Судья Быкова О.А. Дело № 33-2898/2021
номер дела в суде первой инстанции 2-1532/2021
УИД 37RS0007-01-2021-002629-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 ноября 2021 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горшковой Е.А.,
судей Земсковой Н.В., Егоровой Е.Г.,
при секретаре Фадеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшковой Е.А. дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области по Ивановской области на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 10 августа 2021 года по иску Прокофьевой Ирины Алексеевны к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л а :
Прокофьева И.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области, в котором, уточнив требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила взыскать с ответчика в свою пользу: четырехмесячное денежное содержание в размере 48532,32 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 9868,01 руб., отпускные выплаты за август 2020 в размере 9484,42 руб., отпускные выплаты за март 2021 в размере 4969,20 руб. (общая сумма – 72853,95 руб.); сумму денежной компенсации (процентов) в общей сумме 1019,19 руб.; компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. 00 коп.; расходы на оформление нотариальной доверенности на представителя в размере 1700 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что 31.03.2021 года с истцом расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в соответствии с п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением замещаемой ею должности. При увольнении истцу выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с ч.3.1. ст. 37 указанного закона, а также компенсация за неиспользованный отпуск за 16,67 календарных дней. При осуществлении расчета ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные истцу в виде материального стимулирования.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 10 августа 2021 года исковые требования Прокофьевой И.А. удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взысканы четырехмесячное денежное содержание в размере 48532,32 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 9868,01 руб., отпускные выплаты за август 2020 года в размере 9484,42 руб., отпускные выплаты за март 2021 года в размере 4969,20 руб., проценты (денежная компенсация) за задержку выплат в размере 1019,19 руб., компенсация морального вреда в размере 1000 руб., расходы на оформление нотариальной доверенности на представителя - 1700 руб.
С решением суда ответчик не согласен, в апелляционной жалобе ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель третьего лица УФНС России по Ивановской области не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, о причинах неявки не сообщили и не представили доказательств уважительности этих причин.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание истца и представителя третьего лица.
Заслушав представителя ответчика Беляеву О.В., поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 5 июня 2006 года Прокофьева И.А. занимала должность государственной гражданской службы - главного специалиста отдела общего обеспечения МИФНС России № 5 по Ивановской области, что подтверждается служебным контрактом № от 05.06.2006 года.
Пунктом 9 служебного контракта и дополнительного соглашения к нему предусмотрено, что гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 3868 рубль в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1263 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе Российской Федерации в размере 30 процентов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации в размере 60 процентов; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения функций Межрайонной ИФНС №5 по Ивановской области, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков и материальной помощи.
Пунктом 10 служебного контракта предусмотрено, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом № л.с. от 26.03.2021 с 31 марта 2021 года с Прокофьевой И.А. был расторгнут служебный контракт № от 05.06.2006 года, она освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (т.1 л.д. 205, 229, 240 ).
При увольнении Прокофьевой И.А. были выплачены: в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания; в соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация за неиспользованный ежегодный основной отпуск, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет и ненормированный служебный день за 23,83 календарных дней.
Приказами руководителя Федеральной налоговой службы утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 года, за 1 квартал 2020 года, за 2 квартал 2020 года, за 3 квартал 2020 года, а также приказы о премировании за счет средств дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда от 27.03.2020 года, 25.06.2020 года, от 25.08.2020 года, от 16.11 2020 года, от 27.11.2020 года.
На основании вышеперечисленных приказов ФНС России в соответствии с приказами представителя нанимателя – МИФНС России №5 по Ивановской области в периоды работы истцу производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и выплаты из средств дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование.
Денежные средства, выплаченные истцу работодателем в виде материального стимулирования, при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках за 2020, 2021 год, сумм компенсаций в виде четырехмесячного денежного содержания и за неиспользованный отпуск при увольнении, учтены не были.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст.14, 50, 51, 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», положениями Приказа Министерства финансов Российской Федерации № 90н от 17 октября 2007 г., постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пришел к обоснованному выводу о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда должно учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
В апелляционной жалобе ответчик не согласился с указанными выводами суда, полагая, что расчет выплаченных сумм при увольнении истцу произведен правильно, средства материального стимулирования не являются составляющей частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, не являются гарантированными и производятся в пределах дополнительно доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Указанные доводы ответчика правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу они сводятся к изложению обстоятельств, исследованных судом первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выплаты в виде материального стимулирования не входят в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, право распределения которого принадлежит работодателю, судебная коллегия считает, несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В ч.1 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).
Согласно ч.10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абз.1 п.6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» п.1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз.1 п.8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (аб. 2 п. 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 пп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601, ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно служебному контракту № от 05.06.2006 года, заключенному работодателем с Прокофьевой И.А., в оплату труда гражданского служащего (раздел IV контракта) включены другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (пункт 10 контракта).
Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в соответствии с приказами руководителя ФНС России в период работы с 2020 года по 2021 год материальное стимулирование должно учитываться при расчете компенсаций при увольнении, в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Ссылка в жалобе на приказ Минфина РФ от 17.10.2007 г. № 90н «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» не влечет отмену решения суда.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. №90н.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям положений ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В силу ч.4 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации окончательный расчет с работником производится в день прекращения трудового договора.
Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Факты нарушения трудовых прав работника и несвоевременной выплаты истцу в полном объеме компенсаций при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 48532,32 руб., в счет недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 9868,01 руб., в счет недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в августе 2020 года в размере 9484,42 руб., и 4969,20 руб. в счет недоплаченных отпускных выплат за март 2021 года установлены в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Суд первой инстанции обоснованно, руководствуясь ст.ст. 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал также с ответчика в пользу истца проценты за нарушение установленных сроков выплат и компенсацию морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера, причиненных работнику страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, оснований для его уменьшения не имеется.
Вопрос о судебных расходах разрешен судом верно.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене или изменению постановленного судом решения не содержат, по существу направлены на иную оценку обстоятельств дела, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Решение суда отвечает требованиям закона, нарушений материального или процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения оспариваемого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №5 по Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи