Д. № 5-240/2022 копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Губкинский ЯНАО 17 марта 2022 года
Судья Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Лапицкая И.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении
индивидуального предпринимателя Фозилова М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца (...), юридический адрес: <адрес>, фактический <адрес>, ИНН 550725937389, ОГРНИП 316554300145842
У С Т А Н О В И Л :
Как следует из протокола по делу об административном правонарушении, составленном в отношении ИП Фозилова М.М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 6.3 КоАП РФ, 4 ноября 2021 года в ходе проверки было выявлено, что ИП Фозилов М.М., в мини-пекарне «Сдобушка», расположенной по адресу: ЯНАО, г.Губкинский, мкр. 2, д. 60, ТЦ «Северный привоз» при организации работы предприятия по изготовлению, реализации хлеба-булочных изделий, кондитерских изделий, реализации пищевых продуктов не обеспечил выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в нарушение ст. 11, 24, 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача ЯНАО от 8 октября 2021 года № 29, п. 4.4, 6.1, 6.2, 6.3 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»: не соблюдается дезинфицирующий режим, отсутствуют дезинфицирующие средства вирулицидного действия, отсутствуют записи в журнале проведения влажных уборок, не проводится текущая уборка с использованием моющих и дезинфицирующих средств каждые 2 часа, отсутствуют антисептические средства для обработки рук посетителей, персонала, не организована рециркуляция (обеззараживание) воздуха, отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха по типу Дозаторов, разрешенных к использованию в присутствии людей; не проводится ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» работников с проведением бесконтактного контроля температуры тела (отсутствует бесконтактный термометр, отсутствует журнал регистрации); не проводится измерение температуры тела посетителей; не представлены сертификаты о вакцинации сотрудников против COVID-2019, QR-нет; не организовано соблюдение социальной дистанции посетителями, разграничительные полосы отсутствуют.
В судебное заседание ИП Фозилов М.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д. 56, 58), в телефонограмме просил о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г.Губкинский в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д. 57), сведений о причине неявки не представил.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Часть 2 настоящей статьи предусматривает, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность на должностных лиц с наложением административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из буквального толкования диспозиции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, по делу должны быть установлены и доказаны нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Статья 11 вышеуказанного закона устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239 на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, возложена обязанность по разработке и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Губернатора ЯНАО от 16 марта 2020 года № 29-ПГ на территории ЯНАО введен режим повышенной готовности и определен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 3-6 Приложение № 3 к постановлению Губернатора ЯНАО от 16 марта 2020 года N 29-ПГ (в ред., действующей на момент проведения проверки), работодатели, организации и предприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории ЯНАО должны обеспечить соблюдение работниками (в том числе посетителями) социального дистанцирования путем нанесения специальной разметки и специального режима пропуска (за исключением случаев, при которых деятельность организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей не позволяет обеспечить социальное дистанцирование между посетителем и работником): обеспечить измерение температуры тела работников перед началом рабочего дня; обеспечить размещение при входах и в местах наибольшего скопления людей кожных антисептиков для обработки рук (в том числе с помощью установленных дозаторов) или дезинфицирующих салфеток, устройств для обеззараживания воздуха; осуществлять регулярную дезинфекцию по вирусному режиму производственных, офисных, складских помещений, транспортных средств с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.
Согласно п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Пункт 6.1. СП 3.1.3597-20 устанавливает, что с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне (п. 6.2.СП 3.1.3597-20).
Текущая дезинфекция в очаге (в присутствии больного) осуществляется в течение всего времени болезни. Для текущей дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в присутствии людей. Столовую посуду, белье больного, предметы ухода обрабатывают способом погружения в растворы дезинфицирующих средств (п. 6.3.СП 3.1.3597-20).
Пункт 1.4 постановления Главного государственного санитарного врача ЯНАО от 8 октября 2021 года № 29 (в ред. действующей на момент проведения проверки), на который имеется ссылка в протоколе, возлагает обязанность обеспечить, начиная с 8 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению ЯНАО, в том числе лицам, занятым в сфере обслуживания населения (в банках, на объектах торговли, общественного питания; транспорта общего пользования, в организациях, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги, бытовые услуги, в том числе услуги парикмахерских, прачечных, химчисток и иные услуги).
При этом указанный пункт не содержит срока, до которого необходимо обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пункт 3.2 данного постановления возлагает на руководителей предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальных предпринимателей обязанность обеспечить отстранение от работы и перевод на дистанционный режим работы лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 1.8 настоящего Постановления (утратил силу с 11 декабря 2021 года. - Постановление Главного государственного санитарного врача по ЯНАО от 10 декабря 2021 года № 36).
Как следует из протокола об административном правонарушении, ИП Фозилова М.М. не обеспечил надлежащим образом выполнение мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции.
Привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ подлежат лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При этом из материалов дела не следует, что должностными лицами контролирующего органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ИП Фозилова М.М. вносилось предписание (постановление) или требование о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Все изложенное выше не позволяет сделать вывод о нарушении ИП Фозиловым М.М. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении противоэпидемических мероприятий, и, соответственно, о наличии в его действиях объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В действиях ИП Фозилова М.М. усматривается нарушение п.п. 3- 6 Приложения № 3 к вышеуказанному Постановления Губернатора ЯНАО от 16 марта 2020 года № 29-ПГ, т.е. деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 30000 рублей.
Санкция ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Как разъяснил Верховный Суд РФ, если при рассмотрении дела о правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком правонарушении будет установлено, что действия (бездействие) лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, они должны быть переквалифицированы (Обзор Верховного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года).
Таким образом, действия ИП Фозилова М.М. подлежат переквалификации с ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Аналогичная позиция изложена и в Постановление Верховного Суда РФ от 7 июня 2021 года № 50-АД21-7-К8.
Вместе с тем, на момент рассмотрения данного дела трехмесячный срок привлечения ИП Фозилова М.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ истек, в связи с чем производство по данному делу подлежит прекращению на основании п.6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.6 ч. 1 ст.24.5, ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░ ░░ ░░ ░.1 ░░. 20.6.1 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.6.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 (░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░