Решение по делу № 3а-50/2019 от 27.02.2019

Дело № 3а-50/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2019 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при секретаре судебного заседания Джамалове Б.И.,

с участием административных истцов Большаковой Е.Ю., Полищука В.К.,

представителя административного ответчика – председателя территориальной избирательной комиссии Калининского района Тверской области Тихомировой Н.А.,

прокурора Мироновой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Большаковой Е.Ю. и Полищука В.К. об установлении сокращенного срока назначения дополнительных выборов в представительный орган местного самоуправления,

установил:

Большакова Е.Ю. и Полищук В.К. 27 февраля 2019 года обратились в суд с административным иском об установлении сокращенного срока назначения дополнительных выборов в Совет депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области по пятимандатному избирательному округу № 1 и трехмандатному избирательному округу № 2.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали на сложение с себя полномочий пятью депутатами Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, состоящего из десяти депутатов, в связи с чем количество действующих депутатов составляет менее 2/3 от численного состава.

При этом территориальная избирательная комиссией, ссылаясь на не вступившее в законную силу решение Тверского областного суда от 11 января 2019 года о неправомочности состава Совета депутатов, не принимает решение о назначении дополнительных выборов, что не позволяет избранным депутатам Совета депутатов поселения четвертого созыва избрать главу поселения из своего состава, принимать нормативные правовые акты, относящиеся к компетенции представительного органа.

В судебном заседании административные истцы Большакова Е.Ю. и Полищук В.К. поддержали административный иск.

Представитель административного ответчика – председатель Территориальной избирательной комиссии Калининского района Тверской области Тихомирова Н.А. возражала против требования административных истцов об установлении срока назначения дополнительных выборов, поскольку в комиссию 20 декабря 2018 года поступило судебное извещение о рассмотрении дела о признании состава представительного органа неправомочным. От результата рассмотрения дела судом и вступления в законную силу решения зависит вид предстоящих выборов в Заволжском сельском поселении Калининского района.

Заинтересованное лицо – глава Заволжского сельского поселения Хоничева Л.В. просила рассмотреть дело без ее участия.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Мироновой М.С. об отсутствии оснований удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 67.1 Избирательного кодекса Тверской области органом, уполномоченным на назначение дополнительных выборов, является соответствующая территориальная избирательная комиссия.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в частности, когда выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Согласно пункту 2 части 16, части 18 статьи 35 того же Федерального закона полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В этом случае досрочные выборы депутатов в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Согласно частям 2, 4, 5 статьи 25 Устава муниципального образования Заволжское сельское поселение Калининского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов от 19 июня 2018 года за № 131 и опубликованного в установленном законом порядке, Совет депутатов поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на срок пять лет.

Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (часть 5 данной статьи).

В соответствии с частью 7 статьи 25 Устава Совет депутатов поселения собирается на первое заседание не позднее 30 дней со дня избрания Совета депутатов в правомочном составе.

Заседание Совета депутатов считается правомочным в случае присутствия не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Как следует из материалов дела, состав Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области четвертого созыва сформирован по результатам муниципальных выборов, состоявшихся 09 сентября 2018 года.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Калининского района Тверской области от 10 сентября 2018 года № 83/1072-4 «О результатах выборов депутатов Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области четвертого созыва 09 сентября 2018 года», выборы признаны состоявшимися и действительными, определен состав представительного органа муниципального образования в количестве 10 депутатов: Балакиревой Г.И., Большаковой Е.Ю., Завьялова К.А., Калачева А.А., Козицыной Г.А., Лисовой Е.А., Моисеенковой З.И., Подобуевой Г.А., Полищука В.К., Смирновой М.В.

11 сентября 2018 года Калачев А.А. обратился в Территориальную избирательную комиссию Калининского района с заявлением об отказе от мандата депутата Совета депутатов в связи с избранием его депутатом Собрания депутатов муниципального образования «Калининский район» Тверской области шестого созыва.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Калининского района от 17 сентября 2018 года № 84/1145-4 мандат депутата Совета депутатов по Заволжскому пятимандатному избирательному округу № 1 постановлено считать вакантным.

09 ноября 2018 года - Смирнова М.В., 16 ноября 2018 года - Завьялов К.А., 19 ноября 2018 года Козицына Г.А. и Моисеенкова З.И. обратились к Главе поселения, в Совет депутатов и в Территориальную избирательную комиссию с заявлениями о досрочном прекращении своих полномочий.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут быть прекращены досрочно в случае отставки по собственному желанию.

В связи с отказом от мандата одного депутата и прекращением полномочий четырех депутатов, с 19 ноября 2018 года Совет депутатов не имеет правомочий по принятию нормативных правовых актов, требующих большинства в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, а также решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаемых большинством голосов от установленной численности депутатов.

Из пояснений участников процесса, содержания решения Тверского областного суда от 11 января 2019 года по делу № 3а-19/2019 следует, что 19 декабря 2018 года Смирнова М.В. обратилась в Тверской областной суд с административным иском о признании неправомочным состава Совета депутатов Заволжского сельского поселения, досрочном прекращении полномочий Совета, определении срока назначения выборов.

Решением Тверского областного суда от 11 января 2019 года административный иск Смирновой М.В. был удовлетворен частично, признан неправомочным состав депутатов Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Указанное решение было обжаловано, на день рассмотрения настоящего административного дела не вступило в законную силу.

Как следует из решения суда по делу № 3а-19/2019 Большакова Е.Ю. и Полищук В.К., Территориальная избирательная комиссия Калининского района Тверской области участвовали в рассмотрении данного дела.

В соответствии с пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования прекращаются в случае вступления в силу решения суда о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов органа местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий были проведены досрочные выборы.

Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо (пункт 1 данной статьи).

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 той же статьи).

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Суд общей юрисдикции вправе определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы, только в том случае, если выборы не назначит в установленный законом срок соответствующая избирательная комиссия или если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 9 статьи 10 Закона).

Поскольку на момент рассмотрения дела, решение о неправомочности состава Совета депутатов в законную силу не вступило, оснований назначения досрочных выборов в представительный орган у избирательной комиссии не имеется.

Суд не может согласиться с доводом административных истцов, ссылающихся на положения части 8 статьи 71 Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» об обязанности избирательной комиссии назначить дополнительные выборы в тех избирательных округах, полномочия депутатов от которых прекращены, поскольку к возникшим правоотношениям применимы положения пункта 4 статьи 10 названного Закона.

При этом судом учитывается правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определениях от 17 июля 2007 года № 561-О-О и от 2 июля 2009 года № 1006-О-О, о том, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования по решению суда о признании состава представительного органа муниципального образования неправомочным, следует руководствоваться пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий должны быть проведены досрочные выборы.

Конституционный Суд Российской Федерации в названных выше определениях указал, что принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в указанный орган в сроки, установленные федеральным законом. Прекращение полномочий депутатов представительного органа, сопряженное с проведением досрочных выборов, отвечает интересам формирования нового представительного органа муниципального образования, способного осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Из материалов дела следует, что Территориальная избирательная комиссия Калининского района была привлечена к участию в деле по административному иску Смирновой М.В. о признании неправомочным состава Совета депутатов, поданному в суд 19 декабря 2018 года, в связи с чем до окончания разрешения судом спора Комиссией отложен вопрос о назначении дополнительных, либо досрочных выборов, о чем сообщено Полищуку В.К. письмом от 20 февраля 2019 года № 01-19/15.

В ситуации, при которой судом разрешен вопрос о неправомочности состава Совета депутатов, неназначение дополнительных выборов до вступления в законную силу решения суда от 11 января 2019 года не свидетельствует о незаконном бездействии избирательной комиссии, поскольку только после установления обстоятельств по ранее рассмотренному делу будет обеспечена возможность надлежащей реализации избирательных прав неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, основания для определения в судебном порядке срока, в течение которого Территориальная избирательная комиссия Калининского района обязана назначить выборы Совета депутатов Заволжского сельского поселения, у суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 244, ч. 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Большаковой Е.Ю. и Полищука В.К. об установлении сокращенного срока назначения дополнительных выборов в Совет депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области четвертого созыва по Заволжскому пятимандатному избирательному округу № 1 и Дмитрово-Черкасскому трехмандатному избирательному округу № 2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий А.В. Кустов

Мотивированное решение составлено 12 марта 2019 года.

Председательствующий А.В. Кустов

3а-50/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Большакова Е.Ю.
Полищук В.К.
Ответчики
Глава администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области Хоничева Л.В.
Территориальная избирательная комиссия Калининского района Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Кустов Алексей Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.twr.sudrf.ru
27.02.2019Регистрация административного искового заявления
28.02.2019Передача материалов судье
01.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2019Судебное заседание
12.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее