Решение по делу № 2а-1789/2020 от 26.10.2020

Решение

именем Российской Федерации

3 декабря 2020 г. город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Бабиной А.В.

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1789/2020 по административному исковому по заявлению Моисеевой Ольги Владимировны к Администрации города Тулы о признании отказа незаконным, обязании предоставить в собственность земельный участок, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

установил:

    Моисеева О.В. обратилась в суд с административным иском, впоследствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Администрации города Тулы о признании отказа незаконным, обязании предоставить в собственность земельный участок, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что между её отцом ФИО3 (Покупатель) и МИЗО Тульской области (Продавец) предполагался к заключению договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен гараж с подвалом ()принадлежащий ФИО6 на праве собственности. При этом со стороны Покупателя указанный договор был подписан и возвращен Продавцу для подписания акта приема передачи со стороны последнего. В целях приобретения данного участка, было получено предварительное согласование на его предоставление, что подтверждается Распоряжением Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - МИЗО) от ДД.ММ.ГГГГ . Выкупая стоимость земельного участка, была перечислена Покупателем на расчетный счет МИЗО, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ. её отец умер, что подтверждается свидетельством о смерти. При этом, она является единственной наследницей умершего, ввиду чего, за ней, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. было зарегистрировано право собственности на гараж (К). ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в МИЗО с целью разъяснения порядка предоставления земельного участка в собственность в рассматриваемой ситуации. При этом указала, что, в случае наличия возможности - просит переоформить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером указав Покупателем - её, как наследника нежилого здания, а в случае невозможности переоформления договора купли-продажи - просила сообщить ей о данном факте. На указанное обращение поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ. , согласно которому было сообщено, что у министерства отсутствуют правовые основания для внесения изменений в договор купли продажи. Кроме того ей было сообщено, что согласно Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» с 01.01.2020г. полномочия по распоряжению земельными участками предназначенными для хранения автотранспортных средств, переданы в администрацию города Тулы. В связи с указанным обстоятельством ей было разъяснено право обратиться в администрацию города Тулы о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в администрацию города Тулы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером Указанное заявление было принято к рассмотрению, но в течение 4 месяцев решение о предоставлении (отказе в предоставлении) принято не было. Административный ответчик ссылался на направление запросов в иные органы и службы, а в адрес ФИО1 приходили промежуточные ответы, направляемые на взгляд административного истца, только с целью -втягивания процесса рассмотрения поданного заявления. Согласно решению, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ. к/1 во внесении изменений в договор купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. было отказано со ссылкой на то, что ранее договор купли продажи указанного земельного участка был заключен в наследодателем, и указанный договор был сторонами исполнен. Просит суд признать отказ Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 27+/-2 м2, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК , гараж , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, в собственность незаконным. Обязать Администрацию города Тулы предоставить в собственность ФИО1 земельный участок с кадастровым номером , площадью 27 +/-м2, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта. Обязать Администрацию города Тулы заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 27 +1/2 м2, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, с Моисеевой Ольгой Владимировной.

     В судебное заседание административный истец Моисеева О.В. не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении не возражал против рассмотрения дела в ее отсутствие, требования поддержала в полном объеме.

    В судебное заседание представитель административного истца Моисеевой О.В. по устному заявлению в порядке ст. 57 КАС РФ ФИО8 не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие, требования поддержал в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации г. Тула по доверенности ФИО4 не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что договор ФИО3 и министерством имущественных и земельных отношений Тульской области был заключен ДД.ММ.ГГГГ и исполнен, но ввиду смерти ФИО6 право собственности не было зарегистрировано в связи с чем административному истцу необходимо обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства, поскольку имеется спор о праве.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО5 не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных пояснениях на административный иск просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, указав, что в рассматриваемом случае усматриваются основания для признания права собственности в порядке наследования ФИО1

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Реализуя положения ст. 46 Конституции РФ, часть 1 ст. 4 КАС РФ гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство исходит из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения со стороны административного ответчика.

Согласно ч. 9 с. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

    1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

    в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

    4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 10 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно положениям ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно письму Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 года N 7-ВС-7105/15 критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец Моисеева О.В. обратилась в администрацию г. Тула с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации гаража с подвалом с к, площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, гараж .

Решением Администрации г. Тула, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Моисеевой О.В. было отказано со ссылкой на то, что ранее договор купли-продажи указанного земельного участка был заключен с наследодателем, и указанный договор был сторонами исполнен.

Проверяя законность действий администрация г. Тула по отказу во внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации гаража с подвалом с к, площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, гараж .

ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи земельного участка между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области (продавец) и ФИО3 (покупатель), по условиям которого продавец на основании ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ передает в собственность покупателя из земель населенного пункта <адрес> земельный участок с кадастровым номером – , расположенный по адресу – РФ, <адрес> гараж , площадью 27 кв.м., разрешенное использование – обслуживание автотранспорта, а покупатель принимает земельный участок и уплачивает денежную сумму в размере 2 774 руб. 19 коп.

Пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что покупатель производит оплату земельного участка не позднее 30 дней со дня подписания настоящего договора путем перечисления 2 774, 19 руб. на расчетный счет продавца.

Согласно п.3.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ продавец передает, а покупатель принимает земельный участок по акт приема-передачи не позднее 40 дней со дня подписания настоящего договора при условии исполнения покупателем обязательств, определенных ст.2 договора.

Земельный участок считается переданным продавцом и принятым покупателем с момента подписания сторонами акта приема-передачи (п.3.2 договора).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на расчетный счет продавца – министерства имущественных и земельных отношений была перечислена сумма в размере 2 774 руб. 19 коп., ФИО3 был подписан Акт приема-передачи, сто подтверждается чек-ордером Тульского отделения филиал , актом приема – передачи и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер, что подтверждается свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Моисеева О.В. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений с целью разъяснения порядка предоставления земельного участка в собственность и и просила при наличии возможности переоформить договор купли-продажи земельного участка с к на нее, как наследника нежилого здания.

На данное обращение ДД.ММ.ГГГГ Министерством был дан ответ об отсутствии правовых основания для внесения изменений в договор купли-продажи, и сообщено, что Законом Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования г. Тула и органами государственной власти Тульской области» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по распоряжению земельными участками предназначенными для хранения автотранспортных средств, переданы в администрацию г. Тула.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ст. 4 Закона Тульской области от 28.112019 № 118 – ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» органу исполнительной власти Тульской области, осуществляющему предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в срок до 1 января 2020 года передать органам местного самоуправления муниципального образования город Тула следующие документы в связи с перераспределением в соответствии с пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона полномочий: 1) договоры аренды земельных участков, предназначенных для размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, реестры заключенных договоров и иные имеющиеся документы, в том числе в электронном виде; 2) договоры аренды земельных участков, предназначенных для хранения автотранспортных средств, включая договоры аренды земельных участков, предоставленных потребительским кооперативам для строительства (проектирования), эксплуатации гаражей, а также для эксплуатации мест общего пользования указанных кооперативов, реестры заключенных договоров и иные имеющиеся документы, в том числе в электронном виде; 3) заявления (с приложенными к ним документами) граждан и (или) юридических лиц в отношении земель или земельных участков, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, решения по которым не приняты органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, по состоянию на 31 декабря 2019 года.

Таким образом, как следует из приведенной выше нормы Закона Тульской области от 28.11.2019 № 118-ЗТО, полномочия по распоряжению земельными участками, предназначенными для хранения автотранспортных средств, осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования город Тула, то есть Администрация г. Тула.

Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.

Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - для обслуживания автотранспорта. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером – , расположенный по адресу – РФ, <адрес>, гараж , площадью 27 кв.м., разрешенное использование – обслуживание автотранспорта, был приобретен ФИО3 у Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, и он полностью уплатил за него денежную сумму в размере 2 774 руб. 19 коп., а также подписал акт приема-передачи земельного участка.

При таких обстоятельствах, договор был сторонами исполнен, имущество передано от продавца к покупателю. До настоящего времени правомерность заключения договора никем не оспорена. Взаимные обязательства, вытекающие из договора купли-продажи земельного участка, стороны договора исполнили надлежащим образом.

Доказательств обратного, суду не представлено, в материалах дела таковые отсутствуют.

Сам по себе факт, что договор купли-продажи не был зарегистрирован в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи со смертью ФИО6, не свидетельствует о том, что договор не заключен. Действующим законодательством не предусмотрен срок, в течение которого стороны договора должны обратиться в орган государственной регистрации права на недвижимое имущества и сделок с ним за государственной регистрацией договора и перехода права собственности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у Администрации г. Тула имелись законные основания для отказа истцу во внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска о признании отказа Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером , площадью 27+/-2 м2, расположенного по адресу: <адрес>, гараж , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, в собственность незаконным и обязании Администрации г.Тула предоставить в собственность Моисеевой О.В. спорный земельный участок и заключить договор купли-продажи земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Моисеевой Ольги Владимировны к Администрации города Тулы о признании отказа незаконным, обязании предоставить в собственность земельный участок, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено 7 декабря 2020 г.

Председательствующий                    /подпись/                                  А.В. Бабина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-1789/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Моисеева Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация г. Тулы
Другие
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Моисеев Павел Игоревич
Суд
Зареченский районный суд г. Тула
Судья
Бабина А.В.
Дело на сайте суда
zarechensky.tula.sudrf.ru
26.10.2020Регистрация административного искового заявления
26.10.2020Передача материалов судье
27.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Судебное заседание
03.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее