УИД 59RS0002-01-2023-002738-19
Дело № 88-5298/2024
мотивированное определение
изготовлено 28 марта 2024 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 21 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф.,
судей Карповой О.Н., Руновой Т.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3176/2023 по иску Уразовой Альфии Наилевны к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Федеральной службе судебных приставов о признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности по назначению пенсии по выслуге лет,
по кассационной жалобе Федеральной службы судебных приставов, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю на решение Индустриального районного суда г. Перми от 10 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Уразова А.Н. обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов (далее ФССП России), Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее ГУФССП по Пермскому краю), с требованиями в которых, просила признать незаконным отказ ГУФССП по Пермскому краю от 29 мая 2023 года в назначении пенсии по выслуге лет, возложить обязанность на ФССП России зачесть в стаж службы (выслугу лет) по состоянию на 01 июня 2020 года за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения 12 лет 00 месяцев 19 дней, возложить на ФССП России обязанность назначить пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 16 мая 2023 года, в части требований о возложении обязанности внести изменения в записях в трудовой книжке за № 35 от 15 мая 2023 года, прописать «стаж службы составил 15 лет 00 месяцев 06 дней», в выписке из приказа в части «выслуга лет на должностях начальствующего состава в органах принудительного исполнения РФ по состоянию на 15 мая 2023 года составляет в календарном исчислении 02 года 11 месяцев 14 дней, прописать «выслуга лет на должностях начальствующего состава в органах принудительного исполнения РФ по состоянию на 15 мая 2023 года составляет в календарном исчислении 15 лет 00 месяцев 06 дней», возложить на ЦА ФССП России и ГУФССП по Пермскому краю обязанность направить документы для оформления пенсии в отдел пенсионного обеспечения Финансово-экономического управления ФССП России.
В обоснование исковых требований указала, что проходила службу в органах принудительного исполнения судебным приставом исполнителем отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми ГУФССП по Пермскому краю, 15 мая 2023 года уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения. 15 мая 2023 года в письменном виде обратилась к руководителю ГУФССП России по Пермскому краю с заявлением о назначении ей пенсии по выслуге лет. На данное заявление 01 июня 2023 года получен ответ от 29 мая 2023 года об отказе в назначении пенсии. Отказ в назначении пенсии считает незаконным, поскольку ответчиками неверно определен стаж выслуги лет, а именно, не учтен стаж государственной службы в должности судебного пристава – исполнителя, имевшийся до 01 июня 2020 года. По состоянию на 01 июня 2020 года стаж службы (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) составлял 10 (десять) лет 07 (семь) месяцев 22 (двадцать два) дня. С 01 января 2020 года федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации», что повлекло за собой перевод части федеральных государственных гражданских служащих ФССП России на государственную службу иного вида. 01 июня 2020 года между УФССП по Пермскому краю и Уразовой А.Н. был заключен контракт о прохождении последней службы в органах принудительного исполнения РФ в должности судебного пристава исполнителя. Считает, что в стаж службы в органах принудительного исполнения подлежит включению, как стаж службы в должности судебного пристава-исполнителя в органах принудительного исполнения с 01 июня 2020 года по 15 мая 2023 года, так и служба в должностях судебного пристава исполнителя в территориальных органах ФССП России до 31 мая 2020 года.
Определением суда от 10 октября 2023 года производство по делу в части требований Уразовой А.Н. о возложении на ФССП России обязанности внести изменения в записях в трудовой книжке за № 35 от 15 мая 2023 года, прописать «стаж службы составил 15 лет 00 месяцев 06 дней», в выписке из приказа в части «выслуга лет на должностях начальствующего состава в органах принудительного исполнения РФ по состоянию на 15 мая 2023 года составляет в календарном исчислении 02 года 11 месяцев 14 дней, прописать «выслуга лет на должностях начальствующего состава в органах принудительного исполнения РФ по состоянию на 15 мая 2023 года составляет в календарном исчислении 15 лет 00 месяцев 06 дней», а также о возложении на ГУФССП по Пермскому краю обязанности направить документы для оформления пенсии в отдел пенсионного обеспечения Финансово-экономического управления ФССП России прекращено в связи с отказом истца от иска.
Решением Индустриального районного суда г. Перми от 10 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 декабря 2023 года, признан незаконным отказ ГУФССП по Пермскому краю от 29 мая 2023 года в назначении Уразовой А.Н. пенсии по выслуге лет; на ФССП России возложена обязанность зачесть стаж службы (выслугу лет) по состоянию на 01 июня 2020 года за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения 12 лет 00 месяцев 19 дней, назначить Уразовой А.Н. пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации 4468-1, с 16 мая 2023 года.
В кассационной жалобе Федеральная служба судебных приставов, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю просят отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях Уразова А.Н. просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу ответчиков без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Уразова А.Н., представители Федеральной службы судебных приставов, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие на неё возражения, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Уразова А.Н. на основании приказа УФССП по Пермскому краю № 1064-лс от 04 июля 2008 года принята на федеральную государственную гражданскую службу на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми.
В период с 07 июля 2008 года по 02 августа 2010 года Уразова А.Н. замещала должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми УФССП по Пермскому краю.
Приказом УФССП по Пермскому краю № 2219-к от 01 ноября 2011 года Уразова А.Н. с 07 ноября 2011 года принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на государственную гражданскую должность ОСП по Свердловскому району г. Перми на должность старшего специалиста 3 разряда.
Приказом УФССП по Пермскому краю № 1177-к от 16 мая 2012 года Уразова А.Н. переведена с должности старшего специалиста 3 разряда на государственную должность судебного пристава - исполнителя ОСП по Свердловскому району г. Перми.
Приказом ФССП России от 20 мая 2020 года № 427-лс Уразова А.Н. назначена с 01 июня 2020 года на должность сотрудника органов принудительного исполнения РФ в ОСП по Свердловскому району г. Перми с присвоением специального звания – младший лейтенант внутренней службы.
01 июня 2020 года Уразова А.Н. назначена на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Свердловскому району г. Перми ГУ ФССП по Пермскому краю.
Приказом от 19 апреля 2023 года от 2935-лс Уразова А.Н. уволена со службы в органах принудительного исполнения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 01 октября 2019 года №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения.
Как следует из приказа выслуга лет на должностях начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации по состоянию на 15 мая 2023 года в календарном исчислении составила 02 года 11 месяцев 14 дней, в льготном - 02 года 11 месяцев 14 дней.
15 мая 2023 года Уразова А.Н. обратилась с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет на основании пункта «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, с 15 мая 2023 года, то есть со дня увольнения со службы.
В ответе на заявление Уразовой А.Н. ГУ ФССП по Пермскому краю сообщило, что службой в органах принудительного исполнения Российской Федерации считается период с момента перехода службы судебных приставов на иной вид государственной службы, а именно, с 01 июня 2020 года. Поскольку стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации на дату увольнения 15 мая 2023 года составляет 02 года 11 месяцев 14 дней, вышеуказанный пункт Закона, а также статьи 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не могут быть применены.
Как следует из заключения об установлении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслуги лет) к окладу месячного денежного содержания, в стаж службы Уразовой А.Н. засчитаны следующие периоды службы: с 07 июля 2008 года по 02 августа 2010 года - 02 года 0 мес. 26 дней, с 07 ноября 2011 года по 31 мая 2020 года – 08 лет 06 мес. 26 дней.
В справке ГУ ФССП по Пермскому краю указано, что Уразова А.Н. имеет следующие периоды службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 14 статьи 92, статьи 36 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: с 01 сентября 1981 года по 05 июля 1984 года (коэффициент 0,5) - 01 год 05 мес. 02 дня - учеба в Осинском зооветеринарном техникуме, с 07 июля 2008 года по 02 августа 2010 года (коэффициент 1) - 02 года 00 мес. 25 дней - судебный пристав-исполнитель ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми УФССП по Пермскому краю; с 07 ноября 2011 года по 31 мая 2020 года (коэффициент 1) - 08 лет 06 мес. 24 дня - замещение должностей государственной гражданской службы УФССП по Пермскому краю, с 01 июня 2020 года по 15 мая 2023 года (коэффициент 1) - стаж службы 02 года 11 мес. 14 дней -судебный пристав-исполнитель ОСП по Свердловскому району г. Перми ГУ УФССП по Пермскому краю, итого 15 лет 00 мес. 03 дня.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 01 октября 2019 года №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установив, что Уразова А.Н. в период времени с 07 июля 2008 года по 02 августа 2010 года, с 07 ноября 2011 года по 31 мая 2020 года замещала должность государственной гражданской службы в территориальном органе Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, с 01 июня 2020 года по 15 мая 2023 года – должность судебного пристава-исполнителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, пришел к выводу о том, что стаж работы в должности судебного - пристава исполнителя в территориальном органе Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, имевший место до 01 июля 2020 года, подлежит включению в стаж (выслугу лет) органов принудительного исполнения.
Установив, что Уразова А.Н. уволена со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, её общий трудовой стаж составляет более 25 лет, из которых 15 лет 00 месяцев 06 дней государственная служба в органах УФССП России по Пермскому краю и в органах принудительного исполнения УФССП России по Пермскому краю, суд первой инстанции пришел к выводу о возникновении у истца права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 16 мая 2023 года.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы заявителя, указывающие на отсутствие оснований для включения в выслугу лет периода прохождения истцом государственной службы в ГУ ФССП по Пермской области до 01 июня 2020 года по мотиву не относимости такой службы к службе в органах принудительного исполнения; о том, что приравнивание стажа по пункту 14 статьи 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ допускается только при назначении пенсии по выслуге лет по пункту «а» части 1 статьи 13 Закона № 4468-1 (стаж службы (выслуги лет) 20 лет), при назначении пенсии по выслуге лет по пункту «б» части 1 статьи 13 Закона № 4468-1 положения пункта 14 статьи 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ не применяются, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов-исполнителей регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 01 января 2020 года. Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ).
В силу положений статьи 68 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Пункт «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» предусматривает, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 36 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ предусмотрено, что стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются, в том числе, период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры - стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 36 названного Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении) (пункт 1).
Как следует из положений части 14 статьи 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 01 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в пункте 1(5) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Определяя порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 01 октября 2019 года №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суды правильно применили положения названного закона в их системном единстве и взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, которыми урегулирован порядок исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет.
Установив всю совокупность условий, необходимых для назначения истцу пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона № 4468-1, суды пришли к правильному выводу о наличии у истца права на назначение пенсии по выслуге лет, а именно, достижение истцом возраста 45 лет (возраст истца 60 лет); увольнение его со службы по соответствующему основанию - по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения; наличие у истца общего трудового стажа более 25 лет ( у истца 27 лет 01 месяц 29 дней), из которых 15 лет – служба в органах принудительного исполнения, суды пришли к правильному выводу о наличии у истца права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона № 4468-1.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 31 марта 2022 года №710-О законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с Федеральным законом от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (пункт 7 статьи 1, пункт 17 части 1 статьи 11 и статьи 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 01 июля 2020 года, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).
Таким образом, исключение ответчиком из стажа, дающего право на пенсию по выслуге лет, периодов прохождения истцом государственной службы в УФССП России по Пермской области с 07 июля 2008 года по 02 августа 2010 года - 02 года 0 мес. 26 дней, с 07 ноября 2011 года по 31 мая 2020 года, противоречит вышеприведенному правовому регулированию и нарушает гарантированное законом право истца на пенсионное обеспечение.
Вопреки доводам кассационной жалобы определение Конституционного суда Российской Федерации от 30 ноября 2023 года №3210-О правильность выводов судов не опровергает, правовую позицию ответчика не подтверждает.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Перми от 10 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Федеральной службы судебных приставов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи