судья Григорьева Е.Н. |
№ 33-2031-2024 УИД 51RS0002-01-2023-002842-04 мотивированное определение изготовлено 5 июня 2024 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
29 мая 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Морозовой И.Ю. |
судей |
Старцевой С.А. Сазановой Н.Н. |
при секретаре |
Бойковой А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-68/2024 по иску Григорьевой С. А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Григорьевой С. А. на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 16 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения истца Григорьевой С.А. и ее представителя Свиридовой О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителя ОСФР по Мурманской области – Кошелева В.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Григорьева С.А. обратилась в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее – ОСФР по Мурманской области) о взыскании невыплаченной заработной платы.
В обоснование заявленных требований указано, что с _ _ истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности ***.
В связи с выходом в очередной оплачиваемый отпуск, Григорьевой С.А. написано заявление на получение единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов.
_ _ истцу выплачена заработная за май 2023 года, в том числе единовременная выплата к отпуску в размере двух должностных окладов в сумме 31 668 рублей, без учета положений статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации, без районного коэффициента и процентной надбавки.
_ _ истец обратилась к ответчику с заявлением о начислении и выплате районного коэффициента и полярной надбавки на единовременную выплату к отпуску, которое оставлено без удовлетворения. Не оспаривая, что единовременная выплата к ежегодно оплачиваемому отпуску является составляющей фонда оплаты труда работников, ответчик указал, что таковая не является оплатой труда, поскольку не связана с трудовой деятельностью.
Считала, что единовременная выплата к ежегодно оплачиваемому отпуску является выплатой стимулирующего характера, то есть входит в состав заработной платы, предусмотренной Положением об оплате труда, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию сумма районного коэффициента и процентной надбавки на единовременную выплату к отпуску в размере 33 061 рубль 40 копеек, с учетом выплаты единовременной выплаты в размере 27 551 рубль 16 копеек.
Полагала, что материальная помощь за 2023 год также должна быть выплачена с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, которая выплачена без учета указанных коэффициента и надбавки, в связи с чем недоплата составила 16010 рублей.
Также указала, что с апреля 2013 по июнь 2019 года занимала должность начальника отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями, имела максимальную надбавку за особые условия и специальный режим работы в размере 120 процентов от должностного оклада. Считала, что с _ _ надбавки за особые условия и специальный режим работы ей также должна быть назначена в максимальном размере 30 процентов от должностного оклада в соответствии с Условиями оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования РФ, включая порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 2480, согласно Приложению * к условиям оплаты труды.
Уточнив исковые требования, окончательно истец просила взыскать: сумму невыплаченного районного коэффициента и процентной надбавки на единовременную выплату к отпуску в размере 33 061 рубль 40 копеек; сумму невыплаченного районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь за август 2023 года в размере 16 010 рублей; сумму невыплаченной надбавки за особые условия и специальный режим работы за период с _ _ по _ _ в размере 30 299 рублей 48 копеек; обязать ответчика установить истцу с _ _ надбавку за особые условия и специальный режим работы в максимальном размере 30% от должностного оклада в соответствии с Условиями оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, включая порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от _ _ *, согласно Положению * к условиям оплаты труда; обязать включить в расчет среднего заработка начисленную единовременную выплату к отпуску за май 2023 года с учетом районного коэффициента и процентной надбавки в сумме 69 669 рублей 60 копеек; взыскать недоплаченную сумму отпускных за август 2023 а размере 10 492 рубля; обязать включить в расчет среднего заработка начисленную ежегодную материальную помощь за август 2023 года с учетом районного коэффициента и процентной надбавки в сумме 30 306 рублей; взыскать денежную компенсацию за задержку выплат заработной платы и отпускных за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день подачи иска в суд в сумме 15 203 рубля 22 копейки, в том числе: за задержку выплаты заработной платы (единовременная выплата к отпуску) в размере 6 499 рублей 87 копеек за период с _ _ по _ _ , за задержку выплаты заработной платы (ежегодная материальная помощь) в размере 2 400 рублей 43 копейки за период с _ _ по _ _ , за задержку выплаты отпускных (недоплаченный средний заработок) в размере 1 678 рублей 02 копейки за период с _ _ по _ _ , за задержку выплаты заработной платы (недоплаченная надбавка за особые условия и специальный режим работы в размере 10%) в размере 4 625 рублей 02 копейки, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением суда от 5 декабря 2023 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (по тексту также СФР).
Судом постановлено решение, которым исковые требования Григорьевой С.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Григорьева С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Указывает, что подпунктами «е» и «ж» пункта 3 Условий оплаты труда работников Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений, о материально техническом обеспечении их деятельности и порядке увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 2480, предусмотрено, что работникам территориальных органов Фонда выплачиваются единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, которые входят в фонд оплаты труда.
Полагает ошибочной позицию ответчика о том, что спорные выплаты, являясь составляющей фонда оплаты труда работников, не являются оплатой труда, поскольку не связаны с выполнением трудовых функций, как противоречащую Приказу СФР от 9 января 2023 г. № 13, из преамбула приложения № 1 к которому следует, что настоящий порядок определяет правила установления и выплаты должностных окладов, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячных надбавок к должностному окладу, премий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и иных выплат работникам территориальных органов и обособленных подразделений СФР, а также указано, что оплата труда работников территориальных органов Фонда является средством из материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности. Таким образом, по мнению апеллянта, предусмотренные таковым единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов и материальная помощь являются стимулирующими выплатами, входят в оплату труда, в связи с чем на них подлежат начислению районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные законодательством.
Обращает внимание, что согласно справке работодателя от _ _ * единовременная выплата к отпуску и материальная помощь входят в заработную плату, с которых уплачены страховые взносы.
Ссылаясь на различную судебную практику, настаивает, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь входят в систему оплаты труда, учитываются при формировании его фонда, являются постоянными выплатами, носят систематический характер, выплачиваются в связи с выполнением трудовой функции и, следовательно, подлежат выплате с применением районного коэффициента и процентной надбавки.
Отмечает несостоятельность доводов ответчика об отсутствии дополнительного финансирования на выплату районного коэффициента и процентной надбавки на единовременную выплату к отпуску и материальную помощь отделениям СФР в 2023 году, поскольку в силу пункта 7 Условий оплаты труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. № 2480, фонд оплаты труда работников территориальных органов СФР формируются за счет средств, предусмотренных пунктом 6 Условий, а также за счет средств, направляемых для выплаты, в том числе районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. О дополнительном финансировании на указанные выплаты Условия оплаты труда ссылок не содержат. Стороной ответчика не доказано отсутствие финансирования на выплату районного коэффициента и процентной надбавки. При этом отсутствие такового не является основанием для нарушения норм трудового законодательства, постановления Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 2480.
Отмечает, что судом первой инстанции не приведены мотивы, по которым отвергнуты заявленные истцом доводы о необходимости произведения единовременной выплаты к отпуску в размере двух должностных окладов, которые не вошли в расчет среднего заработка истца и не учитывались при начислении отпускных за май 2023 года. Суждения ответчика о том, что указанные выплаты не являются оплатой труда, а также то, что материальная помощь не разделяется на виды, и на этом основании указанные выплаты не учитываются при расчете среднего заработка, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Обращает внимание, что в пункте 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, речь идет о выплатах социального характера и иных выплатах, не относящихся к оплате труда. Вместе с тем спорные единовременная денежная выплата к отпуску и материальная помощь таковыми не являются. В данном случае материальная помощь в соответствии с нормативными актами Фонда (раздел 5 Временного порядка) выплачивается работнику за отработанное в текущем календарном году время, т.е. на 15 августа не менее 6 месяцев, следовательно, таковая входит в систему оплаты труда, выплачивается в связи с выполнением трудовой функции и не является выплатой социального характера, не относящейся к оплате труда.
Отмечает, что не была уведомлена надлежащим образом об установленном ей размере ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы и предполагала, что размер таковой установлен ей в максимальном размере, т.е. 30 процентов в соответствии с Порядком установления и выплаты ежемесячных надбавок, утвержденного Приказом СФР от 9 января 2023 г. № 13.
Ссылается на то, что установление ей как работнику, имеющему большой опыт работы (более 12 лет у ответчика), высшее профессиональное образование, минимального размера ежемесячной надбавки за особые условия и специальный режим работы является дискриминацией, так как указанная надбавка в таком размере устанавливается работникам, вновь принятым на работу и не имеющим необходимой профессиональной подготовки.
Настаивает, что приказа *п от _ _ «Об оплате труда», которым главному специалисту-эксперту ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы устанавливается в размере 20 процентов от должностного оклада и с которым истец не была ознакомлена своевременно, не существовало на момент составления приказа от _ _ *лс о переводе истца на другую работу, так как в последнем отсутствует ссылка на приказа *п от _ _ как на основание для установления размера такой надбавки. В связи с чем проведение судебной экспертизы на предмет установления давности изготовления приказа *п от _ _ имело существенное значение для правильного разрешения спора.
Обращает внимание, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, в связи с чем установленная в приказе от _ _ *п в отношении должности главного специалиста-эксперта фиксированная надбавка в размере 20 процентов ограничивает действие постановления Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 2480, имеющего высшую юридическую силу, которым размеры таковой установлены от 20 до 30 процентов должностного оклада.
Полагает, что сумма полученной истцом в 2022 году заработной платы не может сравниваться и сопоставляться с заработной платой за 2023 год, поскольку выплата таковой в 2022 году осуществлялась на основании иных нормативных правовых актов.
Считает, что поскольку ответчиком допущены нарушения прав истца по оплате труда, то требование о компенсации за задержку заработной платы в порядке статьи 236 ТК РФ и компенсации морального вреда являются законными и обоснованными.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ОСФР по Мурманской области ФИО просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание третьего лица, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (по тексту также ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 21 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Григорьева С.А. в соответствии с трудовым договором 318-л от _ _ принята на работу в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска на должность ***, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет - 10%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда - 140%, с выплатой районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера - 80%.
Соглашением от _ _ * внесены изменения и дополнения в трудовой договор в части возложения на Григорьеву С.А. обязанности по должности ***, надбавки за работу в РКС - 80%, районного коэффициента - 1,4%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда - 140%, дотации на питание и проезд в общественном транспорте – 4 000 рублей, ежемесячной надбавки за особые условия и специальный режим работы - 90%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за высокую квалификацию - 30%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет - 10%, выплачиваемых в соответствии с Положением об установлении и выплате стимулирующих надбавок.
Приказом от _ _ Григорьева С.А. с _ _ переведена на должность ***, в остальной части надбавки и доплаты остались без изменения. Соответствующие изменения в трудовой договор истца внесены соглашением от _ _ *.
Приказом от _ _ *-Л Григорьева С.А. переведена на должность ***, в остальной части надбавки и доплаты остались без изменения. Соответствующие изменения в трудовой договор истца внесены соглашением от _ _ *.
Соглашением от _ _ * о внесении изменений в трудовой
договор от _ _ * в связи с реорганизацией работодателя
Григорьева С.А. с _ _ переведена в ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске на
должность ***. Работнику установлены следующие надбавки и доплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы - 90%. Ранее установленные надбавки остаются в прежних размерах.
_ _ Григорьева С.А. уведомлена о том, что в соответствии с постановлением Правления ПФР от 6 мая 2021 г. № 166п «О реорганизации территориальных органов пенсионного фонда РФ в Мурманской области» Управление ПФР в г. Мурманске, Управление ПФР в г. Апатиты, Управление ПФР в г. Кандалакше, Управление ПФР в г. Мончегорске, Управление ПФР в ЗАТО г. Североморске, Управление ПФР в Кольском районе, Управление ПФР в ЗАТО Александровск и Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР по Мурманской области реорганизованы путем присоединения к Отделению ПФР по Мурманской области.
Приказом от _ _ * Григорьева С.А. переведена на должность ***, ежемесячной надбавки за квалификацию – 30 процентов, ежемесячной надбавки за сложность – 180 процентов, надбавки за выслугу лет – 20 процентов, ежемесячной надбавки за особые условия – 90 процентов, районного коэффициента - 1.4, северной надбавки, суммы стимулирования - 4 000 рублей.
В соответствии с трудовым договором от _ _ * Григорьева С.А. с указанной даты работала в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по МО в должности ***. Работнику установлены следующие надбавки: ежемесячная надбавка за высокую квалификацию, ежемесячная надбавка за особые условия и специальный режим работы, ежемесячная надбавка за сложность и напряженность труда в соответствии с постановлением Правления ПФР от 20 июня 2007 г. № 145п; ежемесячная надбавка за выслугу лет в соответствии с постановлением Правления ПФР от 13 апреля 2004 г. № 48п; районный коэффициент в размере 1,40; процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяется статьей 317 ТК РФ; выплата премии в соответствии с постановлением Правления ПФР от 20 июня 2007 г. № 145п.
Пунктом 2.4 и 2.5 вышеприведенного трудового договора * предусмотрена выплата материальной помощи в размере двух должностных окладов в год работникам, состоящим в трудовых отношениях не менее 6 месяцев с Отделением на дату подачи заявления и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска независимо от периода, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в размере двух должностных окладов при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (в соответствии с постановлением Правления ПФР от 20 июня 2007 г. № 145п).
С _ _ ПФР и ФСС РФ реорганизованы в Фонд пенсионного и социального страхования РФ на основании Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (по тексту также Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ).
Согласно статье 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов (за исключением руководителей территориальных органов и главных бухгалтеров) со дня создания Фонда, территориальных органов Фонда продолжают осуществлять трудовую деятельность в Фонде, территориальных органах Фонда без испытательного срока и аттестации. За работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов, продолжающими осуществлять трудовую деятельность в Фонде, территориальных органах Фонда, сохраняются государственные гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 7).
Нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в установленной сфере деятельности, применяются в отношении Фонда в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 19).
Из материалов дела следует, что _ _ Григорьева С.А. уведомлена, что в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 236 - ФЗ «О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с _ _ создается Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и с указанной даты в трудовой договор будут внесены изменения в части, касающейся наименования работодателя, в связи с реорганизацией.
При этом _ _ между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области и Григорьевой С.А. заключено соглашение к трудовому договору от _ _ *, согласно которому с__ _ работник осуществляет работу ***.
Работнику устанавливается должностной оклад в ***, следующие надбавки: районный коэффициент к заработной плате в размере - 1,40; процентная надбавка к заработной плате за работу в районе Крайнего Севера -80%.
Пунктом 2.3 трудового договора предусмотрено, что размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характеров, а также размеры иных поощрительных выплат (премий), устанавливаются нормативными правовыми актами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, содержащими оплату труда и нормы трудового права и приказами Отделения (***).
Приказом от _ _ г. № * в связи с реорганизацией и введением с _ _ новой системы оплаты труда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 2480 «Об условиях оплаты труда работников Фонда пенсионного и социального страхования, его территориальных органов и обособленных подразделений, материально-техническом обеспечении их деятельности и порядке увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов) работникам Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Мурманской области с _ _ установлены: должностные оклады в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом Фонда от _ _ *; ежемесячное денежное поощрение в размерах, утвержденных приложением * постановления Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 2480; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы в размерах согласно приложению к настоящему приказу; ежемесячная надбавка к должностному окладу за высокую квалификацию в размерах, установленных работникам на _ _ ; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размерах, установленных работникам на _ _ (***).
В соответствии с приложением к приказу от _ _ . № * *** устанавливается ежемесячная надбавка за особые условия и специальный режим работы с _ _ в размере 20 процентов от должностного оклада.
Приказом от _ _ *лс Григорьева С.А. переведена в Отдел взаимодействия со страхователями Управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ***, ежемесячной надбавки за квалификацию – 30 процентов, надбавки за выслугу лет – 20 процентов, ежемесячной надбавки за особые условия и специальный режим работы – 20 процентов, районного коэффициента – 1,4, северной надбавки – 80 процентов, ежемесячного денежного поощрения – 30 процентов ***
Дополнительным соглашением * от _ _ к трудовому договору от _ _ * Григорьева С.А. с _ _ осуществляет работу в ***
По материалам дела также установлено, что в соответствии с приказом от 17 апреля 223 г. *-о за период работы с _ _ по _ _ истцу предоставлен отпуск на 20 календарных дней с _ _ по _ _ с выплатой единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов *** При этом сторонами не оспаривалось, подтверждается расчетными листками, ответом ОСФР от _ _ , что указанная выплата произведена без учета районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера ***
Приказом от _ _ *-о истцу предоставлен отпуск на 40 календарных дней с _ _ по _ _ Также истцу выплачена материальная помощь в размере одного должностного оклада без учета районного коэффициента и процентных надбавок за работу в РКС ***
Разрешая спор, установив изложенные обстоятельства, проанализировав нормы трудового законодательства, положения постановления Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 2480, нормативных правовых актов СФР, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел выводу о том, что материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, являясь составляющей фонда оплаты труда работников, не являются оплатой труда, поскольку не связаны с выполнением трудовых функций, являются целевыми и выплачиваются только по заявлению работника в текущем году на основании приказа руководителя территориального органа Фонда. В связи с чем не установил правовых оснований для удовлетворения исковых требований Григорьевой С.А. о взыскании невыплаченного районного коэффициента и процентной надбавки на единовременную выплату к отпуску и на материальную помощь за август 2023 года.
Оснований не согласиться с выводами суда, которые в решении получили надлежащую правовую оценку, подтверждаются установленными по делу обстоятельствами и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь входят в систему оплату труда и подлежат выплате с учетом районного коэффициента и процентных надбавок судебная коллегия отклоняет ввиду следующего.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные "выплаты) (часть первая); тарифной ставкой -фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно статье 135 этого же Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью второй статьи 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
Как следует из разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденному постановлением данного министерства от 11 сентября 1995 г. № 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
В соответствии со статьей 139 ТК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы), которым определены особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ (далее - средний заработок) и в силу пункта 3 которого для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
При этом согласно положениям статьи 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии), другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ), доплаты, надбавки компенсационного характера с учетом определенных условий работы, а также доплаты и надбавки стимулирующего характера.
При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда, и издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется. Размер компенсационных выплат зависит от затрат работника, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или условий выполнения работы, а размер стимулирующих выплат определяется работодателем с учетом его оценки выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ).
Статьей 16 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ предусмотрено, что социальные гарантии, предоставляемые работникам Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом, финансируются за счет средств бюджета Фонда, предназначенных для обеспечения расходов Фонда на финансовое и материально-техническое обеспечение его текущей деятельности. Условия оплаты труда работников Фонда, материально-техническое обеспечение их деятельности, порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ Правительством Российской Федерации 28 декабря 2022 г. принято постановление № 2480 «Об условиях оплаты труда работников Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений, о материально-техническом обеспечении их деятельности и порядке увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов)», которым утверждены условия оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, включая порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов) (далее по тексту также Условия); а также установлен переходный период на 2023 - 2025 годы, в течение которого формирование фонда оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляется согласно приложению № 5.
Вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. № 2480 вступило в силу с 1 января 2023 г.
Как следует из вышеприведенных Условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. № 2480, настоящий документ устанавливает условия оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, включая порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов).
Размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения работников территориальных органов Фонда, устанавливаются согласно приложению № 1 (пункт 2).
При этом пунктом 3 Условий предусмотрено, что работникам территориальных органов Фонда выплачиваются в том числе: единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда работников территориальных органов Фонда (подпункт «е»); материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда работников территориальных органов Фонда (подпункт «ж»).
В силу пункта 5 Условий порядок установления и выплаты должностных окладов, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячных надбавок к должностному окладу, премий, материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска работникам территориальных органов Фонда утверждаются нормативными правовыми актами Фонда.
Так, согласно разделу 5 Временного порядка установления и выплаты должностных окладов, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячных надбавок к должностному окладу, премий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и иных выплат работникам - территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации», утвержденного приказом Фонда от 9 января 2023 г. № 13 (по тексту также - Временный порядок) материальная помощь выплачивается в размере одного должностного оклада 1 раз в год в августе работникам, отработавшим в текущем календарном году на 15 августа не менее 6 месяцев в соответствующем территориальном органе Фонда. Выплата материальной помощи является целевой и производится в текущем году. При увольнении работника выплаченная материальная помощь при расчете не удерживается, а также не выплачивается, если выплата на момент увольнения не произведена. Материальная помощь выплачивается работникам территориальных органов Фонда - в соответствии с приказом руководителя территориального органа Фонда.
Согласно разделу 6 Временного порядка, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска независимо от периода, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, выплачивается работникам территориальных органов Фонда один раз в год в размере двух должностных окладов при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. В заявлении работника о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указывается также просьба о предоставлении указанной выплаты, при этом ее размер не зависит от продолжительности предоставляемого ежегодного оплачиваемого отпуска. Единовременная выплата является целевой и производится в текущем году. В случае если работник не воспользовался своим правом на выплату в текущем году, то в последующем году работник не может воспользоваться правом за предыдущий период.
В настоящее время действует Порядок установления и выплаты должностных окладов, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячных надбавок к должностному окладу, премий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и иных выплат работникам территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (без учета работников обслуживающего персонала и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих) и Размеров и порядка выплат ежемесячных надбавок к окладу, ежемесячного денежного поощрения, премий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и иных выплат работникам обслуживающего персонала и работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, утвержденный Приказом СФР от 28 июня 2023 г. № 1225 (зарегистрировано в Минюсте России 3 августа 2023 г. № 74612) (по тексту также Порядок, утвержденный Приказом СФР от 28 июня 2023 г. № 1225).
В данном Порядке содержатся аналогичные Временному порядку положения в отношении выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (разделы IV, VI).
Таким образом, на основании статьи 16 Федерального закона от 14 июля 2022 г.№ 236-ФЗ с 1 января 2023 г. условия оплаты труда работников Фонда, материально-техническое обеспечение их деятельности установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 28 декабря 2022 г. № 2480.
При этом во исполнение пункта 5 Условий приказом Фонда от 9 января 2023 г. № 13 изначально был утвержден Временный порядок установления и выплаты в том числе спорных материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска работникам территориальных органов Фонда, а в последующем - приказом Фонда от 28 июня 2023 г. №1225 утвержден действующий в настоящее время Порядок.
В приложении № 3 к Приказу СФР от 28 июня 2023 г. № 1225 в перечне утративших силу нормативных правовых актов Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ приведено постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 145п «Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ», определяющее условия и порядок оплаты труда работников территориальных органов ПФР до момента его реорганизации с 1 января 2023 г. в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 19 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в установленной сфере деятельности, применяются в отношении Фонда в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Учитывая изложенное, применительно к приведенным нормам права в период с 1 января 2023 г. ранее действующее постановление Правления ПФР от 20 июня 2007 г. № 145п «Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ», на основании которого производилась оплата труда работников территориальных органов ПФР до 1 января 2023 г. и в преамбуле к которому указано, что при его принятии Правление руководствовалось в том числе Указами Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», от 30 декабря 2006 г. № 1490 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» могло применяться только в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Тем самым, с 1 января 2023 г. условия оплаты труда работников Фонда, материально-техническое обеспечение их деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, в силу пункта 6 Условий, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. № 2480, при формировании фонда оплаты труда работников территориальных органов Фонда предусматриваются средства, направляемые для выплаты: а) должностных окладов; б) ежемесячной надбавки к должностному окладу за высокую квалификацию; в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы; д) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; е) премий; ж) ежемесячного денежного поощрения; з) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Согласно пункту 7 Условий фонд оплаты труда работников территориальных органов Фонда формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 6 настоящего документа, а также за счет средств, направляемых для выплаты в том числе районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока - в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации или решениями органов государственной власти бывшего СССР (подпункт «а»).
Вместе с тем, в силу пункта 13 Условий финансирование расходов на выплаты работникам территориальных органов Фонда, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 9 и 10 настоящего документа, производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий финансовый год на оплату труда работников территориальных органов Фонда, финансируемых за счет средств Фонда и федерального бюджета.
Согласно информации, предоставленной Фондом пенсионного и социального страхования РФ, привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в 2023 году отделениям СФР выделение дополнительного финансирования на выплату районного коэффициента и процентной надбавки на единовременную выплату к отпуску и материальную помощь не производилось (т. 2 л.д. 66). Оснований не доверять указанным сведениям у суда первой инстанции не имелось, не имеется таких оснований и у суда апелляционной инстанции, поскольку таковые предоставлены уполномоченным представителем СФР.
При таких обстоятельствах, проанализировав приведенные выше нормы права, нормативные правовые акты СФР, регулирующие оплату труда работников, судебная коллегия, вопреки доводам апеллянта, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда работников, не являются оплатой труда, поскольку их выплата не связана с выполнением трудовых функций, являются целевыми, выплачиваются только по заявлению работника в текущем году на основании приказа руководителя территориального органа Фонда.
Кроме того судебная коллегия исходит также из того, что по материалам дела достоверно установлено, что в 2023 году отделениям СФР выделение дополнительного финансирования на выплату районного коэффициента и процентной надбавки на единовременную выплату к отпуску и материальную помощь не производилось. Вместе с тем, в силу пункта 13 Условий финансирование расходов на выплаты работникам территориальных органов Фонда спорных выплат производится только в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий финансовый год на оплату труда работников территориальных органов Фонда, финансируемых за счет средств Фонда и федерального бюджета, которые на эти цели не выделялись.
Ввиду изложенного несостоятельны, как основанные на ошибочном толковании норм материального права и опровергающиеся собранными по делу доказательствами, доводы апеллянта, в которых указывается о том, что спорные материальная помощь и единовременная выплата к отпуску являются оплатой труда, входят в систему оплату труда, являясь стимулирующими выплатами, в связи с чем подлежат выплате с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Соответственно, несостоятельны и доводы апеллянта о том, что при расчете отпускных неправомерно в среднем заработке не учтены спорные материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, в том числе с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, поскольку в силу приведенных норм права таковые не учитываются при расчете среднего заработка.
Ссылка апеллянта на выданную работодателем справку от _ _ */б/н об уплате страховых взносов со спорных выплат также не может свидетельствовать о том, что при установленных обстоятельствах в силу приведенных норм права на спорные выплаты подлежат начислению районный коэффициент и процентные надбавки.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы относительно необходимости установления истцу с _ _ надбавки за особые условия и специальный режим работы в размере 30 процентов от должностного оклада и о взыскании суммы недоплаченной надбавки за период с 1 января по _ _ судебная коллегия исходит из следующего.
Как уже указывалось выше, с _ _ ПФР и ФСС РФ реорганизованы в Фонд пенсионного и социального страхования РФ на основании Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ.
Согласно статье 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов (за исключением руководителей территориальных органов и главных бухгалтеров) со дня создания Фонда, территориальных органов Фонда продолжают осуществлять трудовую деятельность в Фонде, территориальных органах Фонда без испытательного срока и аттестации. За работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов, продолжающими осуществлять трудовую деятельность в Фонде, территориальных органах Фонда, сохраняются государственные гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 7).
Согласно пункту 3 Условий оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, включая порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. № 2480 (вступило в силу с 1 января 2023 г.) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы выплачивается в размерах согласно приложению № 4.
Приложением № 4 Условий указанная ежемесячная надбавка главному специалисту - эксперту предусмотрена в размере oт 20 до 30 процентов должностного оклада.
Вышеприведенным Временным порядком, утвержденным Приказом СФР от 9 января 2023 г. № 13, предусмотрено, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы устанавливается в процентах в зависимости от занимаемой должности в размерах согласно приложениям 4, 6 к условиям оплаты труда работников. Размер данной надбавки зависит от напряженности труда, работы в режиме ненормированного рабочего дня, важности и срочности выполняемых работ, инициативы работника при выполнении заданий (подпункт 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка).
При установлении надбавок, указанных в пункте 2.1 настоящего положения, принимается во внимание наличие у работника необходимых для выполнения работы по занимаемой должности образования, стажа работы и практического опыта, а также важность и сложность выполняемой работы (подпункт 2.1.3 пункта 2.1 раздела 2).
Аналогичные положения содержатся и в Порядке, утвержденном Приказом СФР от 28 июня 2023 г. № 1225 (раздел 2), которым предусмотрено, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы устанавливается в процентах в зависимости от занимаемой должности в размерах согласно приложениям № 4 и № 6 к условиям оплаты труда работников. Размер данной надбавки зависит от напряженности труда, работы в режиме ненормированного рабочего дня, важности и срочности выполняемых работ, инициативы работника при выполнении заданий (пункт 9).
При установлении надбавок, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, принимается во внимание наличие у работника необходимых для выполнения работы по занимаемой должности образования, стажа работы и практического опыта, а также важность и сложность выполняемой работы (пункт 10).
Конкретные размеры надбавок работникам отделений Фонда устанавливаются приказом отделения Фонда (пункт 13 Порядка).
Из материалов дела следует, что _ _ издан приказ *п «Об оплате труда», в соответствии с которым *** установлена надбавка за особые условия и специальный режим работы в размере 20 процентов должностного оклада.
Факт выплаты истцу с _ _ надбавки за особые условия и специальный режим работы в размере 20% от должностного оклада подтвержден материалами дела и не оспаривается истцом по доводам апелляционной жалобы.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, у судебной коллегии отсутствуют основания ставить под сомнение приказ *п от _ _ , поскольку он был издан в условиях действующего законодательства, уполномоченным лицом, указанный в нем размер надбавки за особые условия и специальный режим работы, установленный ***, соответствует выплачиваемой истцу указанной надбавки с _ _ , установление такой надбавки относится к компетенции ответчика и является его правом. Размер установленной истцу ежемесячной надбавки за особые условия и специальный режим работы соответствует Приложению 4 к Условиям оплаты труда работников Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений, о материально-техническом обеспечении их деятельности и порядке увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г.№ 2480,.
При этом судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для признания указанного приказа подложным доказательством и о недопустимости его в качестве доказательства по делу.
В силу статьи 186 ГПК РФ в случае заявления о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, суд может для проверки этого заявления назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства.
Как правильно указал суд первой инстанции, действительность приказа *п от _ _ подтверждается фактическими обстоятельствами по делу. Так, истцу на протяжении длительного периода времени, начиная с _ _ по настоящее время, выплачивается надбавка за особые условия и специальный режим работы в размере 20% должностного оклада, в размере, установленном приказом. Размер надбавки 20% должностного оклада установлен и выплачивается не только в отношении истца, но и других работников в должности ***.
Таким образом, доводы истца о фальсификации ответчиком вышеприведенного доказательства опровергаются материалами дела, основания для назначения экспертизы на предмет установления подложности данного доказательства в силу положений статьи 186 ГПК РФ отсутствовали у суда первой инстанции. Отсутствуют такие основания и у суда апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии в действиях работодателя признаков дискриминации при установлении истцу надбавки за особые условия и специальный режим работы в размере 20 процентов должностного оклада, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку надбавка в таком размере установлена и выплачивается не только в отношении истца, но и иных работников в должности главного специалиста – эксперта.
Как следует из объяснений допрошенной судом в качестве свидетеля *** ФИО в отделе работает 4 главных специалиста, в том числе истец, все сотрудники по аналогично занимаемой истцом должности имеют длительный стаж работы и у всех надбавка за особые условия и специальный режим работы составляет 20 процентов от должностного оклада (***). Изложенное опровергает доводы истца о допущенной в отношении нее дискриминации со стороны работодателя при установлении указанной надбавки в размере 20 процентов от должностного оклада.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апеллянта о том, что в нарушение требований статьи 74 ТК РФ ее неправомерно не ознакомили с установлением ей с _ _ надбавки за особые условия и специальный режим работы не в максимальном размере, принимая во внимание, что по ранее существующей системе оплаты труда таковая ей была установлена в максимальном размере – 90% от ранее установленного должностного оклада.
В силу части 8 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ предупреждение работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, работников их территориальных органов, обособленных подразделений о предстоящей реорганизации осуществляется путем ознакомления с организационно-распорядительными документами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации о реорганизации.
Сокращение численности или штата работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и обособленных подразделений в связи с реорганизацией Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов не допускается (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ).
Работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и обособленных подразделений вправе отказаться от продолжения работы в Фонде, территориальных органах Фонда и обособленных подразделениях Фонда. Трудовые отношения в этом случае прекращаются в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации (часть 10).
В силу статьи 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что _ _ Григорьева С.А. уведомлена, что в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 236 - ФЗ с _ _ создается Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и с указанной даты в трудовой договор будут внесены изменения в части, касающейся наименования работодателя, в связи с реорганизацией.
При этом _ _ между ОСФР по Мурманской области и Григорьевой С.А. заключено соглашение к трудовому договору от _ _ *, согласно которому с__ _ работник осуществляет работу в отделе взаимодействия со страхователями Управления персонифицированного учета по должности ***. Работнику устанавливается должностной оклад в размере ***, следующие надбавки: районный коэффициент к заработной плате в размере - 1,40; процентная надбавка к заработной плате за работу в районе Крайнего Севера -80%. Размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характеров, а также размеры иных поощрительных выплат (премий), устанавливаются нормативными правовыми актами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, содержащими оплату труда и нормы трудового права и приказами Отделения (***).
Таким образом, как правильно указано районным судом, истец выразила согласие на осуществление трудовой деятельности в соответствии с Условиями оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, включая порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 2480, заключив соглашение к трудовому договору от _ _ *.
Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что введение новой системы оплаты труда в соответствии с Условиями оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, включая порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 2480, не привело к снижению заработной платы, в 2023 году ежемесячная заработная плата главного специалиста-эксперта увеличилась на 26,7 тысяч рублей в месяц.
Так, за 9 месяцев 2023 истцу начислено 962 558,92 рублей, за аналогичный период 2022 года - 692 601,17 рублей. Увеличение оплаты труда за 9 месяцев по сравнению с прошлым годом составило 269 957,75 рублей.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности установить истцу с _ _ надбавку за особые условия и специальный режим работы в максимальном размере 30% от должностного оклада.
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение законность решения суда и не содержат указания на новые обстоятельства, которые не были исследованы судом, по существу основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, в связи с чем не могут являться основанием к отмене решения суда.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влияющих на законность принятого решения, поэтому оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
При таком положении, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, и оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 16 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорьевой С. А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи