УИД 24RS0026-01-2024-000396-68
дело № 5-28/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 августа 2024 года с.Каратузское
Судья Каратузского районного суда Красноярского края Чугунников Евгений Витальевич, с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Пинчук Татьяны Александровны, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Юридического лица - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Каратузская районная больница» (Сокращенное наименование - КГБУЗ «Каратузская РБ»), ИНН – 2419004085, ОГРН - 1022400875683; юридический адрес: 662850, Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, Советская д. 28, ранее к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - КГБУЗ «Каратузская РБ» допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах.
Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю в период с 18.06.2024 по 01.07.2024 на основании решения № 08-05/1/24 от 08.05.2024 проведена внеплановая выездная проверка в отношении КГБУЗ «Каратузская РБ».
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.
В соответствии с п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе клинических рекомендаций.
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ, порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурног подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных
подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
В силу п. 2,2.1,11 ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ, медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи, а также обеспечивать оказание медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи и вести медицинскую документацию в установленном порядке с учетом особенностей ведения и использования медицинской документации, содержащей сведения об оказании лицу психиатрической помощи в недобровольном порядке, предусмотренные законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи, и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органо?' исполнительной власти.
В соответствии пп. «а», пп. «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее - Постановление Правительства РФ № 852), лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также следующие требования:
- соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и
медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ;
- соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона № 323-ФЗ.
Приказом Минздрава России от 19.02.2021 № 116н утвержден порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях (далее - Приказ Минздрава России № 116н).
Согласно п. 2 Приказа Минздрава России № 116н, медицинская помощь пациентам оказывается в виде;
1) первичной медико-санитарной помощи;
2) специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
3) паллиативной медицинской помощи.
В соответствии с п. 6 Приказа Минздрава России № 116н, первичная врачебная медико- санитарной помощь оказывается врачам и-терапевтами (врачами-терапевтами участковыми), врачами общей практики (семейными врачами) в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики для взрослых, терапевтических, врача общей практики (семейного врача).
В силу п. 7 Приказа Минздрава России № 116н, первичная специализированная медико- санитарная помощь оказывается врачом-онкологом по медицинским показаниям по направлению медицинских работников в плановой форме.
При подозрении (наличии клинических, лабораторных и/или инструментальных данных, которые позволяют предположить наличие онкологического заболевания и/или не позволяют его исключить) или выявлении у пациента онкологического заболевания врачи-терапевты, врачи- терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-специалисты, средние медицинские работники направляют пациента для оказания первичной специализированной медицинской помощи в центр амбулаторной онкологической помощи, а в случае его отсутствия - в первичный онкологический кабинет медицинской организации или поликлиническое отделение онкологического диспансера (онкологической больницы).
Информация о выявленном подозрении на онкологическое заболевание направляется медицинским работником врачу-онкологу медицинской организации, в которой пациент получает первичную медико-санитарную медицинскую помощь.
Согласно п. 31 Приказа Минздрава России № 116н, медицинские организации осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 2 - № 37 к настоящему Порядку.
В силу п. 6, 7, 8 Приложения № 2 Минздрава России № 116н, оснащение кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 4 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.
В структуре кабинета рекомендуется предусматривать:
- помещение для осмотра пациентов;
- процедурную.
Основными функциями Кабинета являются:
- оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи взрослым пациентам с онкологическими заболеваниями или с подозрением на онкологические заболевания;
- оказание консультативной и организационно-методической помощи медицинским работникам, оказывающим первичную доврачебную и врачебную медико-санитарную помощь в части раннего выявления онкологических заболеваний;
- организация диагностики онкологических заболеваний, в том числе организация взятия биопсийного (операционного) материала и его направление в патолого-анатомическое бюро (отделение), направление пациента для проведения диагностических исследований в поликлиническое отделение диспансера при подозрении на онкологическое заболевание с целью установления диагноза и распространенности процесса;
- организация и проведение диспансерного наблюдения за пациентами с онкологическими и
предопухолевыми заболеваниями;
- осуществление динамического наблюдения, включая мониторинг и оценку лабораторных показателей, за пациентами с онкологическими заболеваниями, получающими противоопухолевую лекарственную терапию;
- назначение лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе наркотических и психотропных, оформление рецептов на лекарственные препараты;
- направление пациентов с онкологическими заболеваниями при наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи, в том числе паллиативной медицинской помощи, в стационарных условиях;
- оформление (участие в оформлении) медицинских документов пациентов со злокачественными новообразованиями для направления на медико-социальную экспертизу;
- анализ и разбор диагностических ошибок и причин запущенности онкологических заболеваний с врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейный врач), а также врачами-специалистами;
- анализ причин отказов пациентов с онкологическими заболеваниями от лечения в медицинских организациях;
- анализ случаев смерти в течение первого года с даты установления диагноза онкологического заболевания;
- санитарно-гигиеническое просвещение населения;
- представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.
В силу п. 21 Приказа Минздрава России от 15.11.2012 № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»» (далее - Приказ Минздрава России № 923н), оказание медицинской помощи, за исключением первичной медико- санитарной помощи по профилю «терапия», осуществляется в соответствии с приложениями № 1 - 9 к настоящему Порядку,
В соответствии с п. 5 Приложения № 1 Приказ Минздрава России № 923н, оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному настоящим приказом.
Согласно п. 7 Приказа Минздрава России от 04.06.2020 № 548н «Об утверждении порядка диспансерного наблюдения за взрослыми с онкологическими заболеваниями» (далее - Приказ Минздрава России № 548н), диспансерное наблюдение устанавливается в течение 3 рабочих дней с даты установления диагноза онкологического заболевания и получения информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, предусмотренного пунктом 4 настоящее Порядка.
Согласно ч, 4 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ, диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ, порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента.
Согласно п. 2 приложения к Приказу Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» (далее - Приказ Минздрава России № 404н), профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с п. 5 приложения к Приказу Минздрава России № 404н, диспансеризация проводится:
1) 1 раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет включительно;
2) ежегодно в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдельных категорий граждан, включая:
а) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, а также участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
б) лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя», лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Сталинграда» и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
Согласно п. 11 приложения к Приказу Минздрава России № 404н, необходимым предварительным условием проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации является дача информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона № 323-ФЗ.
Гражданин вправе отказаться от проведения профилактического медицинского осмотра и (или) диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем профилактического медицинского осмотра и (или) диспансеризации.
В силу п Л 5 приложения к Приказу Минздрава России № 404н, основными задачами отделения (кабинета) медицинской профилактики и центра здоровья при организации и проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации являются:
1) составление плана проведения профилактического медицинского осмотра и
диспансеризации в текущем календарном году (ежемесячного, ежедекадного);
2) участие в информировании населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации, о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, их целях, а также в проведении разъяснительной работы и мотивировании граждан к прохождению профилактического медицинского осмотра, диспансеризации;
3) инструктаж граждан, прибывших на профилактический медицинский осмотр, диспансеризацию, о порядке их прохождения и последовательности проведения обследования;
4) выполнение приемов (осмотров), медицинских исследований и иных медицинских вмешательств, входящих в объем профилактического медицинского осмотра и диспансеризации:
анкетирования;
расчета на основании антропометрии (измерение роста, массы тела, окружности талии) индекса массы тела;
измерения артериального давления на периферических артериях;
определения уровня общего холестерина в крови;
определения уровня глюкозы в крови натощак;
измерения внутриглазного давления;
определения факторов риска и других патологических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний на основании диагностических критериев, предусмотренных приложением N 3 к настоящему порядку;
определения относительного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 18 до 39 лет включительно, и абсолютного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 40 до 64 лет включительно, не имеющих сердечно-сосудистых заболеваний атеросклеротического генеза, сахарного диабета второго типа и хронической болезни почек;
приема (осмотра) по результатам профилактического медицинского осмотра в объеме, предусмотренном в подпункте 12 пункта 16 настоящего порядка;
проведения краткого индивидуального профилактического консультирования в рамках профилактического медицинского осмотра и первого этапа диспансеризации, а также углубленного профилактического консультирования в рамках второго этапа диспансеризации.
5) организация выполнения медицинских исследований и иных медицинских вмешательств, входящих в объем профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, не указанных в подпункте 4 настоящего пункта;
6) направление по результатам профилактического медицинского осмотра на прием (осмотр) к врачу-терапевту граждан, у которых по результатам анкетирования, приема (осмотра) и исследований выявляются жалобы на здоровье и (или) патологические изменения исследуемых показателей, которых ранее не было или их степень выраженности (отклонение от нормы) увеличилась;
7) разъяснение пациентам с факторами риска хронических неинфекционных заболеваний мер по их снижению, а пациентам с высоким и очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риско? больным ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями, хронической ишемией нижних конечностей атеросклеротического генеза, болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, основных симптомов инфаркта миокарда и инсульта, а также правил первой помощи при их развитии, жизненной важности своевременного (не позднее 5 мин от начала появления симптомов) вызова бригады скорой медицинской помощи;
8) формирование комплекта документов, заполнение карты учета диспансеризации;
9) заполнение форм статистической отчетности, используемых при проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации;
10) подведение итогов проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации в медицинской организации;
11) информирование граждан о возможности медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 38-ФЗ с предоставлением адресов медицинских организаций, в которых возможно осуществить добровольное, в том числе анонимное, освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции.
Согласно п. 17 приложения к Приказу Минздрава России № 404н, диспансеризация проводится в два этапа.
Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаке хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, риска пагубного употребления алкоголя, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, определения группы здоровья, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации и включает в себя:
1) для граждан в возрасте от 18 до 39 лет включительно 1 раз в 3 года:
а) проведение профилактического медицинского осмотра в объеме, указанном в подпунктах 1 -11 пункта 16 настоящего порядка;
б) проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний, согласно приложению № 2 к настоящему порядку;
в) проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья врачом-терапевтом;
г) прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпация щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы
диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации;
2) для граждан в возрасте от 40 до 64 лет включительно 1 раз в год (за исключением приемов (осмотров), медицинских исследований и иных медицинских вмешательств, входящих в объем первого этапа диспансеризации, с иной периодичностью):
а) проведение профилактического медицинского осмотра в объеме, указанном в подпунктах 1 -10 пункта 16 настоящего порядка;
б) проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний, согласно приложению № 2 к настоящему порядку;
в) общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ);
г) проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья;
д) прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации;
3) для граждан в возрасте 65 лет и старше 1 раз в год (за исключением приемов (осмотров), медицинских исследований и иных медицинских вмешательств, входящих в объем первого этапа диспансеризации, с иной периодичностью):
а) проведение профилактического медицинского осмотра в объеме, указанном в подпунктах 1 - 10 пункта 16 настоящего порядка;
б) проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний, согласно приложению № 2 к настоящему порядку;
в) общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ);
г) проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья;
д) прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации;
В случае если при обращении гражданина для прохождения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации установлено, что исследование не проводилось ранее в сроки, рекомендованные в пунктах 16 и 17 настоящего порядка, то исследование проводится при обращении, график последующих исследований смещается согласно рекомендуемой частоте проведения исследования.
В силу п. 68 Приказа Минздрава России от 20.10.2020 № ПЗОн «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (далее - Приказ Минздрава России № 1130н), в рамках первичной медико-санитарной помощи осуществляются профилактические медицинские приемы женщин, направленные на раннее выявление гинекологических заболеваний, патологии молочных желез, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, подбор методов контрацепции, преконцепционную и прегравидарную подготовку.
Профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов, осуществляется при проведении профилактического приема, проведении диспансеризации взрослого населения или посещении смотрового кабинета медицинской организации.
В рамках профилактического медицинского осмотра или первого этапа диспансеризации
проводится: скрининг на выявление злокачественных новообразований шейки матки (анализ на вирус папилломы человека (далее - ВПЧ) и цитологическое исследование мазка (соскоба), в т.ч. жидкостная цитология, на наличие атипических клеток шейки матки) и скрининг на выявление злокачественных новообразований молочных желез (маммография обеих молочных желез в двух проекциях с двойным прочтением рентгенограмм).
Скрининг при профилактических осмотрах здоровых женщин считается выполненным при охвате 80% и более женского населения. Широта охвата населения (80% и более) может быть обеспечена с помощью активной рассылки приглашений на обследование с помощью электронной почты и мобильной связи, а также использованием технологии самозабора (при исследовании на ВПЧ).
Скрининг для выявления рака шейки матки проводится в возрасте 21-29 лет с применением цитологии/жидкостной цитологии 1 раз в 3 года, в возрасте 30 - 65 лет - с применением ко- тестирования (цитология/жидкостная цитология с окраской по Папаниколау и ВПЧ-типирование, в том числе с использованием технологии самозабора) 1 раз в 5 лет.
Скрининг на выявление злокачественных новообразований молочных желез (маммография обеих молочных желез в двух проекциях с двойным прочтением рентгенограмм) проводится у женщин в возрасте от 40 до 75 лет включительно 1 раз в 2 года.
С целью выявления новообразований и отклонений в состоянии внутренних половых органов проводится бимануальное исследование и УЗИ органов малого таза.
По результатам профилактических осмотров женщин формируются группы здоровья:
I группа здоровья - женщины, у которых не установлены хронические гинекологические заболевания, отсутствуют факторы риска их развития;
II группа здоровья - женщины, у которых не установлены гинекологические заболевания, но имеются факторы риска их развития.
При наличии риска возникновения патологии репродуктивной системы в детородном возрасте женщины ориентируются врачом - акушером-гинекологом на деторождение с последующим подбором методов контрацепции.
III группа здоровья - женщины, имеющие гинекологические заболевания или риск их развития, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Женщинам, отнесенным к III группе здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения в рамках диспансерного наблюдения врачом - акушером-гинекологом.
Согласно п. 69 Приказа Минздрава России № ПЗОн, диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр г дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включа. определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Группы диспансерного наблюдения женщин с гинекологическими заболеваниями:
1 диспансерная группа - женщины с хроническими заболеваниями, доброкачественными опухолями и гиперпластическими процессами репродуктивной системы и молочной железы, доброкачественными заболеваниями шейки матки;
2 диспансерная группа - женщины с врожденными аномалиями развития и положения гениталий;
3 диспансерная группа - женщины с нарушениями функции репродуктивной системы (невынашивание, бесплодие, синдром поликистозных яичников, олиго/аменорея).
Женщинам с доброкачественными опухолями и гиперпластическими процессами репродуктивной системы медицинская помощь оказывается на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи, с обязательным соблюдением принципов онконастороженности.
Медицинская помощь женщинам с целью выявления заболеваний молочных желез оказывается врачом - акушером-гинекологом, прошедшим повышение квалификации по патологии молочной железы.
Врачебная тактика в отношении женщин с выявленными кистозными и узловыми изменениями молочных желез определяется принадлежностью к категории "Системы данных результатов визуализации молочных желез" (BI-RADS):
О категория - направляется на консультацию врача-онколога для определения дальнейшей тактики ведения;
1, 2 категории - пациентка наблюдается врачом - акушером-гинекологом;
3 категория - направляются в онкологический диспансер для верификации диагноза;
4, 5, 6 категории - наблюдается врачом-онкологом.
При исключении злокачественных новообразований женщины с доброкачественными заболеваниями молочных желез находятся под диспансерным наблюдением врача - акушера- гинеколога, который оказывает медицинскую помощь по диагностике доброкачественной патологии молочных желез и лечению доброкачественных диффузных изменений с учетом сопутствующей гинекологической патологии.
На этапе первичной медико-санитарной помощи врач - акушер-гинеколог взаимодействует со специалистами кабинета медико-социальной помощи женской консультации (специалистом по социальной работе, психологом) в части осуществления мероприятий по предупреждению абортов, проведения консультаций по вопросам социальной защиты женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности, формирования у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшей поддержки в период беременности и после.
В силу п. 76 Приказа Минздрава России № 1130н, правила организации деятельности гинекологического отделения, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения гинекологического отделения определены приложениями № 35 - 37 к настоящему Порядку.
Приказом Минздрава России от 10.11.2020 № 1207н (далее - Приказ Минздрава России № 1207н) утверждена учетная форма медицинской документации № 131/у «Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)», порядок ее ведения и формы отраслевой статистической отчетности № 131 /о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения", порядка ее заполнения и сроков представления».
Согласно п. 1 Приказа Минздрава России от 08.06.2020 № 557н (далее - Приказ Минздрава России № 557н) утверждены правила проведения ультразвуковых исследований, которые устанавливают порядок организации и проведения ультразвуковых исследований в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по ультразвуковой диагностике (далее - медицинская организация).
В силу п. 20 Приказа Минздрава России № 557н, протокол, составленный по результатам проведения ультразвукового исследования в медицинской организации, направившей пациента на ультразвуковое обследование, содержит:
- наименование медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, в которой проводилось ультразвуковое исследование, адрес ее местонахождения;
- дату и время проведения ультразвукового исследования;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения;
- номер медицинской карты стационарного больного или медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- значимую для интерпретации результатов ультразвукового исследования информацию;
- название ультразвуковой диагностической системы и тип датчика (датчиков) с указанием его (их) диапазона частот;
- область ультразвукового исследования;
- название, дозировку и способ введения ультразвукового контрастного препарата (при ультразвуковом исследовании с контрастным усилением);
- название, дозировку и способ введения лекарственных препаратов, использованных для анестезии;
- информацию о наличии осложнений ультразвукового исследования;
- подробное описание результатов проведенного ультразвукового исследования с необходимыми измерениями (в том числе описание выявленных патологических изменений и вариантов развития);
- заключение по результатам ультразвукового исследования с указанием: стандартизированных шкал оценки результатов;
ультразвуковых признаков: заболеваний (болезней); травм;
физиологических или патологических состояний;
врожденных пороков развития (в том числе внутриутробно);
неспецифических изменений;
заболеваний и состояний, которые позволяют сформировать дифференциально-диагностический ряд;
- фамилию, имя, отчество (при наличии), подпись врача ультразвуковой диагностики, проводившего ультразвуковое исследование.
В Протоколе не допускаются сокращения терминов.
Приказом Минздрава России от 09.06.2020 № 560н (далее - Приказ Минздрава России № 560н) утверждены правила проведения рентгенологических исследований.
Согласно п. 16, 17 Приказа Минздрава России № 560н, по результатам рентгенологического исследования в течение 24 часов составляется Протокол по форме согласно приложению № 34 к настоящим Правилам.
Протокол оформляется в виде документа на бумажном носителе, заполняется разборчиво от руки или в печатном виде, заверяется личной подписью врача-рентгенолога, проводившего анализ результатов рентгенологического исследования, и (или) с согласия пациента или его законного представителя оформляется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача-рентгенолога, проводившего рентгенологическое исследование.
Протокол, составленный по результатам проведения рентгенологического исследования в медицинской организации, направившей пациента на рентгенологическое исследование, содержит:
- наименование медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, в которой проводилось рентгенологическое исследование, адрес ее местонахождения;
- дату и время проведения рентгенологического исследования;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения;
- номер медицинской карты стационарного больного или медицинской карты пациента получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- значимую для интерпретации результатов рентгенологического исследования информацию;
- название рентгенологической диагностической системы с указанием эффективной дозы;
- анатомическую область рентгенологического исследования;
- название,' дозировку и способ введения контрастного лекарственного препарата (при рентгенологическом исследовании с контрастным усилением);
- название, дозировку и способ введения лекарственных препаратов, использованных для анестезии;
- информацию о наличии осложнений;
- подробное описание результатов проведенного рентгенологического исследования;
- заключение по результатам рентгенологического исследования с указанием:
- стандартизированных шкал оценки результатов;
- рентгенологических признаков: заболеваний (болезней), травм, физиологических или патологических состояний, врожденных пороков развития, неспецифических изменений, заболеваний и состояний, которые позволяют сформировать дифференциально-диагностический ряд;
- фамилию, имя, отчество (при наличии), подпись врача-рентгенолога, проводившего анализ рентгенологического исследования.
В Протоколе не допускается сокращение терминов.
Согласно п. 1.1 раздела I приложения к Приказу Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее - Приказ Минздрава России № 203н), настоящие критерии оценки качества медицинской помощи (далее - критерии качества) применяются при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пп. а), и), м), н) п. 2,1 раздела II приложения к Приказу Минздрава России № 203н, критериями качества в амбулаторных условиях являются:
- ведение медицинской документации - медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, истории развития ребенка, индивидуальной карты беременной и родильницы (далее - амбулаторная карта):
- заполнение всех разделов, предусмотренных амбулаторной картой;
- наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
- проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций;
- осуществление диспансерного наблюдения в установленном порядке с соблюдением периодичности обследования и длительности диспансерного наблюдения;
- проведение медицинских осмотров, диспансеризации в установленном порядке, назначение по их результатам, в случае необходимости, дополнительных медицинских мероприятий, в том числе установление диспансерного наблюдения.
Согласно ст. 90 Федерального закона № 323-ФЗ, органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 раздела I приложения к Приказу Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (далее - Приказ Минздрава России № 785н), внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (далее - внутренний контроль) осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно- курортного лечения, порядками проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно п. 9 раздела II приложения к Приказу Минздрава России № 785н, внутренний контроль включает мероприятия по оценке качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок.
В силу п. 11 раздела II приложения к Приказу Минздрава России № 785н, целевые (внеплановые) проверки проводятся при поступлении жалоб граждан по вопросам качества и доступности медицинской помощи, а также по иным вопросам осуществления медицинской деятельности в медицинской организации, содержащих информацию об угрозе причинения и (или) причинении вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пп. 2 п. 17 раздела II приложения к Приказу Минздрава России № 785н, плановые и целевые (внеплановые) проверки, осуществляемые в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в зависимости от вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи, перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривают оценку обеспечения оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядками проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
Согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в частности, является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательны требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 248-ФЗ, сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
В силу п. 1 ст. 66 Федерального закона № 248-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным, в том числе, п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ.
Согласно пп «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336), установлено, что в 2022-2024 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственное контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.06.2021 № 1048 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности», Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с ч. 9 ст. 23 Федерального закона № 248-ФЗ, в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно ч. 10 ст. 23 Федерального закона № 248-ФЗ, перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается для вида федерального контроля - федеральным органом исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Приказом Минздрава России от 27.10.2021 № 1018н «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 23.07.2020 за № 59048) утвержден следующий перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности:
1. Рост больничной летальности от инфаркта миокарда более чем на 2% за год.
2. Рост больничной летальности от острого нарушения мозгового кровообращения более чем на 2% за год.
3. Снижение выявленных на ранних стадиях (I - II стадии) злокачественных новообразований на 3% за год.
4. Увеличение за квартал более чем на 10% фактов расхождения клинического диагноза, установленного в медицинской организации, и диагноза, поставленного по результатам патологоанатомических исследований, по сравнению с предыдущим кварталом.
5. Увеличение в одной медицинской организации более чем на 10% за квартал числа экспертиз качества медицинской помощи, проведенных страховыми медицинскими организациями, с выявленными несоблюдениями стандартов медицинской помощи по сравнению с предыдущим кварталом.
В целях мониторинга результатов деятельности краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения по выполнению работ (услуг), к которым предъявляются обязательные требования, в министерство здравоохранения Красноярского края был направлен запрос о предоставлении статистических данных по утвержденным индикаторам риска. При анализе полученной информации (исх. № 71-4784 от 29.03.2024) было установлено, что в КГБУЗ «Каратузская РБ», адрес места нахождения юридического лица: 662850, Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, Советская ул, д. 28, лицензия на осуществление медицинской деятельности № Л041-01019-24/00363793 от 15.04.2020, выдана министерством здравоохранения Красноярского края) показатели, включенные в индикаторы риска, составили:
1. Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях (I-II стадия) за 2022 год в среднем составила 56,5%, за 2023 год в среднем составила 50,0%. Снижение показателя выявленных на ранних стадиях (I - II стадии) злокачественных новообразований составляет 6,5 %, что превышает установленный приказом Минздрава России от 27.10.2021 № 1018н показатель на 3,5 %.
Таким образом, Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю 08.05.2024 принято решение о проведении внеплановой выездной проверки № 08-05/1/24 в отношении КГБУЗ «Каратузская РБ» в период с 18.06.2024 по 01.07.2024.
По результатам проведенной проверки установлены следующие нарушения лицензионных требований:
- в части соблюдения медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, обязательных требований в сфере охраны здоровья, в том числе порядков оказания медицинской помощи:
По адресу осуществления деятельности: 662850, Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, ул. Советская, д. 28, лит. Б, Б11 (кадастровый <...>, находящееся в оперативном управлении с 16.01.2009), выявлены нарушения:
- ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ, в части организации медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями и в части соблюдения стандарта оснащения медицинской организации и ее структурных подразделений.
- п. 6, п. 7 Приложения №1 приказа Минздрава России № 116н, в части отсутствия процедурной в структуре кабинета врача-онколога, (выделен эндоскопический кабинет и помещение для осмотра пациентов), в части соблюдения стандарта оснащения кабинета врача-онколога, в кабинете врача- онколога отсутствует следующее оснащение:
- Весы напольные, электронные -1;
- Ростомер медицинский -1;
- Аппарат для измерения артериального давления электрический с ручным нагнетанием, портативный - 1;
- Стетоскоп неавтоматизированный - 1;
- Кушетка медицинская - 1.
- п. 5 Приложения №1 приказа Минздрава России № 923н, части соблюдения стандарта оснащения кабинетов врачей терапевтов (осмотрены 211 каб. и 215 каб.) в кабинетах отсутствуют: анализатор глюкозы в крови (глюкометр) экспресс-анализатор портативный - 1, измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлоуметр) со сменными мундштуками не менее - 1, инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи 1 набор.
При экспертном анализе медицинской документации пациентов, проходивших диспансеризацию (профилактический осмотр) выявлены нарушения:
Медицинская карта амбулаторного больного № <...> оформленная на имя К.Е.В. <...> г. рожд. - отсутствуют записи о проведении диспансеризации либо приглашении или отказе от нее за 2022, 2023 года, что является нарушением ч. 7 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ, в части соблюдения порядка проведения диспансеризации, п. 5 приказа Минздрава России № 404н, в части проведения гражданам в возрасте 40 лет и старше диспансеризации ежегодно.
Медицинская карта амбулаторного больного № <...> оформленная на имя П.Н.В. <...>. рожд. отсутствуют записи о проведении диспансеризации либо приглашении или отказе от нее за 2022, 2023 года, что является нарушением ч. 7 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ, в части соблюдения порядка проведения диспансеризации, п. 5 приказа Минздрава России № 404н, в части проведения гражданам в возрасте 40 лет и старше диспансеризации ежегодно, пп. 2 п. 1 Приложения к приказу Минздрава России № 404н, в части проведения профилактического медицинского осмотра в объеме предусмотренного для граждан для граждан в возрасте от 40 до 64 лет, отсутствуют результаты определения абсолютного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 40 до 64 лет включительно 1 раз в год, отсутствуют результаты измерения внутриглазного давления, при осмотре врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, нет записи осмотра на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, не проведен скрининг на выявление злокачественных новообразований предстательной железы (у мужчин) отсутствуют результаты определения простат-специфического антигена в крови (пациенту 50 лет), не проведен скрининг на выявление злокачественных новообразований толстого кишечника и прямой кишки отсутствует результаты исследования кала на скрытую кровь иммунохимическим качественным или количественным методом.
Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях б/н оформленная на имя <...>. <...> рожд. при прохождении диспансеризации в 2022-2023, проведены необходимые медицинские исследования, входящие в объем диспансеризации (профилактического медицинского осмотра), кроме этого отсутствует определение абсолютного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 40 до 64 лет включительно, отсутствует прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации при прохождении диспансеризации в 2022, 2023 годах, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации, кроме этого в медицинской карте пациента отсутствует карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации) (учетная форма №131/у) за 2022,2023, что является нарушением ч. 7 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ, в части соблюдения порядка проведения диспансеризации, пп. 2 п. 17 Приложения к приказу Минздрава России № 404н, в части проведения профилактического медицинского осмотра, в объеме предусмотренного для граждан для граждан в возрасте от 40 до 64 лет, п. 21 приложение № 2 Приказа Минздрава России № 1207н, порядка ее ведения и формы отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», порядка ее заполнения и сроков представления», в части наличия карты учета, согласно требованиям: заполненная карта учета вносится в Медицинскую карту с пометкой «Профилактический медицинский осмотр (диспансеризация)» и хранится в ней.
Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <...> оформленная на имя К.Л.Н. <...> рожд., отсутствуют записи о проведении диспансеризации либо приглашении или отказе от нее за 2023 год, при проведении диспансеризации в 2024 году анкета для граждан при прохождении диспансеризации в возрасте до 65 лет не заполнена, (вклеен пустой бланк), в медицинской карте пациента отсутствует карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации) (учетная форма №131/у) за 2022, что является нарушением ч. 7 ст.46 Федерального закона № 323-ФЗ, в части соблюдения порядка проведения диспансеризации, п. 5 приказа Минздрава России от 27,04.2021 № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», в части проведения гражданам в возрасте 40 лет и старше диспансеризации ежегодно, п. 21 приложения № 2 Приказа Минздрава России № 1207н, порядка ее ведения и формы отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», порядка ее заполнения и сроков представления», в части наличия карты учета, согласно требованиям: заполненная карта учета вносится в Медицинскую карту с пометкой «Профилактический медицинский осмотр (диспансеризация)» и хранится в ней.
При анализе медицинских карт пациентов состоящие на диспансерном наблюдении у врача- онколога выявлены следующие нарушения: ч. 7 ст.46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в части соблюдения порядка проведения диспансерного наблюдения, п.8 приложения №2 приказа Минздрава России № 116н, в части организации и проведения диспансерного наблюдения за пациентами с онкологическими и предопухолевыми заболеваниями, и в части осуществления динамического наблюдения, включая мониторинг и оценку лабораторных показателей, за пациентами с онкологическими заболеваниями, получающими противоопухолевую лекарственную терапию, п.7 приказа Минздрава России № 548н, в части установления диспансерного наблюдения течение 3 рабочих дней (Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № б/н, оформленная на имя К.Л.Н. <...> рожд. Дата заполнения извещения о больном впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования от 26.03.2024, врачом-онкологом взята на диспансерный учет 02.04.2024. Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № <...> оформленная на имя Х.В.А. <...> рожд. Консультирована 03.02.2024 врачами-специалистами КГБУЗ «КККОД им, А.И. Крыжановского», даны рекомендации, дневниковая запись врача-онколога КГБУЗ «Каратузская. РБ» от 30.01.2024 рекомендована явка на «Д» осмотр к онкологу в январе 2025, рекомендации указанные в справке онкоодиспанера не приняты к сведению врачом-онкологом. Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № б/н, оформленная на имя Щ.В.Ю. <...> рожд. Консультирован27.05.2024 врачами-специалистами КГБУЗ «КККОД им. А.И. Крыжановского», даны рекомендации, дневниковая запись врача-онколога КГБУЗ «Каратузская РБ» от 14.05.2024 рекомендована явка на «Д» осмотр к онкологу в сентябре 2024, рекомендации указанные в справке онкодиспанера не приняты к сведению врачом-онкологом.
В медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <...>, оформленная на имя М.А.К. <...> г.р. имеются сведения по обращениям пациентки 21.02.2022 к врачу акушеру - гинекологу с жалобами на кровянистые выделения из половых путей, проведен объективный осмотр, взят мазок на цитологию, не назначено УЗИ органов малого таза, кольпоскопия, в сентябре 2022 установлен диагноз: ЗНО шейки матки II ст., взята на учет врача - онколога первичного онкологического кабинета 22.11.2022, рекомендации по дальнейшему лечению и наблюдению врачом - онкологом КГБУЗ «Каратузская РБ» не определены.
При анализе «Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)» (учетная форма № 131 /у) выявлены следующие нарушения:
- ч.1 п. 11 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ, в части соблюдения обязанности по ведению медицинской документации в установленном порядке. (Порядок ведения (учетная форма № 131/у) «Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)», утвержден приложением № 2 приказа Минздрава России № 1207н, порядка ее ведения и формы отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинског осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», порядка ее заполнения и сроков представления». На основании п.8 пп. 8.1, пп. 8.3 в графе 3 указывается дата проведения приемов (осмотров), консультаций, исследований и иных медицинских вмешательств, в графе 5 указывается дата проведения медицинских мероприятий в течение предшествующих 12 месяцев. В представленных картах учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации) пациентов (<...> оформленная на имя К.Е.В. <...> рожд. от 09.02.2024, <...> оформленная на имя К.Л.Н. <...> рожд., от 14.02.2024, <...> оформленная на имя К.С.В. <...> рожд. от 16.02.2024, <...> оформленная на имя Щ.В.Ю. <...> рожд. от 08.04.2024) графы 3, 5 карт заполнены не корректно, дата проведения приемов (осмотров), консультаций, исследований указана не полностью (указаны число и месяц), дата проведения медицинских мероприятий в течение предшествующих 12 месяцев указана не полностью (указаны число и месяц).
По адресу осуществления деятельности: 662850, Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, ул. Советская д. 28, лит. Б5, выявлены нарушения:
Приложения № 37 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденному приказом Минздрава России № 1130н, в части нехватки кроватей функциональных с матрацем медицинским, отсутствует холодильник фармацевтический. Отделен!, нуждается в капитальном ремонте.
При экспертном анализе протоколов ультразвуковых исследований, выдаваемых и формируемых по результатам проведения ультразвуковых исследований при прохождении профилактического осмотра, диспансеризации установлено следующее:
В медицинской карте амбулаторного больного <...> оформленная на имя К.С.В. <...>. рожд., в протоколе проведения ультразвукового исследования молочной железы от 06.10.2022 не указывается адрес местонахождения медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, в которой проводилось ультразвуковое исследование, время проведения ультразвукового исследования, дата рождения пациента, номер медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, тип датчика (датчиков) ультразвуковой диагностической системы с указанием его (их) диапазона частот, информация о наличии осложнений ультразвукового исследования, в протоколе ультразвукового исследования органов малого таза от 08.02.2022 не указывается время проведения ультразвукового исследования, дата рождения пациента, номер медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, тип датчика (датчиков) ультразвуковой диагностической системы с указанием его (их) диапазона частот, информация о наличии осложнений ультразвукового исследования.
В медицинской карте амбулаторного больного № <...>, оформленная на имя К.Е.В. <...> рожд., в протоколе проведения ультразвукового исследования молочной железы от 27.05.2024 не указывается адрес местонахождения медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, в которой проводилось ультразвуковое исследование, время проведения ультразвукового исследования, дата рождения пациента, номер медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, тип датчика (датчиков) ультразвуковой диагностической системы с указанием его (их) диапазона частот, информация о наличии осложнений ультразвукового исследования, отсутствует подпись врача ультразвуковой диагностики, проводившего ультразвуковое исследование.
В медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <...>, оформленной на имя С.А.Н. <...> г.р., а также в медицинской карте стационарного больного <...>, оформленной на имя М.А.А. <...> г.р., в медицинской карте стационарного больного <...> пациента М.А.А., <...>.р., представлены протоколы УЗИ органов брюшной полости, почек, надпочечников, мочевого пузыря не соответствующие форме.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении п. 20 приказа Минздрава России № 557н.
При экспертном анализе протоколов рентгенологических исследований, выдаваемых и формируемых по результатам проведения рентгенологических исследований при прохождении профилактического осмотра, диспансеризации установлено следующее:
В медицинской карте амбулаторного больного № <...> оформленной на имя К.Е.В. <...> рожд., отсутствует протокол рентгенологического исследования легких (флюорографии), имеются результаты обследования (заключение от 16.02.2024);
В медицинской карте амбулаторного больного <...>, оформленной на имя К.В.С <...> г.р., при прохождении диспансеризации в марте 2023, отсутствует протокол рентгенологического исследования легких (флюорографии), имеются результаты обследования (заключение от 25.04.2023 -копия прилагается);
В медицинской карте амбулаторного больного <...>, оформленной на имя П.Н.В. <...>. рожд. отсутствует протокол рентгенологического исследования легких (флюорографии), имеются результаты обследования (заключение от 03.06.2024 копия прилагается).
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении п.16, п.17 Правил проведения рентгенологических исследований приказа Минздрава России № 560н, в части оформления протоколов проведенных рентгенологических исследований,
- в части соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи:
По адресу осуществления деятельности: 662850, Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, ул. Советская, д. 28, лит. Б, Б11 (кадастровый <...>, находящееся в оперативном управлении с 16.01.2009), выявлены нарушения:
- пп.2.1 п.2 ст.79 Федерального закона № 323-ФЗ, в части организации и осуществления медицинской деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи;
- пп. а) п 2.1, раздела II приложения к приказу Минздрава России № 203н, в части ведения медицинской документации;
-пп. и) п 2.1 раздела II приложения к приказу Минздрава России № 203н, в части проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций - Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № <...> оформленной на имя С.А.Н. <...> г.р. установлено, что пациент за период 2021 - 2023 неоднократно обращался к медицинским работникам КГБУЗ «Каратузская РБ» с жалобами на боли в спине, повышение артериального давления (в анамнезе гипертоническая болезнь III, риск 4), данные о диспансерном наблюдении в карте отсутствуют, пациент взят на 1 этап диспансеризации 20.02.2023, на диспансерный учет врача - онколога поставлен 13.03.2023, летальный исход ЗНО левой почки 4 ст. 18.03.2023). УЗИ почек проведено не своевременно.
В медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <...>, оформленная на имя М.А.К. <...> г.р. имеются сведения по обращениям пациентки 21.02.2022 к врачу акушеру - гинекологу с жалобами на кровянистые выделения из половых путей, проведен объективный осмотр, взят мазок на цитологию, не назначено УЗИ органов малого таза, кольпоскопия, в сентябре 2022 установлен диагноз: ЗНО шейки матки II ст.;
- пп. м) п. 2.1 раздела II приложения к приказу Минздрава России № 203н, в части осуществления диспансерного наблюдения в установленном порядке с соблюдением периодичности обследования и длительности диспансерного наблюдения (медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <...> оформленная на имя К.Л.Н. <...> рожд., медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <...> оформленная на имя Х.В.А. <...> рожд., медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях б/н оформленная на имя Щ.В.Ю. <...> рожд.);
- пп. н) п. 2.1 раздела II приложения к приказу Минздрава России № 203н, в части проведения медицинских осмотров, диспансеризации в установленном порядке, назначения по их результатам, случае необходимости, дополнительных медицинских мероприятий, в том числе установление диспансерного наблюдения (Медицинская карта амбулаторного больного № <...> оформленная на имя К.Е.В. <...> рожд.; Медицинская карта амбулаторного больного <...> оформленная на имя П.Н.В. <...>. рожд.; медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № б/н оформленная на имя Ш.В.В. <...> рожд.; Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <...> оформленная на имя К.Л.Н. <...> рожд.).
- в части соблюдения требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
По адресу осуществления деятельности выявлены нарушения:
- ст. 90 Федерального закона № 323-ФЗ, в части организациями государственной, систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- пп. 2 п. 17 раздела II Приказа Минздрава России № 785н, в части обеспечения оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения лабораторных, инструментальных, и иных видов диагностических исследований, порядками проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров.
Данные нарушения зафиксированы в Акте выездной проверки от 01.07.2024 № 21.
Исходя из вышеизложенного, Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 01.07.2024 № 16.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
КГБУЗ «Каратузская РБ», осуществляя медицинскую деятельность, обязано осуществлять контроль за соблюдением законодательства о соблюдении клинических рекомендаций и порядков оказания медицинской помощи, а также осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, длящемся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.
Поскольку правонарушение, допущенное КГБУЗ «Каратузская РБ», является длящемся, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента обнаружения административного правонарушения (данная позиция подтверждается Постановлением Верховного суда РФ от 10.08.2021 по делу № 73-АД21-3-К8).
Дата обнаружения административного правонарушения - 01.07.2024.
Место обнаружения административного правонарушения - 662850, Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, Советская ул., д. 28.
В судебном заседании представитель юридического лиц – главный врач Пинчук Т.А., действуя на основании Устава, не оспаривая правонарушение, просила учесть, что в настоящее время КГБУЗ «Каратузская РБ» приняты исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, о чем свидетельствует представленный план. В связи с этим просила не применять в качестве административного наказания административное приостановление деятельности медицинской организации, поскольку это может привести к тяжелым последствиям.
Исследовав представленные материалы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, судья пришел к следующим выводам.
Часть 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 01.07.2024 года составлен начальником отдела контроля и надзора в сфере предоставления медицинских услуг Территориального органа Росздравнадзора по Красноярскому краю.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что протокол об об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в суд должностным лицом в пределах его компетенции.
Требования к порядку составления постановления об административном правонарушении, установленные статьями 28.2, 28.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 года N 852 "О лицензировании медицинской деятельности" (далее - Положения от 1 июня 2021 года N 852) утвержден исчерпывающий перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 6 Положения лицензиат при осуществлении медицинской деятельности обязан соблюдать порядки оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (часть 2 пункта 7 Положения).
Из материалов дела усматривается и судьей установлено, что 01.07.2024 года Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю в ходе проверки КГБУЗ «Каратузская РБ» установлены вышеприведенные факты грубого нарушения лицензионных требований порядка оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", что создает возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Факт совершения правонарушения и вина КГБУЗ «Каратузская РБ» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 01.07.2024 года, актом проверки КГБУЗ «Каратузская РБ» Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю; лицензией на осуществление КГБУЗ «Каратузская РБ» медицинской деятельности.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ не вызывают.
Таким образом, судья квалифицирует действия КГБУЗ «Каратузская РБ» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Обстоятельством смягчающим административную ответственность КГБУЗ «Каратузская РБ» судья признает признание вины, принятие мер к устранению выявленных грубых нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением.
Обстоятельств отягчающих наказание юридического лица не усматривается.
С учетом того, что в настоящее время действительной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, не имеется, а приостановление деятельности единственной на территории района медицинской организации может привести к более тяжким последствиям, судья приходит к выводу о возможности применения иного вида наказания, кроме административного приостановления деятельности юридического лица в административного штрафа в размере 150 000 руб.
Согласно пункту 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3. ст.4.1 КОАП РФ).
Учитывая, что КГБУЗ «Каратузская РБ» является бюджетным учреждением здравоохранения, к рассматриваемой административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ привлекается впервые, какие – либо тяжкие последствия правонарушение не повлекло, а также приняты меры к устранению выявленных нарушений, то, по мнению судьи, указанные обстоятельства в своей совокупности являются исключительными, в связи с чем размер назначенного административного штрафа подлежит снижению до 75 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29,7, 29.9-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо – КГБУЗ «Каратузская РБ» (ИНН 2419004085) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, за которое назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Красноярскому краю (территориальный орган Росздравнадзора по Красноярскому краю), ИНН 2460073298; ОГРН 1062460001900; лицевой счет 04191821840; БИК 010407105; номер казначейского счета 03100643000000011900, Отделение Красноярск Банка России//УФК по Красноярскому краю г.Красноярск; корр./с 40102810245370000011 (номер казначейского счета); КБК 116 01191 01 0020 140; ОКТМО 04701000; УИН 06000000000011319853
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток.
Судья Е.В Чугунников