Дело № 2а-649/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,
при секретаре Вихрицкой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 июня 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми к Подмостко Виктору Ивановичу о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Республике Коми (далее – МИФНС № по Республике Коми) обратилась в суд с административным иском к Подмостко В.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 10199 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за период с 27.12.2016 по 07.02.2017 – 542,65 руб., недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 37859,25 руб., пени на недоимку по земельному налогу за период с 27.12.2016 по 07.02.2017 в размере 146,19 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик, являясь плательщиком транспортного и земельного налога, своевременно не исполнил обязанность по его уплате на основании налогового уведомления №... от **.**.**. В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налога образовалась задолженность, на которую в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени. Налоговым органом выставлено требование об уплате налога и пени по состоянию на **.**.** №.... Данное требование налогоплательщиком не исполнено.
Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался в установленном порядке. Конверт со вложенными исковым заявлением и извещением, направленный судом по месту жительства ответчика, возвращен в суд с отметкой почтового отделения «за истечением срока хранения».
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с указанной отметкой, признаётся, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела.
Применительно к ч. 2 ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Суд с учетом требований ч. 2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы настоящего дела, административное дело №..., находившееся в производстве мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (пункт 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ).
Статьей 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
Транспортный налог на территории Республики Коми установлен Законом от 26 ноября 2002 года № 110-РЗ «О транспортном налоге», который определяет налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пункт 1 статьи 362 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно норме статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с пунктом 4 данной статьи налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового Кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
С учетом изложенного, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Вышеуказанные положения закона дают основания для вывода о том, что налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.
Положения п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ в совокупности с разъяснениями, содержащимися в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ», направлены на регламентацию срока направления требования об уплате пени в том случае, если недоимка по налогу должником погашена (такой срок ограничен тремя месяцами - п. 1 ст. 70 НК РФ), однако не препятствуют налоговому органу направить должнику требование об уплате пени в любое время до тех пор, пока основное обязательство об уплате налога не прекращено.
В связи с тем, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то прекращение начисление пени возможно только в случае прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Также пени могут не начисляться в случаях, специально установленных НК РФ.
Из материалов дела следует, что в 2015 году Подмостко В.И. являлся собственником транспортных средств: мотоцикла ..., гос.номер ..., автомобиля ..., гос.номер «...», автомобиля ..., гос.номер «...», в силу чего являлся плательщиком транспортного налога в соответствующем налоговом периоде.
Кроме того, в спорный период административному ответчику на праве собственности принадлежали: земельный участок с кадастровым №..., расположенный по адресу ... (регистрация права собственности – **.**.**), земельный участок с кадастровым №..., расположенный по адресу ... (1/2 доля в праве собственности), земельный участок с кадастровым №..., расположенный по адресу ... (1/2 доля в праве собственности). На момент рассмотрения настоящего административного дела указанные права ответчика не прекращены.
Административному ответчику были начислены транспортный и земельный налог за 2015 год в отношении указанных выше автомобилей и земельных участков, принадлежащих ответчику (с учетом долей в праве собственности, периодов владения).
На основании ст. 52 Налогового кодекса налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление №... от **.**.**.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми сформировано и направлено ответчику требование об уплате недоимки и пени №... по состоянию на **.**.**, а именно: об уплате транспортного налога в сумме 10199 руб., пени на недоимку по транспортному налогу 146,19 руб., земельного налога в сумме 37859 руб., пени на недоимку по земельному налогу в сумме 542,65 руб.
Направление налогового уведомления №... от **.**.**, а так же требования №... от **.**.** подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела.
Данное требование ответчиком не исполнено, в связи с чем МИФНС № 5 по Республике Коми мировому судье подано заявление о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по транспортному налогу и пени, земельному налогу и пени.
Определением мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.** №... судебный приказ, выданный **.**.** на взыскание с Подмостко В.И. недоимки по транспортному, земельному налогу и пени отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, МИФНС № 5 по Республике Коми просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2015 год – 10199 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за период с 27.12.2016 по 07.02.2017 – 542,65 руб., недоимку по земельному налогу за 2015 год – 37859,25 руб., пени на недоимку по земельному налогу за период с 27.12.2016 по 07.02.2017 – 146,19 руб.
Установив вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, суд находит заявленные истцом требования обоснованными, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение тот факт, что обязанность по уплате транспортного и земельного налогов за 2015 год ответчиком не исполнена, что послужило основанием для начисления налоговым органом пени на имеющиеся недоимки. Требование налогового органа об уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени ответчиком не исполнены. Доказательств обратного ответчик суду не представил.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми о взыскании с Подмостко В.И. недоимки по транспортному налогу за 2015 год – 10199 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за период с 27.12.2016 по 07.02.2017 – 542,65 руб., недоимки по земельному налогу за 2015 год – 37859 руб., пени на недоимку по земельному налогу за период с 27.12.2016 по 07.02.2017 – 146,19 руб.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пп. 2 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1662,41 руб.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми удовлетворить.
Взыскать с Подмостко Виктора Ивановича, проживающего по адресу ..., в доход бюджета недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 10199 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за период с 27.12.2016 по 07.02.2017 в размере 542 рубля 65 копеек, недоимку по земельному налогу за 2015 год в сумме 37859 рублей, пени на недоимку по земельному налогу за период с 27.12.2016 по 07.02.2017 в сумме 146 рублей 19 копеек, а всего 48746 рублей 84 копейки.
Взыскать с Подмостко Виктора Ивановича в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в сумме 1662 рубля 41 копейку.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.06.2018.
Судья Е.В.Баудер