РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2020 г. г. Венев
Веневский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Новомосковского городского суда Тульской области, временно исполняющей обязанности судьи Веневского районного суда Тульской области Рудник И.И.,
при секретаре Макаровой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу к сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Аграрный фонд Тульской области» к Новикову В.Т., ООО «Веневское», ООО «Фермерское хозяйство современного животноводства» о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива,
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит вынести решение о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Аграрный фонд Тульской области» №, ИНН №, КПП №, адрес (место нахождения): <адрес>. Возложить обязанность по осуществлению ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Аграрный фонд Тульской области» на его учредителей: ООО «Веневское», ООО «Фермерское хозяйство современного животноводства» и его участника (члена) Новикова В.Т.
В обоснование заявленных требований указал, что сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Аграрный фонд Тульской области» с 27.11.2013 зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица, с основным видом экономической деятельности «предоставление займов и прочих видов кредита». В рамках осуществления надзора за некредитными финансовыми организациями в соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 40.3 Федерального Закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» по состоянию на день подачи административного иска сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Аграрный фонд Тульской области» не состоит ни в одной саморегулируемой организации кредитных кооперативов, в связи с чем нарушает права неопределенного круга лиц, что противоречит действующему в сфере сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации законодательству и является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации.
Представитель административного истца - Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу по доверенности Колосветов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика СПКК «Аграрный фонд Тульской области» и административный ответчик Новиков В.Т. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении указал, что не имеет возможности явиться в судебное заседание по причине неудовлетворительного состояния здоровья, просил отложить судебное заседание на более поздний срок.
На основании определения Веневского районного суда Тульской области от 21.08.2020, занесенного в протокол судебного заседания, Новикову В.Т. отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.
Представители административных ответчиков ООО «Веневское», ООО «Фермерское хозяйство современного животноводства» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, однако в адрес суда вернулись заказные письма с уведомлениями о невручении извещений с пометкой «истек срок хранения».
В силу статьи 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Поскольку административные ответчики ООО «Веневское», ООО «Фермерское хозяйство современного животноводства» извещалась по месту регистрации юридического лица, однако судебные повестки возвратились с отметкой почты «за истечением срока хранения», суд полагает извещение их о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 10 по Тульской области по доверенности Бородинская А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменном отзыве просила рассматривать дело в отсутствие представителя налогового органа, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив доводы, указанные в административном исковом заявлении, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании пункта 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к некредитным финансовым организациям относятся, в частности, сельскохозяйственных кредитные потребительские кооперативы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - Закон № 193-ФЗ) сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива.
Пунктом 2 статьи 4 Закона № 193-ФЗ установлено, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 5 статьи 4 Закона № 193-ФЗ сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, в том числе осуществляют услуги по выдаче займов и сбережению денежных средств.
На основании пункта 1 статьи 40.3 Закона № 193-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов последующих уровней, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:
1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида. Финансовая организация может являться членом только одной саморегулируемой организации определенного вида, за исключением случаев ассоциированного членства в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016
№ 292-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования частей 1 и 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015
№ 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов применяются с 01.01.2020.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
В силу статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» ведение единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка осуществляется Банком России. Порядок ведения и состав информации единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка определяются Банком России. В единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в отношении каждой саморегулируемой организации вносятся следующие сведения: 1) наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона саморегулируемой организации; 2) сведения об официальном сайте саморегулируемой организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 3) сведения о членах саморегулируемой организации; 4) иные сведения, установленные нормативными актами Банка России.
Сведения, содержащиеся в едином реестре саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, подлежат размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании части 3 статьи 40.3 Закона № 193-ФЗ саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 15.06.2020, представленной истцом, 27.11.2013 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области в качестве юридического лица зарегистрирован сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Аграрный фонд Тульской области», являющийся некоммерческой организацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о создании юридического лица (ИНН №, ОГРН №), адрес местонахождения: <адрес>
В соответствии с ЕГРЮЛ Кооператив осуществляет деятельность по предоставлению займов и прочих видов кредита (<данные изъяты>). В Государственном реестре сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов зарегистрирован за номером №
Судом установлено, что СПКК «Аграрный фонд Тульской области» кредитным кооперативом последующего уровня не является, то есть не образован двумя и более потребительскими кооперативами в соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона №193-ФЗ, в связи с чем, обязан отвечать требованиям части 1 статьи 40.3 Федерального закона № 193-ФЗ о необходимом членстве в саморегулируемой организации кредитных потребительских сельскохозяйственных кооперативов.
В рамках осуществления надзора за некредитными финансовыми организациями в соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации «Банке России)» установлено, что по состоянию на 15.06.2020 (дата направления искового заявления в суд) СПКК «Аграрный фонд Тульской области» не состоит ни в одной саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, что подтверждается письменными ответами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (л.д. 101-107).
Таким образом, СПКК «Аграрный фонд Тульской области» обязан был вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка не позднее 31.12.2019, однако кооператив не является членом ни одной из существующих на настоящий момент саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, что является нарушением части 1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
Доказательств обратного, как того требует ч. 1 ст. 62 КАС РФ, суду не представлено.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
Согласно подпункту 3 пункта 11 статьи 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае нарушения кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13.07.2015
№ 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
На основании п. 5 ст. 61 ГК РФ решение суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или органа, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Исходя из ст.ст. 1 и 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» достаточным и допустимым доказательством включения лица в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Из протокола общего собрания учредителей СПКК «Аграрный фонд Тульской области» № от 14.11.2013 следует, что учредителями СПКК «Аграрный фонд Тульской области» являются, в том числе, ООО «Веневское» и ООО «Фермерское хозяйство современного животноводства».
В силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона № 193-ФЗ председатель кооператива, правление кооператива избираются общим собранием членов кооператива из числа членов кооператива на срок не более чем пять лет. Председатель кооператива является членом правления кооператива и возглавляет его.
Соответственно, Новиков В.Т., являющийся согласно сведениям из ЕГРЮЛ председателем правления СПКК «Аграрный фонд Тульской области» с 24.08.2018, также является участником (членом) СПКК «Аграрный фонд Тульской области», на которого может быть возложена обязанность по осуществлению ликвидации данного кооператива.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями, предусмотренных ст.ст. 62-64 ГК РФ, включающей следующие этапы: назначение ликвидационной комиссию (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторам составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостойности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточными ликвидационным балансом, начиная со дня его учреждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.
Согласно разъяснениям, данным в п. 24 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае, если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица; при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК (аналогия закона).
Учитывая, что при возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица, а также учитывая, что обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства, суд полагает необходимым возложить обязанность по ликвидации кооператива на его учредителей ООО «Фермерское хозяйство современного животноводства», ООО «Веневское», и участника (члена) Новикова В.Т.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что требование о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива предъявлено в суд уполномоченным государственным органом, административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу к сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Аграрный фонд Тульской области» к Новикову В.Т., ООО «Веневское», ООО «Фермерское хозяйство современного животноводства» о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива удовлетворить.
Ликвидировать сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Аграрный фонд Тульской области», ИНН №, ОГРН №, КПП №, юридический адрес: <адрес>
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Аграрный фонд Тульской области» на его учредителей общество с ограниченной ответственностью «Веневское», ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, общество с ограниченной ответственностью «Фермерское хозяйство современного животноводства», ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, Новикова В.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи жалобы в Веневский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Решение суда в окончательной форме принято 2 сентября 2020 г.
Председательствующий