Дело № 5- 327\2019
Полный текст изготовлен
04.09.2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 сентября 2019 года г. Мурманск, пр. Ленина, 54
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Макарова И.С., рассмотрев административный материал в отношении
Индивидуального предпринимателя Бергева В.В., <адрес>
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Пограничным управлением ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен материал об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Бергева В.В.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ИП Бергева В.В. в нарушение ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 15 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пунктов 14.3, 14.5.5, 16.1, 76 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 осуществил рыболовство ценных видов водных биоресурсов в части приемки и хранения в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых запрещена; имел в местах добычи части водных биологических ресурсов, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена; приобрел право собственности на продукцию из водных биологических ресурсов, не в соответствии с гражданским законодательством.
Допущенные ИП Бергевым В.В. нарушения влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебное заседание ИП Бергева В.В. не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник Пирогов Д.П. суду пояснил, что дознавателю было сообщено, что указанные помещения на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года были переданы во временное распоряжение и пользование Донченко А.В. под склад. Копия договора аренды имеется в материалах дела.
В ходе проведения административного расследования представителем административного органа действительность и законность договора аренды с Донченко А.В. в законном порядке не оспорена. Мнение о его фиктивности бездоказательно.
Представителем административного органа не установлены и не доказаны факты осуществления ИП Бергева В.В. приемки, хранения и изготовления продукции, выработанной из незаконно добытого водного биологического ресурса, не в целях личного потребления, а в связи с фактическим осуществлением рыболовства как предпринимательской деятельности рыболовства по смыслу пунктов 9, 10, 10.1 и 16 части 1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в их взаимосвязи. Не установлены факты участия ИП Бергева В.В. в организации цеха по переработке краба, приобретение им оборудования, а также факты приема на работу работников для его переработки. Мнение о причастности ИП Бергева В.В. к незаконной деятельности бездоказательно.
Полученные в ходе административного расследования доказательства, а именно свидетельские показания других арендаторов, свидетельствуют о невиновности ИП Бергева В.В. и являются допустимыми и относимыми доказательствами по делу в порядке статьи 26.2 КоАП.
Задержанный на месте совершения правонарушения в момент переработки краба камчатского Загоровский В.Г. дал показания о невиновности ИП Бергева В.В. и его непричастности к организации переработки краба. Кроме того, Загоровский В.Г. указал на организатора цеха по переработке краба. Назвал его имя и сообщил приметы автомобиля. Однако указанные факты не проверены.
Представитель административного органа Архипов А.С. суду пояснили, что вина ИП Бергева В.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена и подтверждается представленными материалами административного дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В силу части 1 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства.
В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 30 октября 2014 года № 414.
Согласно пункту 14.3 Правил рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков) в рабочем состоянии, пригодном для осуществления рыболовства, орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.
Запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, на рыбопромысловых участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыбопромысловых участков), орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена или их части (п. 14.5.5 Правил рыболовства).
Согласно пункту 16.1 Правил рыболовства запрещается в течение года добыча (вылов) краба камчатского в территориальном море Российской Федерации и внутренних морских водах Российской Федерации, а также на участке континентального шельфа Российской Федерации, ограниченного с севера широтой 68°40' с.ш., с юга, запада и востока - внешней границей территориального моря Российской Федерации.
Пунктом 76 Правил рыболовства установлено, что при осуществлении любительского рыболовства запрещается добыча (вылов) без путевок краба камчатского.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Мурманской области проведен осмотр принадлежащего ИП Бергева В.В. складского помещения, находящегося по адресу: <адрес>.
В ходе проведения осмотра помещения обнаружено место обработки конечностей камчатского краба, место производства продукции (термическая обработка) и места хранения готовой продукции (холодильные камеры).
Всего в производственном помещении данного склада, в холодильной камере готовой продукции, в помещении по переработке водных биоресурсов обнаружено и изъято 44 картонные коробки белого цвета с варено- мороженными конечностями камчатского краба общим весом 813, 54 кг, 13 полипропиленовых мешков белого цвета с конечностями камчатского краба в сырце, общим весом 385,86 кг, 18 картонных коробок белого цвета с конечностями камчатского краба в сырце общим весом 313,1 кг.
Документов, подтверждающих законность нахождения у ИП Бергева В.В. продукции, изготовленной из краба камчатского, последним не представлено.
Вид водного биологического ресурса (краб камчатский) определен экспертом-ихтиологом Кучерявенко А.А., что отражено в заключение от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выводам эксперта для получения продукции, изготовленной из краба камчатского, потребовалось 2348, 28 кг нетто краба камчатского в сырце, что составляет 588 экземпляров краба камчатского.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования, и составления ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом в отношении ИП Бергева В.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Составляя протокол об административном правонарушении в отношении ИП Бергева В.В. за нарушение Правил рыболовства административный орган исходил из того, что при проведении административного расследования не нашел своего подтверждения факт сдачи ИП Бергева В.В. в аренду помещения № № по адресу: <адрес>, где был обнаружен камчатский краб иным лицам, равно как и факт пользования, указанным помещением кем-то другим кроме ИП Бергева В.В.
Административный орган пришел к выводу, что индивидуальный предприниматель Бергева В.В., ДД.ММ.ГГГГ с использованием принадлежащего ему на праве собственности помещения по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н, 9-ый км автодороги п. Мурмаши, здание № 2 (пристройка), осуществлял хранение, изготовление продукции (конечности краба камчатского), выработанной из незаконного добытого водного биологического ресурса - краба камчатского, имел водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, чем допустил нарушение части 3 статьи 10, части 1 статьи 15 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пунктов 14.3, 14.5.5, 16.1. 76 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414, а именно: осуществил рыболовство ценных видов водных биоресурсов в части приемки и хранения в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых запрещена; имел в местах добычи части водных биологических ресурсов, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена; приобрел право собственности на продукцию из водных биологических ресурсов, не в соответствии с гражданским законодательством.
Между тем с данным выводом согласиться нельзя.
В силу пунктов 9, 16 части 1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.
Промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов (п. 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ).
Прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим Федеральным законом, и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты Российской Федерации, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 10.1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ граждане, и юридические лица могут осуществлять промышленное рыболовство, прибрежное рыболовство, любительское и спортивное рыболовство.
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации; сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Статьей 10 и частью 1 статьи 15 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ установлено, что водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.
В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования может устанавливаться запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (п. 1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ).
Таким образом, административным органом не принято во внимание, что действия ИП Бергева В.В. могли расцениваться как рыболовство по смыслу пунктов 9, 10, 10.1, 16 части 1 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ в их взаимосвязи, в случае установления факта приемки, хранения или изготовления продукции (конечности краба камчатского), выработанной из незаконного добытого водного биологического ресурса - краба камчатского, не в целях его личного потребления, а связи с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности.
Вместе с тем таких доказательств представленные материала дела не содержат.
Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Индивидуального предпринимателя Бергева Валерия Валерьяновича, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья И.С. Макарова