УИД 54RS0№-63
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Исаковой Е.В.
при секретаре Левицкой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парфирова К. С. к мэрии <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Парфиров К.С. обратился в суд с иском и просил обязать мэрию <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств областного бюджета <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилых помещений по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достиг 18-летнего возраста. Полагает, что в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
Истец Парфиров К.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил своего представителя.
Представитель истца Мохова И.А. в судебном заседании доводы иска поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.
Представители ответчиков мэрии <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерство финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав письменные материалы, выслушав стороны, исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что Парфиров К. С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, матерью истца является Парфирова Т. Н., отцом Парфиров С. Л..
Согласно копии свидетельства о смерти Парфиров С. Л. умер ДД.ММ.ГГГГ, Парфирова Т. Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ назначена Левченко М.П. попечителем над несовершеннолетним Парфировым К.С.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ назначена Левченко Г.Н. попечителем над несовершеннолетним Парфировым К.С.
Постановлением администрации Метелевского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и согласно Постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ включен в списки на внеочередное получение жилья.
Как следует из письма главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Парфиров К.С. с ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, у суда отсутствуют сведения о наличии закрепленного за истцом жилого помещения на праве собственности и праве социального найма.
Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из домовой книги ООО «УКЖХ <адрес>» собственником жилого помещения является Левченко Г.Н. (тетя истца).
Согласно справке муниципального казенного учреждения <адрес> «Городское жилищное агентство» Парфиров К.С. на территории населенного пункта <адрес> не использовал право приватизации жилья.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-002/2021-25727581 от ДД.ММ.ГГГГ у Парфирова К.С. не имеется в собственности жилого помещения.
Согласно справке из администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Парфиров К.С. в банке данных лиц, приватизирующих жилье в городе Купино не значится.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в собственности Парфирова К.С. не было и в настоящее время отсутствует какое-либо жилое помещение, он не является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения. Доказательств обратного, суду не представлено.
Положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
В соответствии со статьей <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию <адрес> за счет средств областного бюджета <адрес>.
В силу пункта 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
Пунктом 8 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.
В соответствии со статьей 5 указанного закона, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес>.
Таким образом, руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 98.1, п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 19, п. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1, 3 ст. 1, п. 1, 2, 8 ст. <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу о том, что поскольку Парфиров К.С. относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в собственности истец жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, достиг возраста 18 лет, а обязанность по предоставлению жилого помещения истцу с момента включения его в данный список возникла у мэрии <адрес> за счет средств областного бюджета <адрес>, то требования истца о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств областного бюджета <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилищное законодательство Российской Федерации, в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
При этом формирование списка не устанавливает предоставление жилых помещений в порядке очередности.
Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.
Таким образом, институт обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, не связывая такое предоставление со временем постановки.
При таких обстоятельствах, суд полагает требование истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Иск Парфирова К. С. удовлетворить.
Обязать мэрию <адрес> предоставить Парфирову К. С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Судья Е.В. Исакова