Судья Прохорчук О.В. Дело № 21-69/2021
(номер дела в суде первой
Инстанции дело № 12-441/2020)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 марта 2021 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу директора юридического лица – Департамента образования и науки города Севастополя – Богомоловой Е.Н. на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств - Кук Е.В. от 22 июля 2020 года и на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 02 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – Департамента образования и науки города Севастополя,
установил:
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств - Кук Е.В. от 22.07.2020 года юридическое лицо – Департамент образования и науки города Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На данное постановление должностного лица директор юридического лица Богомолова Е.Н. подала жалобу в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 02.12.2020 г. жалоба директора юридического лица Богомолова Е.Н. оставлена без удовлетворения, оспариваемое постановление – без изменения.
Не согласившись с указанным решением, директор юридического лица Богомолова Е.Н. подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит признать незаконными и отменить состоявшийся судебный акт и постановление о назначении административного наказания, а производство по делу прекратить. Кроме того, просит восстановить срок для обжалования судебного акта, так как последний день срока для подачи жалобы является праздничным днем.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что подведомственный Департаменту образования ГАУС «РДОЦ «Планета детства» прошел обследование и категорирование согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 в 2018 году. Согласно данному постановлению на объект разработан паспорт безопасности. В начале 2020 года Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» отменено. При этом оснащение объекта ГАУС «РДОЦ «Планета детства» инженерно – техническими системами и комплексами по антитеррористической защите продолжалось согласно вышеуказанному постановлению.
В 2019 и 2020 годах в город Севастополь неоднократно направлялся для ознакомления проект постановления Правительства Российской Федерации по утверждению требований к антитеррористической защищенности для объектов организации отдыха детей и их оздоровления, в котором предусматриваются иные требования по антитеррористической защищенности и существенно отличаются от требований, предусмотренных в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.09.2019 № 1006. Таким образом, можно сделать вывод, что Правительство Российской Федерации (в лице Министерства просвещения Российской Федерации) знает о данной проблеме и считает, что объекты организации отдыха детей и их оздоровления должны иметь иные критерии категорирования и их оснащения системами и комплексами инженерно-технической антитеррористической защищенности.
По состоянию на 15.07.2020 года на объекте ГАУС «РДОЦ «Планета детства» выставлена физическая охрана силами ЧОП Альфа-Крым, (2 и 5 постов соответственно), кнопки тревожной сигнализации функционируют. Информационные стенды по антитеррористической защищенности (действий сотрудников и детей при различных угрозах террористического характера и направленности) размещены на объектах в установленных местах.
Согласно пункту 27 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. В ГАУС «РДОЦ «Планета детства» установлено 86 камер. Все установленные камеры обеспечивают непрерывное видеонаблюдение, за потенциально опасными участками и критическими элементами объекта. Наблюдение за информацией, поступающей с камер видеонаблюдения, осуществляется работниками физической охраны на специально оборудованных постах охраны для централизованного управления и мониторинга на объектах.
Кроме того, определением Балаклавского районного суда города Севастополя от 27.07.2020 по делу № Департаменту образования и науки города Севастополя предоставлена отсрочка по исполнению решения суда до 01.08.2021, в связи с необходимость осуществления ряда мероприятий, в целях исполнения решения суда.
Также, исполнить решение суда ранее не предоставлялось возможным в том числе в связи с введением на территории города Севастополя режима повышенной готовности, согласно Указа Губернатора № 14-УГ от 17.03.2020 года. В связи с чем, умысел не исполнения решения суда, при осуществлении Департаментом своих полномочий, отсутствует.
В соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Таким образом, из приведенных правовых положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, представляет собой не просто право на доступ к суду как способ защиты нарушенного или оспариваемого права, но и право на рассмотрение дела в том порядке (форме) и в той процедуре, которая для соответствующей категории дел специально установлена федеральным законом.
Подача жалоб на решение по жалобе на постановление делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и их рассмотрение осуществляются согласно части 3 статьи 30.9 КоАП РФ в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 этого Кодекса.
Статьей 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (решения).
В случае пропуска срока обжалования, предусмотренного частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Исходя из приведенных выше положений закона, восстановление срока для принесения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении является правом, а не обязанностью судьи.
Ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы должно содержать указание на причины пропуска срока, к данному ходатайству должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность причины пропуска срока.
Данный срок может быть восстановлен в случае наличия уважительных причин его пропуска. При этом уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Из материалов дела усматривается, что обжалуемое решение вынесено судьей Ленинского районного суда г. Севастополя 02.12.2020 года, копия которого была получена юридическим лицом – 21.12.2020 года (л.д. 68).
Жалобу на решение судьи районного суда директор юридического лица подала в адрес Севастопольского городского суда (путем направления почтой) – 11.01.2021 года, то есть, с пропуском установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования.
Между тем, процессуальные сроки могут быть восстановлены только в исключительных случаях, когда они пропущены по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи жалобы, как-то: болезнь, беспомощное состояние подателя жалобы и другие.
Оценив изложенные выше обстоятельства и доводы ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы, суд приходит к выводу, что названные заявителем причины пропуска срока обжалования относятся к уважительным, ходатайство содержит указание на такие доказательства.
При этом материалы дела свидетельствуют о наличии у заявителя объективных препятствий к подаче жалобы своевременно и в установленном законом порядке, доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска предусмотренного законом срока обжалования, в рассматриваемом случае имеются, с учетом ограничений, указанных в Указе Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 № 14-УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности», а также положения ст. 112 ТК РФ, ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы директора юридического лица – Богомоловой Е.Н. подлежит удовлетворению, а срок на подачу жалобы директора юридического лица – Богомоловой Е.Н. на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 02.12.2020 года – восстановлению.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
В судебное заседание защитник юридического лица и должностное лицо – Кук Е.В. не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 2 вышеуказанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.12.2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю на основании выданного Балаклавским районным судом города Севастополя исполнительного листа № ФС 020232905 от 29.11.2019 возбуждено исполнительное производство по принудительному исполнению судебного решения о понуждении Департамента образования и науки города Севастополя профинансировать мероприятия по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности ГАУС «Региональный детский оздоровительный центр «Планета детства». Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
23.12.2019 года Департаментом в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю направлена информация о том, что Департаментом ведется работа по выделению бюджетных средств на устранение нарушения законодательства о пожарной безопасности в ГАУС «Региональный детский оздоровительный центр «Планета детства». Самим ГАУС «Региональный детский оздоровительный центр «Планета детства» подготовлено заявление об отсрочке исполнения решения суда, рассмотрение которого назначено на 21.01.2020 года.
05.03.2020 года в связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный срок, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
04.04.2020 года Департаментом в адрес Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю направлена информация о том, что Департаментом ведется работа по выделению бюджетных средств на устранение нарушения законодательства о пожарной безопасности в ГАУС «Региональный детский оздоровительный центр «Планета детства», готовится заявление об отсрочке исполнения решения суда.
10.07.2020 года судебным приставом-исполнителем в адрес Департамента образования и науки города Севастополя направлено требование о предоставлении документального подтверждения исполнения исполнительного документа в полном объеме в срок до 21.07.2020 года.
20.07.2020 года Департаментом образования и науки города Севастополя в адрес заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Кук Е.В. направлено письмо о ходе исполнения решения суда.
Однако, требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не исполнены, тем самым Департаментом образования и науки города Севастополя совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с изложенными обстоятельствами судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю Глом М.В. в отношении Департамента образования и науки города Севастополя составлен протокол об административном правонарушении № 254/20/92012-АП, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств - Кук Е.В. от 22.07.2020 года юридическое лицо – Департамент образования и науки города Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, которое было оставлено без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 02.12.2020 г.
Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья Ленинского районного суда г. Севастополя сделали правильный вывод о том, что в действиях Департамента образования и науки города Севастополя усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Таким образом, юридическое лицо привлечено к ответственности за то, что являясь должником, не исполнило требование неимущественного характера, содержащееся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Действия Департамента образования и науки города Севастополя квалифицированы правильно, состав и событие административного правонарушения имеют место, вина в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.
Доводы жалобы о предпринятых должником мерах, направленных на выполнение требований исполнительного документа не свидетельствуют об отсутствии вины Департамента образования и науки города Севастополя в совершении административного правонарушения, поскольку они не привели к исполнению решения суда в установленный срок, являются недостаточными и не освобождают Департамент образования и науки города Севастополя от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора также не предоставлено. Департаментом образования и науки города Севастополя надлежащим образом не подтверждено, что неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения, кроме того, с учетом сроков направления в государственные организации соответствующей документации для профинансирования мероприятий по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности. Кроме того, с учетом предоставленной отсрочки по исполнению решения суда, чему надлежащих доказательств не предоставлено.
Совершенное правонарушение с учетом ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13 ГПК РФ, положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде пренебрежительного отношения должника к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 02 декабря 2020 года оставить без изменения, а жалобу директора юридического лица – Департамента образования и науки города Севастополя – Богомоловой Е.Н. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.Н. Исаев