Дело № 2-1970/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-13668/2022
04 августа 2022 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
Председательствующего Абдрахмановой Э.Я.,
судей: Алексеенко О.В.,
Ибрагимовой И.Р.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Шакировой А.А. законного представителя несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о признании отказа в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно,
по апелляционному представлению прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия
установила:
Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы обратился в интересах Шакировой А.А. законного представителя несовершеннолетних ФИО2 Р. и ФИО3 Р. к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения (далее – ГКУ РЦСПН) о признании отказа в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы в связи с поступившим обращением Шакировой А.А. проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения федерального законодательства о защите прав несовершеннолетних. Проведенной проверкой установлено, что Шакирова А.А. обратилась в филиал ГКУ РЦСПН по г.Уфе Республики Башкортостан с заявлением от дата о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетних детей ФИО2 Р., дата г.р. и ФИО3 Р., дата г.р. в возрасте от 3 до 7 лет включительно. На основании того, что у семьи Шакировой А.А. среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную в Республике Башкортостан – 9 804 руб., филиалом ответчика принято решение об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, которое является незаконным, поскольку расчет среднедушевого дохода семьи произведен неверно, поскольку действующим законодательством не предусмотрено учитывать в качестве доходов компенсационные выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Незаконный отказ в назначении выплаты на ребенка с 3 до 7 лет включительно нарушает право несовершеннолетних на материальную помощь в гарантированном государством объеме.
Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд признать отказ ГКУ РЦСПН в предоставлении ФИО6 А.А. ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно незаконным, обязать ГКУ РЦСПН назначить и выплатить Шакировой А.А. в период с дата по дата ежемесячную денежную выплату на содержание несовершеннолетних ФИО2 Р., дата г.р. и ФИО3 Р., дата г.р. в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2020 г. № 276.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 мая 2022 г. постановлено:
в удовлетворении иска исполняющего обязанности прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Шакировой А.А. законного представителя несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о признании отказа в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно – отказать.
В апелляционном представлении, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, прокурор оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить. Указывает, что право Шакировой А.А. возникло в период с 01.01.2022 по 23.03.2020, с даты возникновения права по Указу Президента Российской Федерации по день достижения несовершеннолетними 8 лет.
На апелляционное представление прокурора от ГКУ РЦСПН поступили возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со статьей 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное представление, выслушав прокурора ФИО9, представителя ГКУ ФИО10, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семьей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 г. ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт «а» пункта 3 данного Указа в редакции от 20.03.2020 действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений).
Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее – Постановление № 384).
В силу пункта 16 Постановления № 384 (и далее в редакции от 29.04.2020 действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с пунктом 21 Постановления № 384 при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) алименты;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
м) доходы от продажи, аренды имущества;
н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
В соответствии с пунктом 22 Постановления № 384 среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В силу пункта 25 Постановления № 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 489 пункт 25 названного постановления дополнен.
При расчете среднедушевого дохода не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований);
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;
г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;
д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации);
ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
з) государственная социальная помощь на основании социального контракта.
В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведении), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2020 г. № 276 «Об утверждении Порядка предоставления семьям, имеющим детей и проживающим на территории Республики Башкортостан, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан» в соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 02 апреля 2020 г. № УГ-131 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей в Республике Башкортостан» утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее – Порядок).
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 Порядка (и далее в редакции от 22.10.2020 действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) условиями, определяющими право на ежемесячную выплату, являются:
1) наличие в семье ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации;
2) среднедушевой доход семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан" за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - малоимущая семья).
В силу пункта 22 Порядка основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты является в том числе превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан" за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, на дату подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Согласно п. 24 Порядка в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются лица, лишенные родительских прав, а также лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, проходящие военную службу по призыву, отбывающие наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 26 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Башкортостан, актами (решениями) органов местного самоуправления.
В силу пункта 27 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно п. 31 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
предусмотренные настоящим Порядком ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;
ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящим Порядком ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.08.2019 № 517 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Башкортостан в среднем за месяц II квартала 2019 года» установлена величина прожиточного минимума в Республике Башкортостан в среднем за месяц II квартала 2019 года в расчете на душу населения – 9 804 рубля.
Из приведенных норм материального права, следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. В постановлении Правительства Российской Федерации № 384 перечислены виды доходов, подлежащих учету, при расчете среднедушевого дохода семьи, в которые входят, в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений). Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При этом в указанное нормативно-правовое регулирование постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 489 внесены изменения, в частности пункт 25 постановления Правительства Российской Федерации № 384 дополнен следующим содержанием: при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются в числе прочих, ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и инвалидом с детства I группы.
Действующим законом не предусмотрено учитывать в качестве доходов, перечисленные в пункте 21 Основных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 384, компенсационные выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, установленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», следовательно, с учетом приведенных норм материального права, названная компенсационная выплата подлежит исключению из доходов семьи, полученных в денежной форме, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Шакирова А.А. является матерью ребенка-инвалида ФИО3 Р., дата года рождения и ребенка ФИО2 Р., дата года рождения.
дата2020 Шакировой А.А. подано в филиал ГКУ РЦСПН по адрес Республики Башкортостан заявление о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей ФИО3 Р. и ФИО2 Р. в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Решением филиала ГКУ РЦСПН по адрес Республики Башкортостан от дата Шакировой А.А. в назначении меры социальной поддержки отказано в связи с тем, что среднедушевой доход ее семьи за период с 01.06.2019 по 31.05.2020 составил 11 143,43 руб., что превышает величину прожиточного минимума, установленную в Республике Башкортостан в размере 9 804 руб.
Согласно представленным сведениям ребенок ФИО3 Р. является получателем следующих выплат:
- пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации»;
- ежемесячной денежной выплаты инвалидам в соответствии с п.1 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».
Из представленного ответчиком по заявлению Шакировой А.А. расчета среднедушевой доход ее семьи, состоящей из 3 человек за период с июня 2019 г. по май 2020 г. на одного человека составил 11 143,43 руб. из расчета 33 430,30 руб. / 3 человека, величина прожиточного минимума, установленную в Республике Башкортостан составляла 9 804 руб.
При этом в расчет среднедушевого дохода семьи Шакировой А.А. включена, в том числе ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы в сумме 132 825 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ответчика по включению ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 при расчете среднедушевого дохода семьи Шакировой А.А. не являются правильными, поскольку в пункте 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 не были перечислены среди иных видов доходов семьи, полученных в денежном выражении, ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидам с детства I группы. Без учета ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы среднедушевой доход семьи Шакировой А.А. за период с июня 2019 г. по май 2020 г. на одного человека составил 7 453,85 руб., что не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Башкортостан за второй квартал 2019 г., равную 9 804 руб.
Поскольку в данной части решение суда сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционного представления прокурора. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2020 г. № 276 (в ред. от 22.10.2020), исходил из того, что на момент подачи Шакировой А.А. заявления дата2020 ее дети ФИО2 Р., дата года рождения и ФИО3 Р., дата года рождения достигли возраста 8 лет, в связи с чем оснований для назначения Шакировой А.А. и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно у ГКУ РЦСНП не имелось.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с п.5 Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2020 г. № 276 (в ред. от 22.10.2020) ежемесячная выплата назначается со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года.
В силу п.6 Порядка ежемесячная выплата в 2020 году предоставляется за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет в 2020 году, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года.
Начиная с 2021 года ежемесячная выплата назначается со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня.
В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
В силу п.9 Порядка при достижении ребенком возраста 8 лет ежемесячная выплата прекращается со дня, следующего за днем исполнения ребенку 8 лет.
В соответствии с п.22 Порядка основаниями для отказа в назначении ежемесячной выплаты является достижение ребенком возраста 8 лет.
В ныне действующей редакции Порядка основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является достижение ребенком, в отношении которого поступило заявление о назначении ежемесячной выплаты, возраста 8 лет, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 6 настоящего Порядка (подпункт 7 пункта 22 Порядка).
Из материалов дела следует, что на момент подачи Шакировой А.А. дата2020 заявления ее дети ФИО2 Р., дата года рождения и ФИО3 Р., дата года рождения достигли возраста 8 лет.
В настоящем случае приведенными правовыми нормами установлен особый порядок предоставления в 2020 году ежемесячной выплаты, отличный от предоставления выплат в другие периоды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что на момент подачи Шакировой А.А. заявления дата2020 ее дети ФИО2 Р., дата года рождения и ФИО3 Р., дата года рождения достигли возраста 8 лет, пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с п.22 Порядка (основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты является достижение ребенком возраста 8 лет) оснований для назначения Шакировой А.А. и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно у ГКУ РЦСНП не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В целом, доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводов, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы ФИО11 – без удовлетворения.
Председательствующий Э.Я. Абдрахманова
Судьи О.В. Алексеенко
И.Р. Ибрагимова