилась.

Представители РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА Скаковский А.А. и Бартош Р.А. возражали удовлетворению требований административного истца.

Заслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 указанной статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 данного Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 Федерального закона.

Из положений части 1 статьи 38 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» (далее Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ) следует, что при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми для прохождения процедуры регистрации кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, в срок не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляют в соответствующую избирательную комиссию все необходимые в соответствии с Федеральным законом, данным Законом для регистрации документы.

В соответствии с частью 2-1 статьи 38 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2-2 и 3 (при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми - также документов, указанных в пункте 3-1) статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных данным Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Порядок выдвижения избирательными объединениями списков кандидатов по единому избирательному округу регулируется статьями 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ.

Положениями статьи 35 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ предусмотрено, что в едином избирательном округе по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми, депутатов представительного органа муниципального образования политическая партия либо ее региональное отделение или иное структурное подразделение (далее в настоящей статье - политическая партия) вправе выдвинуть один список кандидатов.

Выдвижение списков кандидатов по единому избирательному округу осуществляется политическими партиями в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» (ч. 2).

Список кандидатов, выдвинутый политической партией по единому избирательному округу, представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной организующей выборы избирательной комиссией, вместе с документами, указанными в частях 1 и 2 (при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми - также в части 2-1; при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования - также в части 2-2) статьи 32 данного Закона. Список кандидатов должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) (ч.13).

В списке кандидатов, выдвинутом политической партией по единому избирательному округу, указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в списке кандидатов указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Одновременно со списком кандидатов в избирательную комиссию также представляются:

1) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу;

2) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, а также список уполномоченных представителей политической партии, оформленный в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 44 данного Закона. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность;

3) документы, необходимые для регистрации уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам, перечисленные в статье 45 данного Закона;

4) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии;

5) нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации политической партии;

6) нотариально удостоверенная копия соглашения, заключенного в соответствии с пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях», и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов, выдвинутый политической партией (если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов, выдвинутый политической партией, включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением);

7) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

Список кандидатов, выдвинутый политической партией по единому избирательному округу, представляется уполномоченным представителем политической партии в соответствующую избирательную комиссию (ч. 14).

Пунктом 14.4 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что список кандидатов, выдвинутый политической партией по единому избирательному округу, представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной организующей выборы избирательной комиссией. Список кандидатов должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

В силу части 15 статьи 35 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ избирательная комиссия в 3-дневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый политической партией по единому избирательному округу, либо принимает мотивированное решение об отказе в его заверении.

Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов, выдвинутого политической партией по единому избирательному округу, являются отсутствие документов, указанных в пунктах 1, 2, 4 - 6 части 13 указанной статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 8 июля 2020 года в Избирательную комиссию Республики Коми уполномоченным представителем избирательного объединения «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» Потемкиным А.И. представлены документы для заверения списка кандидатов на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого политической партией по единому избирательному округу.

При этом республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, представленный избирательным объединением «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» в Избирательную комиссию Республики Коми, заверен председателем регионального отделения Потемкиным А. И.

Согласно Уставу Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА, принятому на Учредительном Съезде Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА 10 марта 2020 года, систему руководящих органов Партии образуют Центральные руководящие органы Партии (Съезд Партии, Правление Партии, Председатель Партии) и руководящие органы региональных и местных отделений Партии, обладающих компетенцией, необходимой для обеспечения эффективного управления деятельностью партийных структур различного уровня и взаимодействия (п. 7.1).

Структуру Партии образуют ее региональные и местные отделения, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом и действующие по территориальному принципу (п. 6.1).

Положениями пункта 8.1 Устава определено, что конференция (при наличии местных отделений на территории регионального отделения) и при отсутствии на территории регионального отделения местных отделений партии Общее собрание регионального отделения является высшим руководящим органом регионального отделения Партии.

При этом к компетенции и полномочиям Конференции (Общего собрания) регионального отделения Партии относится избрание тайным голосованием Председателя политического совета регионального отделения (п. 8.2.2), выдвижение тайным голосованием по согласованию с Правлением кандидатов (списка кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, в том числе на повторных и дополнительных выборах (п. 8.2.7).

Как следует из пункта 8.4.3 Устава Председатель политического совета регионального отделения Партии и Председатель регионального отделения Партии являются идентичными названиями одной и той же партийной должности.

Председатель политического совета регионального отделения руководит работой регионального отделения Партии, председательствует на Конференции (Общем собрании) регионального отделения, руководит политическим советом регионального отделения и председательствует на его заседаниях (п. 8.4.4); представляет интересы регионального отделения во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами без доверенности, выдает доверенности и подписывает документы регионального отделения Партии в пределах своей компетенции (п. 8.4.9); осуществляет другие полномочия по руководству региональным отделением, кроме отнесенных к компетенции других органов регионального отделения (п. 8.4.10).

Решения о выдвижении региональными отделениями Партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на Конференции (Общем собрании) региональных отделений Партии (п. 12.4).

Принимая во внимание положения Устава, а также Федерального закона «О политических партиях», суд приходит к выводу о том, что действия по заверению списка кандидатов председателем Регионального отделения в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА Потемкина А.И., с учетом его полномочий и статуса не противоречат ни Уставу, ни положениям Федерального закона «О политических партиях» и Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ несмотря на то, что в нем специально не оговорено право Председателя регионального отделения на заверение своей подписью выдвигаемых политической партией списков кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При указанных обстоятельствах, отсутствие решения съезда и общего собрания регионального отделения по данному вопросу не могло являться основанием для отказа избирательной комиссией в регистрации списка кандидатов. Иное приведет к существенному ограничению избирательных прав.

Рассматривая довод административного истца о несоответствии рода занятий финансового уполномоченного избирательного объединения в заявлении о согласии осуществлять полномочия (безработная) и в решении общего собрания Регионального отделения в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА от 01 июля 2020 года (временно не работающая) о наделении полномочиями, суд находит его не свидетельствующим о допущенных административным ответчиком Избирательной комиссией Республики Коми нарушениях, поскольку данные обстоятельства в силу норм республиканского и федерального законодательства не являются самостоятельным основанием для отказа в регистрации как самого финансового уполномоченного, так и в регистрации избирательного объединения.

Также не нашел своего подтверждения и довод административного истца об отсутствии оттиска печати в протоколе Общего собрания Регионального отделения в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА от 1 июля 2020 года. Представленный административным ответчиком на обозрение суда оригинал протокола Общего собрания, представленный Региональным отделением в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА прошит, пронумерован, заверен подписями председателя Общего собрания Потемкина А.И. и секретаря Общего собрания Станкевич Д.Д., содержит в себе четкий, читаемый оттиск печати, определенной печатью избирательного объединения.

Рассматривая доводы административного иска о необходимости проведения в отношении подлежавших проверке 661 подписи повторной проверки с привлечением специалиста-почерковеда, а также признании 132 подписей недостоверными и недействительными суд приходит к следующему.

Список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва по единому избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА», в количестве 39 человек заверен Избирательной комиссией Республики Коми 10 июля 2020 года в 11 часов 05 минут (Постановление Избирательной комиссии Республики Коми от 10 июля 2020 года № 146/749-6).

29 июля 2020 года уполномоченным представителем избирательного объединения «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» Потемкиным А.И. представлены в Избирательную комиссию Республики Коми документы для регистрации списка кандидатов, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов.

Для поддержки выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва по единому избирательному округу, по правилам частей 1.8 и 7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ требуется представить 3307 подписей избирателей, максимальное количество подписей - 3638.

Избирательным объединением «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» в Избирательную комиссию Республики Коми представлено 10 папок по 100 листов в каждой, содержащих 3510 подписей избирателей.

Согласно акту случайной выборки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва по единому избирательному округу от 29 июля 2020 года, рабочей группой Избирательной комиссии Республики Коми для проверки отобраны 661 подпись (20 %), а именно папка № 1 полностью, папка № 3 с листами с 1 по 91 и первые 4 подписи на листе 92.

Положениями абзаца 2 части 4 статьи 37 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ определено, что в случае если количество необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума превышает 300, проверке подлежит 20 процентов от установленного данным Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого из кандидатов, каждого списка кандидатов по избирательному округу.

При этом проверке подлежат подписи избирателей, участников референдума и соответствующие им сведения об избирателях, участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.

Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию (ч. 6 ст. 37 Закона).

По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (ч. 7 ст. 37 Закона).

Избирательная комиссия признает подписи избирателей, участников референдума недействительными и (или) недостоверными по основаниям, установленным Федеральным законом (ч. 8 ст. 37 Закона).

Положениями части 15 статьи 37 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ установлено, что результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов, форма которой утверждается организующей выборы, референдум комиссией.

В ведомости проверки подписных листов указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера (номеров) папки (папок), подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

На каждую проверяемую папку составляется отдельная ведомость проверки, оформляемая на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются. Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается членами рабочей группы, принимавшими непосредственное участие в проверке подписей избирателей, участников референдума. В случае если подпись (подписи) избирателей, участников референдума признается (признаются) недостоверной (недостоверными) или недействительной (недействительными) на основании заключения специалиста, на основании сведений органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо информации, полученной с использованием ГАС «Выборы», сведения об этом указываются непосредственно в ведомости проверки подписных листов.

Подлинные экземпляры всех документов, полученных в целях проверки подписей избирателей, участников референдума, прикладываются к соответствующим ведомостям проверки подписных листов.

Проверка подписных листов должна быть завершена составлением итогового протокола рабочей группы не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума.

Итоговый протокол рабочей группы подписывается руководителем рабочей группы и представляется соответствующей комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Внесение изменений в итоговый протокол рабочей группы после принятия соответствующего решения не допускается (ч. 16 ст. 37 Закона).

В силу части 18 статьи 37 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ итоговый протокол рабочей группы с документами, предусмотренными частью 16 данной статьи, представляется в соответствующую комиссию для принятия решения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, о регистрации списка кандидатов, об установлении соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона.

Итоговый протокол рабочей группы прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата, о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.

В решении комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе рабочей группы данные о количестве представленных кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума подписей, о количестве проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.

Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с Федеральным законом и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Как следует из представленных административным ответчиком документов, проверка подписных листов осуществлялась рабочей группой по соблюдению порядка выдвижения и регистрации списков кандидатов на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва. При этом ведомости поверки подписных листов составлены на каждую проверяемую папку и подписаны членами рабочей группы Белоусовой Т. И., Сямтомовой Е. С. 3 августа 2020 года, итоговый протокол проверки подписных листов составлен 3 августа 2020 года в 17 часов 12 минут. В этот же день копии указанных документов вручены уполномоченному представителю избирательного объединения «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» Потемкину А.И.

По результатам проверки подписных листов установлено недостоверных подписей – 0, недействительных подписей - 21, что составляет менее 5 % от количества подписей, отобранных для проверки.

Указанные недействительными рабочей группой 21 подпись избирателей проверены судом, и признаются обоснованно признанными недействительными.

По правилу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 данной статьи.

Положениями пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются в том числе: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подпункт б); г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт г); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи (подпункт е); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт з).

Судом исследованы оригиналы подписных листов, при этом не нашли своего подтверждения доводы административного иска, о нечитаемости ФИО избирателя, неоговоренных исправлениях и не указании даты рождения избирателя в возрасте 18 лет.

Так, подпись № 4 на листе № 1 папка № 1 фамилия избирателя «Бутырева» доступна к прочтению, аналогично и по иным подписям: папка № 1 лист № 15 подпись № 2 – фамилия избирателя «Бац», папка № 1 лист № 19 подпись № 1 – фамилия избирателя «Габова», папка № 1 лист № 20 подпись № 1 – фамилия избирателя «Лысков», папка № 1 лист № 30 подпись № 2 – фамилия избирателя «Лаптев», папка № 1 лист № 31 подпись № 4 – фамилия избирателя «Шевченко», папка № 1 лист № 32 подпись № 4 – фамилия избирателя «Нургалиев», папка № 1 лист № 36 подпись № 3 – фамилия избирателя «Мусоян», папка № 1 лист № 39 подпись № 1 – фамилия избирателя «Нечаев».

При этом подпись № 2 папка № 1 лист № 6, действительно содержит исправления, но данное исправление номера паспорта избирателя оговорено и заверено подписью лица, удостоверяющего подписной лист, Афонина К.Е.

Подпись № 2 Папка № 1 лист № 21 содержит верную дату ее внесения, а именно 14.07.2020, двоякого прочтения даты не усматривается.

Кроме того, необоснованно указание представителем административного истца на подпись № 2 папка № 1 лист № 58 в части не указании даты рождения избирателя в возрасте 18 лет, поскольку данная подпись исключена самим избирательным объединением и при проверке не учитывалась.

Судом также признается необоснованным и довод представителя административного истца о том, что в связи с неверным указанием года либо не указанием года в дате заверения листа уполномоченным представителем избирательного объединения являются недействительными подписи: папка № 1 лист 31 – все подписи на листе (две), папка № 1 лист 33 – все подписи на листе (три), папка № 1 лист 34 – все подписи на листе (три), папка № 1 лист 35 – все подписи на листе (три), папка № 1 лист 39 – все подписи на листе (три), папка № 1 лист 40 – все подписи на листе (три), папка № 1 лист 42 – все подписи на листе (три), папка № 1 лист 43 – все подписи на листе (три), папка № 1 лист 47 – все подписи на листе (четыре), папка № 1 лист 54 – все подписи на листе (четыре), папка № 1 лист 63 – все подписи на листе (четыре), папка № 1 лист 70 – все подписи на листе (четыре), папка № 1 лист 76 – все подписи на листе (четыре), папка № 1 лист 77 – все подписи на листе (четыре), папка № 1 лист 80 – все подписи на листе (пять), папка № 1 лист 84 – все подписи на листе (пять), папка № 1 лист 93 – все подписи на листе (пять), папка № 1 лист 94 – все подписи на листе (пять), папка № 1 лист 95 – все подписи на листе (пять), папка № 1 лист 100 – все подписи на листе (пять), папка № 3 лист 11 – все подписи на листе (одна), папка № 3 лист 12 – все подписи на листе (две), папка № 3 лист 14 – все подписи на листе (две), папка № 3 лист 19 – все подписи на листе (две), папка № 3 лист 22 – все подписи на листе (две), папка № 3 лист 24 – все подписи на листе (две).

Вопреки доводам административного истца каждый лист содержит собственноручную подпись и дату заверения уполномоченного представителя избирательного объединения Потемкина А.И. При этом субъективное восприятие и понимание почерка не может служить основанием для признания сведений ошибочными или отсутствующими.

Положениями подпункта «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются, в том числе подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи.

В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же списка кандидатов. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела судом в ходе судебного разбирательства назначено проведение в судебном заседании экспертного исследования подлинных подписных листов по вопросу: одним или разными лицами выполнены рукописные буквенно-цифровые записи в столбцах «фамилия, имя, отчество», «дата внесения подписи» в подписных листах, подлежавших проверке рабочей группой избирательной комиссии, которое было поручено эксперту ЭКО УМВД России по г. Сыктывкару Киселеву К.Л.

Эксперту ЭКО УМВД России по г. Сыктывкару Киселеву К.Л. для проведения исследования представлены подлинные подписные листы избирательного объединения «Региональное отделение в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» (папка № 1 и папка № 3).

Проведенным исследованием от 25.08.2020 установлено, что одним лицом выполнены буквенные и цифровые записи в столбцах «Фамилия, имя, отчество» (столбец № 2), «Дата внесения подписи» (столбец № 6): папка № 1 лист № 2 в строке 5 и строке «Подписной лист удостоверяю» (условно лицо 1); папка № 1 лист № 15, 31 в строках 4,1 и строке «Подписной лист удостоверяю» (условно лицо 2); папка № 1 лист № 28 в строке 1 и строке «Подписной лист удостоверяю» (условно лицо 3); папка № 1 лист № 63 в строке 1, 2 столбец № 6 (условно лицо 4); папка № 1 лист № 69 в строке 2, 3 столбец № 6 (условно лицо 5); папка № 1 лист № 76 в строках 2, 3 и папке № 3 лист № 92 в строках 4, 5 столбец № 2, 6 (условно лицо 6); папка № 3 лист № 22 в строках 1, 2 столбец № 2 (условно лицо 7); папка № 3 лист № 56 в строках 1, 2, 3, 4 столбец № 6 (условно лицо 8); папка № 3 лист № 84 в строках 2, 4, 5 столбец № 6 (условно лицо 9).

В тоже время судом принимается во внимание, что о порядке проверки подписных листов даны разъяснения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6.

Согласно пункту 3.1 раздела 3 данных методических рекомендаций почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.

Учитывая данные разъяснения, судом исследование эксперта ЭКО УМВД России по г. Сыктывкару Киселева К.Л. не может быть признано достоверным и допустимым доказательством по делу по смыслу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку как следует из объяснений Киселева К.Л., данных суду в судебном заседании, при исследовании им использовались ведомственные методики МВД России, указанная в методических рекомендациях методика им не применялась, поскольку он с ней не знаком.

На основании положений части 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом назначено повторное исследование, проведение которого было поручено начальнику отдела традиционных криминалистических экспертиз ЭКЦ МВД по Республике Коми Ивашину А.В. с применением методики, разработанной Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласованной с соответствующими экспертными службами и утвержденной на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.

Согласно справке об исследовании от 27.08.2020 № 457 в результате проведенного почерковедческого исследования установлено, что буквенные записи в графе № 2 строки № 5 листа № 2 папки № 1 выполнены лицом, указанным в строке «Подписной лист удостоверяю»; буквенные записи в графе № 2 строки № 1 листа № 28 папки № 1 выполнены лицом, указанным в строке «Подписной лист удостоверяю»; цифровые записи в графах № 6 строк № 1, 2 листа 63 папки № 1 выполнены одним лицом; буквенно-цифровые записи в графах № 2, 6 строк № 2, 3 листа № 76 папки № 1 и в графах № 2, 6 строки № 4 листа № 92 папки № 3 выполнены одним лицом; цифровые записи в графах № 6 строк № 1, 4 листа № 56 папки № 3 выполнены одним лицом.

Данное исследование проведено по методике: «Методика проведения почерковедческих исследований подписных листов избирателей», разработанной Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России и согласованной с соответствующими экспертными службами и утвержденной на заедании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.

Указанная справка судом оценивается как экспертное исследование в ходе судебного заседания, поскольку эксперт привлечен судом к участию в рассмотрении дела на основании положений статей 49, 70, 74, 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ к проверке подписей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, имели возможность ознакомиться с подлинными подписными листами, высказали мнение о проведении экспертного исследования документов, имели возможность задать вопросы специалисту-эксперту, как до проведения исследования, так и после, не возражали против экспертного исследования подписных листов именно по поставленному вопросу, отводов не заявляли.

Таким образом, все условия, предусмотренные законом для проведения экспертного исследования, соблюдены, в связи с чем справка об исследовании от 27.08.2020 № 457 специалиста-эксперта Ивашина А.В. признается судом допустимым, достоверным и относимым доказательством по настоящему делу.

Объяснения специалиста-эксперта Ивашина А.В., полученные в ходе судебного заседания, также являются допустимым доказательством. Основания ставить под сомнение сделанные им в справке выводы относительно выполнения буквенных и цифровых записей в столбцах «фамилия, имя, отчество» и «дата внесения подписи» у суда отсутствуют.

Поскольку в силу приведенных выше норм закона фамилию, имя, отчество и дату внесения подписи избиратель указывает собственноручно, то внесение таких записей иными лицами является основанием для признания подписей недействительными по подпунктам «е» и «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

В рассматриваемом случае, с учетом положений пункта 6.2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными подлежат признанию подписи: папка № 1 лист № 28 подпись № 1 (Ларуковой Н.А.), папка № 1 лист № 63 подпись № 2 (Малютиной Я.Р.), папка № 1 лист № 76 подпись № 3 (Попова А.В.), папка № 3 лист 56 подпись № 4 (Подольской А.П.), папка № 3 лист 92 подпись № 4 (Рочева М.В.), всего 5 подписей.

При этом подпись № 5 в папке № 1 лист № 2 (Леонтьевой Елены Леонидовны уже признана недействительной Избирательной комиссией Республики Коми.

Таким образом, судом установлено, что количество недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (21 подпись признана недействительными Избирательной комиссий Республик Коми + 5 подписей, признанных настоящим решением), недостаточно для отказа в регистрации списка кандидатов по основанию, предусмотренному подпунктом «в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, поскольку составляет меньше 5 %.

Кроме того, судом установлено, что проверка достоверности и действительности подписей избирателей, проведена в полном объеме и в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Результаты данной проверки обсуждались на заседании избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА», и были учтены при принятии избирательной комиссией оспариваемого решения.

Избирательной комиссией Республики Коми изучены и проанализированы представленные 08.07.2020 избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» документы для заверения списка кандидатов на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва, при этом оснований, предусмотренных положениями пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, для отказа в регистрации списка кандидатов не установлено.

Таких оснований не установлено и судом.

При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административные исковые требования «КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 06 августа 2020 года № 158/839-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политическая партия ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» по единому избирательному округу», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение пяти дней со дня принятия решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2020 года.

Судья А.А. Голиков

3а-223/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коми Республиканское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РФ"
Ответчики
Избирательная комиссия Республики Коми
Другие
Посталакий Александр Семенович
Региональное отделение в РК Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Голиков А. А.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация административного искового заявления
14.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее