УИД 02 RS 0001-01-2020-000673-42 Дело № 2а-417/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Чориной Е.Н.
при секретаре Тахановой Ч.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Элекмонарское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении, концессионных соглашениях, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Элекмонарское сельское поселение» о признании незаконным бездействия администрации МО «Элекмонарское сельское поселение» по устранению нарушений законодательства о теплоснабжении, концессионных соглашениях, выразившееся в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию модульной котельной установки МКУ-0,4 № 10 (инвентарный номер 012.4.0004) и незаключении концессионного соглашения в отношении нее, обязании до 31.12.2020 провести конкурс на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию модульной котельной установки МКУ-0,4 № 10 (инвентарный номер 012.4.0004) и заключить концессионное соглашение в отношении нее.
В обоснование административного иска указано о том, что по результатам проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории МО «Элекмонарское сельское поселение» в декабре 2019 года установлено, что по адресу <адрес> расположена муниципальная модульная котельная установка МКУ – 0,4 № 10 с комплектующими, которая осуществляет отопление двух двухквартирных домов по адресу <адрес>А и <адрес>, а также сельского дома культуры по адресу <адрес>.
Данная котельная введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, передана по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ администрацией Чемальского района администрации Элекмонарского сельского поселения и внесена в реестр муниципального имущества (инвентарный номер 012.4.0004) и является муниципальной собственностью муниципального образования «Элекмонарское сельское поселение».
Эксплуатация модульной котельной установки осуществляется непосредственно администрацией Элекмонарского сельского поселения – коммунальные услуги жителям двух двухквартирных домов по адресу <адрес>А и <адрес>, а также сельскому дому культуры по адресу <адрес> предоставляются данной муниципальной котельной, которая введена в эксплуатацию более пяти лет назад.
Однако, предоставление коммунальных услуг непосредственно администрацией сельского поселения законодательством не предусмотрено.
Таким образом, администрацией сельского поселения в нарушение требований законодательства о теплоснабжении и концессионных соглашениях объект теплоснабжения не передан на основании концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения.
По факту непередачи объектов водоснабжения и теплоснабжения администрацией поселения в пользование по договору концессии прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Элекмонарского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления администрацией сельского поселения сообщено о принятии мер по оформлению документов по передаче на основании концессионного соглашения объекта теплоснабжения (модульной котельной) для отопления муниципального жилого фонда и сельского дома культуры.
С указанного времени и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта теплоснабжения (модульной котельной установки МКУ-0,4 № 10) не объявлен, конкурсная документация не утверждена, концессионное соглашение не заключено.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком полномочий по распоряжению муниципальной собственностью нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, живущих и пребывающих в муниципальном жилищном фонде по адресу <адрес>А и <адрес>, а также пребывающих в сельском доме культуры. Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части отказа от конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, то есть, неопределенного круга лиц.
Бездействие администрации Элекмонарского сельского поселения может привести к нарушению права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, к возникновению угрозы жизни и здоровью людей.
В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района Республики Алтай ФИО2, уточнила административные исковые требования в части обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда провести конкурс на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию модульной котельной установки МКУ-0,4 № 10 (инвентарный номер 012.4.0004) и заключить концессионное соглашение в отношении нее. Уточненное административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика глава Элекмонарского сельского поселения Житенева О.С. в судебном заседании административные исковые требования признала, пояснила, что времени для исполнения требования прокурора Чемальского района недостаточно.
Заинтересованное лицо Комитет по тарифам Республики Алтай в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просили суд рассмотреть дело без их участия. От заинтересованного лица поступили пояснения, согласно которым - в адрес Комитета 22.09.2020 года поступило заявление сельской администрации Элекмонарского сельского поселения, о согласовании долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, составляющих централизованную систему теплоснабжения Элекмонарского сельского поселения. В заявлении о подготовке конкурсной документации должна содержаться информация в соответствии с требованиями п. 91 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 (далее - Правила регулирования). В ответ на заявление сельской администрации Элекмонарского сельского поселения от 22.09.2020 года, Комитетом, в соответствии с п. 92 Правил регулирования, в связи с отсутствием в заявлении о подготовке конкурсной документации информации, предусмотренной п. 91 Правил регулирования, направлено письмо от 25.09.2020 года № 1708 о необходимости предоставления в течение 3 рабочих дней со дня получения недостающих сведений. Сельской администрацией Элекмонарского сельского поселения недостающие сведения в срок не были представлены. Повторно, в адрес Комитета 05.11.2020 года поступило заявление сельской администрации Элекмонарского сельского поселения, о согласовании долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, составляющих централизованную систему теплоснабжения Элекмонарского сельского поселения. Комитетом, в ответ на вышеуказанное повторное заявление, направлено письмо от 09.11.2020 года № 2033, где указано, что в заявлении о подготовке конкурсной документации, в соответствии с п. 91 Правил регулирования, должен содержаться запрос о представлении сведений о ценах, значениях и параметрах, подлежащих представлению органом регулирования организатору конкурса в соответствии с п. 1 - 7 и 11 ч. 7 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также п. 1, 4 - 7 и 9 - 11 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Также, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон о концессиях), описание технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения является одним из существенных условий концессионного соглашения. В соответствии с п. 10 Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности, утвержденной приказом Минстроя России от 21.08.2015 г. № 606/пр, в приложении № 1 к проекту концессионного соглашения отсутствуют сведения:
- об аварийности объектов теплоснабжения за период с момента проведения предыдущего технического обследования, а в случае проведения технического обследования в соответствии с настоящими требованиями впервые - за последние 5 лет;
- о проведении работ по модернизации и реконструкции, а также аварийных и иных ремонтных работ на объектах теплоснабжения с указанием точных мест проведения (адресов) выполнения таких работ, их фактических объемах, результатов проведенных работ (влияние результатов работ на функционирование систем). Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также в соответствии с п. 92 Правил регулирования, в связи с отсутствием в заявлении о подготовке конкурсной документации информации, предусмотренной п. 91 Правил регулирования, Комитетом направлено письмо от 09.11.2020 года о необходимости предоставления в течение 3 рабочих дней со дня получения недостающих сведений. Сельской администрацией Элекмонарского сельского поселения недостающие сведения в настоящее время не представлены.
На вопрос о предполагаемом сроке для подготовки заключения концессионного соглашения Комитет сообщает, что заключение концессионного соглашения осуществляется в соответствии с требованиями Порядка заключения концессионного соглашения Федерального закона о концессиях, и зависит от действий концедента по проведению открытого конкурса и представления конкурсных предложений предполагаемых концессионеров.
Судом на основании ст. 289 КАС РФ определено о рассмотрении дела без участия заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Чемальского района, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 28.1 Закона № 190-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и законодательством РФ о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Статьей 3 Закона № 115-ФЗ установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу пп. 11 ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно ч. 3. ст. 28.1 Закона № 190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством РФ указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В силу указанных положений в отношении муниципальных систем теплоснабжения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования – по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие по сравнению с арендой возможности реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ на основе государственно - частного партнерства.
С учетом того, что с даты ввода в эксплуатацию модульной котельной (13.12.2011) прошло более пяти лет, передача данного объекта в силу вышеприведенных норм закона должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона № 115-ФЗ.
Также согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров
В силу ч. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
Согласно ч. 1.1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение в соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона № 115-ФЗ наряду с предусмотренными ч. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ существенными условиями должно содержать следующие существенные условия: значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам); задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 Закона № 115-ФЗ, с описанием основных характеристик таких мероприятий; предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов.
Согласно ст. 6 Закона № 115-ФЗ срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.
Судом установлено, и не опровергается административным ответчиком, что до настоящего времени в отношении модульной котельной установки МКУ – 0,4 № 10 с комплектующими конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились, конкурсная документация не утверждена.
Отсутствие до настоящего времени заключенных концессионных соглашений в отношении модульной котельной установки МКУ – 0,4 № 10 с комплектующими свидетельствует о бездействии ответчика.
Пользование объектом теплоснабжения в отсутствие концессионного соглашения препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества, в частности - к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения.
Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части отказа от конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла и воды муниципального жилищного фонда, то есть неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Элекмонарское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении, концессионных соглашениях, обязании устранить нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Элекмонарское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении, концессионных соглашениях, обязании устранить нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Элекмонарское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении, концессионных соглашениях, выразившееся в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию модульной котельной установки МКУ-0,4 №10 (инвентарный номер 012.4.0004) и незаключении концессионного соглашения в отношении нее.
Возложить на администрацию МО «Элекмонарское сельское поселение» обязанность в течении 1 (одного) месяца) со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию модульной котельной установки МКУ-0,4 №10 (инвентарный номер 012.4.0004) и незаключении концессионного соглашения в отношении нее.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.Н. Чорина
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2020 года