РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2020 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Пивак Ю.П.,
при секретаре Тимергалиевой Э.Ф.,
с участием истца Сидорова В.А.,
представителя третьего лица следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Тульской области по доверенности Полосухина Е.О.,
представителя третьего лица прокуратуры Тульской области по доверенности старшего помощника прокурора Советского района г.Тулы Андросовой А.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело № 71RS0028-01-2020-000715-94 (производство № 2-780/20) по иску Сидорова Владимира Александровича к Управлению Федерального Казначейства по Тульской области о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Сидоров В.А., с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Управлению Федерального Казначейства по Тульской области о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что по постановлению старшего следователя следственного отдела по городу Новомосковск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области 24.11.2016 в отношении него прекращено уголовное преследование по уголовному делу в части совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ. За ним признано право на реабилитацию. В связи с незаконным обвинением ему причинён моральный вред. Он испытывал нравственные страдания, поскольку обвинялся в совершении преступления, которого не совершал. Состояние его здоровья ухудшилось. Неоднократно осматривался врачом психиатром, диагностировано эмоциональное расстройство. Зрение у него ухудшилось. Просит суд взыскать в его пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1000 000 руб.
Определением суда от 27.03.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены прокуратура Тульской области, следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области.
Определением суда от 28.04.20202 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Истец Сидоров В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить. Размер заявленных требований определил в размере 1000000 руб.
Представитель ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, причины неявки суду не сообщил. В представленных в суд возражениях на иск, исковые требования не признал, по снованиям, изложенным в возражениях на иск, просил отказать в удовлетворении иска. В возражениях указал, что истцом не приведено доказательств, что имеющиеся у него заболевания возникли в результате уголовного преследования. Не установлена причинно-следственная связь между действиями правоохранительных органов и наступившими последствиями.
Представитель третьего лица следственного управленияСледственного комитета Российской Федерации по Тульской области по доверенности Полосухин Е.О. полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица прокуратуры Тульской области по доверенности старший помощник прокурора Советского района г. Тулы Андросова А.Б. не возражала против удовлетворения требования Сидорова В.А. о компенсации морального вреда в связи с прекращением 24.11.2016 производства по уголовному делу в части его обвинения по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Размер компенсации морального вреда просила определить с учетом требований разумности и справедливости.
Выслушав истца Сидорова В.А., представителя третьего лица прокуратуры Тульской области Андросову А.Б., представителя третьего лица следственного управленияСледственного комитета Российской Федерациипо Тульской области Полосухина Е.О., исследовав материалы дела, материалы уголовного дела, суд находит исковые требования Сидорова В.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Ст.5 УПК РФ разъясняет смысл основных понятий, используемых в УПК РФ. В п.34 указанной статьи определено, что реабилитация представляет собой порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
Уголовным преследованием в силу п.55 этой же статьи является процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Согласно ч. 3 ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
Ст.133 УПК РФ не ограничивает возможность получения лицом возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, только случаями реабилитации подозреваемого или обвиняемого, а предусматривает и то, что вопросы, связанные с возмещением вреда в иных случаях, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. В этом же порядке, согласно ч.2 ст.136 УПК РФ, подлежат разрешению иски о компенсации в денежном выражении за причиненный реабилитированному моральный вред.
Согласно ч. 1 ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ст.52 Конституции РФ, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статьей 53 Конституции, гарантирующей каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закладывается правовой фундамент для возмещения со стороны государства реабилитированному любого вида вреда, причем независимо от вины должностных лиц, поскольку данное условие также не оговаривается.
Согласно ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Ст.151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Ст.1100 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
28.06.2016 дознавателем ОД ОМВД России по городу Новомосковску возбуждено уголовное дело № № по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ в отношении Сидорова В.А.
19.08.2016 следователем СО ОМВД России по городу Новомосковску возбуждено уголовное дело № № по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 111 УК РФ в отношении Сидорова В.А.
07.09.2016 уголовное дело № № соединено в одно производство с уголовным делом № №, присвоен № №.
13.10.2016 уголовное дело № № передано для дальнейшего расследования в следственный отдел по городу Новомосковску СУ СК РФ по Тульской области и принято к производству старшим следователем следственного отдела по г. Новомосковск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области.
26.08.2016 по приговору Алексинского городского суда Тульской области Сидоров В. А. осужден по ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 161 УК РФ к наказанию в виде <данные изъяты>. <данные изъяты> Приговор вступил в законную силу 06.09.2016.
19.09.2016 Сидорову В.А. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158, ч.1 ст. 111 УК РФ.
28.10.2016 Сидорову В.А. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158, ч.4 ст. 111 УК РФ.
21.09.2016 по постановлению Новомосковского городского суда Тульской области Сидорову С.И., обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 111 УК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (т.1 л.д. 210-211).
24.11.2016 по постановлению старшего следователя следственного отдела по городу Новомосковск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области в отношении обвиняемого Сидорова В.А. прекращено уголовное преследование по уголовному делу № № в части совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ. Мера пресечения в виде содержания под стражей не отменена, в связи с уголовным судопроизводством в отношении Сидорова В.А. по ч.4 ст. 111 УК РФ.
В соответствии со ст. 134 УПК РФ за Сидоровым В.А. признано право на реабилитацию.
Судом установлено, что 19.09.2016 Сидорову В.А. было предъявлено обвинение по ч.1 ст. 158, ч.1 ст.111 УК РФ, 21.09.2016 по постановлению Новомосковского городского суда Тульской области Сидорову С.И., обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 111 УК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 24.11.2016 по постановлению старшего следователя следственного отдела по городу Новомосковск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области в отношении обвиняемого Сидорова В.А. прекращено уголовное преследование по уголовному делу № № в части совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ. Мера пресечения в виде содержания под стражей не отменена, в связи с уголовным судопроизводством в отношении Сидорова В.А. по ч.4 ст. 111 УК РФ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сидоров В.А. находился под стражей по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ.
09.02.2017 по приговору Новомосковского городского суда Тульской области Сидоров В.А. осужден по ч.4 ст. 111 УК РФ на <данные изъяты>. На основании ч.5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к назначенному наказанию частично присоединено наказание по приговору Алексинского городского суда Тульской области от 26.08.2016, и окончательно назначено наказание в виде <данные изъяты>. Приговор вступил в законную силу 24.05.2017.
Из чего следует, что меры по ограничению свободы Сидорова В.А., принятые органом следствия в отношении него, связаны с производством по уголовному делу, по которому он впоследствии был осужден.
Кроме того, 26.08.2016 по приговору Алексинского городского суда Тульской области Сидоров В. А. осужден по ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 161 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты>. Мера пресечения изменена с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу, срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Сидоров В.А. находился под стражей по указанному приговору суда.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает возможным, с учетом требований разумности и справедливости, причиненных истцу нравственных страданий, обвинения его в совершении преступления, которого он не совершал, определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Сидорова В.А. в размере 15000 руб.
Доводы Сидорова В.А. о том, что незаконное обвинение по ч.1 ст. 158 УК РФ отразилось на его психическом здоровье, у него ухудшилось зрение, суд находит несостоятельными, доказательств обратного суду Сидоровым В.А. не представлено.
Согласно сведений, представленных из медицинской части ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тульской области, Сидоров В.А. в период содержания в изоляторе находился на диспансерном наблюдении врача-психиатра, в соответствии с записями в его медицинской карте амбулаторного больного, с диагнозом «<данные изъяты>». В этот период в связи с заболеванием, Сидоров В.А. неоднократно осматривался врачом-психиатром.
Из заключения комиссии экспертов от 30.09.2016 № № ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 имени Н.П. Каменева» следует, что 14.01.2014 призывной комиссией Алексинского района Тульской области Сидоров В.А. признан <данные изъяты>. С 2001 года состоял на учете у психиатра в Алексинской РБ с диагнозом: <данные изъяты>. Снят с учета в 2016 году в связи с социальной адаптацией. Комиссия экспертов пришла к заключению, что Сидоров В.А. обнаруживает в настоящее время, а также обнаруживал в период совершения инкриминируемых ему деяний эмоционально<данные изъяты>.
Таким образом, доводы Сидорова В.А. о том, что незаконное обвинение по ч.1 ст. 158 УК РФ отразилось на его психическом здоровье, суд находит несостоятельными, поскольку он состоял на учете у психиатра с 2001 года с диагнозом <данные изъяты>, который был подтвержден комиссией экспертов.
В материалах дела имеется выписной эпикриз из филиала «Больницы» ФКУЗ МСЧ -71 ФСИН России, согласно которого Сидоров В.А. находился на лечении в терапевтическом отделении №2 с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>, в котором имеется заключение окулиста от 16.02.2017: <данные изъяты>. <данные изъяты>
На основании изложенного, также не нашли своего подтверждения доводы Сидорова В.А. об ухудшении зрения в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сидорова Владимира Александровича удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Сидорова Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Советский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Советский районный суд. г. Тулы.
Решение принято в окончательной форме 09.06.2020.
Председательствующий