УИД 54RS0002-01-2023-003076-03
Поступило в суд 07.07.2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2023 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Меньших О.Е.,
при секретаре Залевской Е.И.,
с участием:
представителя истца Васильевой Е.А.,
представителя ответчика Кудлай Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новокузнецкого транспортного прокурора к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Изначально Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском в котором просил признать незаконным бездействие АО «Федеральная пассажирская компания» по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в неоснащении транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания - 2049 №№ 08320020, 08320046, 08320053, 08320061 техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных; обязать АО «Федеральная пассажирская компания» устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания – 2049 №№ 08320020, 08320046, 08320053, 08320061 техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
С учетом уточнения (л.д. 101-102) просит признать незаконным бездействие АО «ФПК» (ИНН 7708709686) по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в неоснащении транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания - 2049 №№ 08320020, 08320046, 08320053, 08320061, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре тормозного конца вагона в количестве 2 шт., коридоре тормозного конца вагона в количестве 1 шт., общем коридоре в количестве 2 шт. (по 1 штуке с каждой стороны), тамбуре нетормозного конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве 6 шт., в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных; обязать АО «Федеральная пассажирская компания» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания – 2049 №№ 08320020, 08320046, 08320053, 08320061, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре тормозного конца вагона в количестве 2 шт., коридоре тормозного конца вагона в количестве 1 шт., общем коридоре в количестве 2 шт. (по 1 штуке с каждой стороны), тамбуре нетормозного конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве 6 шт., в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
В обоснование исковых требований указано, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности АО «ФПК». В ходе, которого установлено ненадлежащее оборудование вагонов пассажирских №№ 08320020, 08320046, 08320053, 08320061, с плановым годом списания – 2049.
В соответствии с данными, опубликованными на сайте Федерального агентства Железнодорожного транспорта, вагоны с плановым годом списания – 2049 включены в «Раздел 3 Транспортные средства, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», с указанием станции приписки – Новокузнецк, а также субъекта транспортной инфраструктуры - АО «ФПК», в связи с чем на вышеуказанную единицу подвижного состава распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от **** **.
Исходя из требований пп. 1 п. 7 указанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, обязаны оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Требования вступили в законную силу ****, окончание годичного срока реализации паспортов вагонов - ****, однако в нарушение вышеуказанных требований закона вагоны не оснащены техническими средствами видеонаблюдения более года.
Новокузнецким транспортным прокурором в связи с выявленными нарушениями закона **** в адрес начальника Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого меры по их устранению не приняты. Неисполнение требований федерального законодательства в части обеспечения транспортной безопасности может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью имуществу не только граждан, пользующихся услугами субъектов транспортной инфраструктуры, но и обществу, государству в целом.
Представитель истца Васильева Е.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала, указав, что возможно установить срок для исполнения вышеуказанной обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Кудлай Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 24-30), дополнении к отзыву (л.д. 92-93), указывая, что иск основан на п.п.1 п.7 Требований. В настоящее время уполномоченным государственным органом проводится работа по изменению нормы закона, на основании которой истцом предъявлены требования, по результатам которой изменится сам порядок оснащения вагонов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в части сроков оснащения вагонов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, места их размещения технических средств. До 2049 года у ответчика отсутствует обязанность по выполнению капитально-восстановительного ремонта вагонов. Обязанность оснастить вагоны средствами видеонаблюдения возникнет после внесения изменений в Требования и только в случае, если вагоны не будут списаны в связи с истечением срока службы. В соответствии с проектом постановления устанавливать видеокамеры необходимо будет в иных местах – не в пассажирском салоне, переходных тамбурах и технических помещениях, а в тамбурах, пассажирском салоне и (или) коридорах. В действующей редакции требований понятия «технические помещения» и «переходные тамбуры» не раскрыты. Так же представитель ответчика указал, что заявленный истцом срок явно недостаточен в связи с большим объемом финансирования и объемом работ. В случае удовлетворения исковых требований, просит установить срок для исполнения требований в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона **** №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от **** №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности (ч. 1 ст. 2 Закона).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона, транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, согласно п. «е» железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от **** №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложено на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 9 ст. 1 закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ч. 1.1 ст. 8 указанного закона (часть 1.1 введена в действие Федеральным законом от **** №270-ФЗ), требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками иностранных государств, осуществляющими перевозки в Р. Ф., из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, учитывающие требования, предусмотренные положениями международных договоров Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **** ** утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 которого субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.
В силу пп. 8 п. 6 указанных Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств.
Согласно пп. 1 п. 7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, обязаны оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Установлено, что по результатам анализа исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в Западно-Сибирском филиале АО «ФПК» Новокузнецкой транспортной прокуратурой выявлено, что пассажирские вагоны №№ 08320020, 08320046, 08320053, 08320061 с плановым годом списания – 2049 включены в «Раздел 3 Транспортные средства, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», с указанием станции приписки - Новокузнецк, а также субъекта транспортной инфраструктуры - АО «ФПК».
В связи с выявленными нарушениями закона **** начальнику Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 7-9), по результатам рассмотрения которого, меры по их устранению не приняты, направлен ответ (л.д. 10-12).
Таким образом, проверкой установлено, что в нарушение законодательства вагоны №№ 08320020, 08320046, 08320053, 08320061 не оборудованы средствами видеонаблюдения в тамбуре тормозного конца вагона в количестве 2 шт., коридоре тормозного конца вагона в количестве 1 шт., общем коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), тамбуре нетормозного конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве 6 шт. в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Требования вступили в законную силу ****, окончание срока реализации паспортов вагонов - ****, однако, в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком, как субъектом транспортной инфраструктуры вагоны не оснащены техническими средствами - средствами видеонаблюдения.
Вышеуказанные обстоятельства в соответствии со ст.56 ГПК РФ не оспорены ответчиком.
Неисполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности создает угрозу безопасной деятельности пассажирских вагонов, влечет повышение вероятности совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь может повлечь причинение имущественным интересам иных лиц и повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доводы ответчика относительно понятий «технические помещения» и «переходный тамбур» судом не принимаются, поскольку разъяснение данных понятий не имеет правового значения для спора. Кроме того, в иске заявлено об отсутствии средств видеонаблюдения в видеонаблюдения в тамбуре тормозного конца вагона в количестве, коридоре тормозного конца вагона, общем коридоре, тамбуре нетормозного конца вагона.
Доводы ответчика о том, что требования прокурора не исполнимы ввиду отсутствия соответствующий помещений, являются несостоятельными, не имеют правового значения для спора. Так же не имеют правового значения по делу доводы о наличии рабочей группы Минтранса по вопросу усовершенствования законодательства в указанной сфере, поскольку вышеперечисленные правовые акты вступили в законную силу и действуют. Наличие больших финансовых затрат для исполнения требований прокурора не может служить основанием для отказа в иске с учетом значимости требований перечисленных в иске правовых актов.
Эксплуатация вагонов с нарушением требований транспортной безопасности ведет к недопустимому риску для жизни или здоровья людей при возможных актах незаконного вмешательства. Приведение вагонов в соответствие с актуальными требованиями транспортной безопасности обусловлено уровнем именно текущих и современных рисков возникновения актов незаконного вмешательства.
Таким образом, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит установить срок исполнения обязанности – шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, ответчик полагает разумным срок для исполнения обязанности – 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, ст. 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от **** ** «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Презумпция исполнимости судебного решения означает и реальное восстановление нарушенных прав в установленный в нем срок.
С учетом характера нарушений, объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, в том числе разработку и утверждение проекта, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен совершить действия по устранению нарушений – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования.
Суд полагает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту. Установление более длительного срока является нецелесообразным, учитывая вышеизложенное, а также непринятие ответчиком исчерпывающих мер по устранению нарушений закона в течение длительного периода времени (обязанность возложена с октября 2021 года).
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Новокузнецкого транспортного прокурора к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие АО «ФПК» (ИНН 7708709686) по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в неоснащении транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания - 2049 №№ 08320020, 08320046, 08320053, 08320061, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре тормозного конца вагона в количестве 2 шт., коридоре тормозного конца вагона в количестве 1 шт., общем коридоре в количестве 2 шт. (по 1 штуке с каждой стороны), тамбуре нетормозного конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве 6 шт., в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Возложить на АО «ФПК» (ИНН 7708709686) в срок не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания - 2049 №№ 08320020, 08320046, 08320053, 08320061, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре тормозного конца вагона в количестве 2 шт., коридоре тормозного конца вагона в количестве 1 шт., общем коридоре в количестве 2 шт. (по 1 штуке с каждой стороны), тамбуре нетормозного конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве 6 шт., в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Взыскать с АО «ФПК» (ИНН 7708709686) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 октября 2023 года.
Судья (подпись) О.Е. Меньших