Судья: Каверина О.В. Дело № 33а-14520/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Фенко Е.А.,
при секретаре Фрейдине В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 апреля 2019 года апелляционную жалобу Мартыновой И.М. на решение Красногорского городского суда Московской области от 07 мая 2018 года по делу по административному исковому заявлению Мартыновой И. М. к Министерству строительного комплекса Московской области, ГУ Госстройнадзора Московской области о признании незаконным решения от 22.09.2017 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Мартыновой И.М. – Сидоренко Д.А.,
установила:
Мартынова И.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований - л.д. 29-35) к Министерству строительного комплекса Московской области, ГУ Госстройнадзора Московской области о признании незаконным решения от <данные изъяты> об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; просила суд обязать уполномоченный орган повторно рассмотреть ее заявление о включении в вышеупомянутый реестр.
Свои требования мотивировала тем, что <данные изъяты> заключила с ООО «УК «РУССКАЯ УСАДЬБА» предварительный договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, по условиям которого общество обязалось построить многоквартирный жилой дом по адресу: <данные изъяты>. В оплату своих обязательств по договору она перечислила денежные средства ООО «Финанс Групп». До настоящего времени дом не построен, квартира ей не передана. <данные изъяты> она обратилась в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, однако <данные изъяты> ей было отказано во включении в данный реестр со ссылкой, что она не соответствует критериям, предусмотренным приказом Минстроя России от <данные изъяты> <данные изъяты>.
По утверждению Мартыновой И.М., оспариваемое решение является незаконным, нарушает ее права и интересы.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 07 мая 2018 года требования Мартыновой И.М. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Мартынова И.М. просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное истолкование норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
В силу части 2 статьи 23 Закона государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (часть 7 статьи 23 Закона).
Применительно к Московской области по состоянию на сентябрь 2017 года таким контролирующим органом являлось Министерство строительного комплекса Московской области.
Мартынова И.М. 13.09.2017 обратилась в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением Комиссии Министерства строительного комплекса Московской области по признанию пострадавшими и включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, от 22.09.2017 Мартыновой И.М. отказано во включении в данный реестр со ссылкой на несоответствие ее критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пп. 1 п. 10 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>/пр), о чем <данные изъяты> в адрес заявителя направлено соответствующее уведомление (л.д. 10).
В соответствии с пунктом 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>/пр (приложение <данные изъяты> к приказу), к вышеупомянутым критериям относятся:
1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;
8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.
Все критерии, позволяющие отнести граждан к числу пострадавших дольщиков (приложение <данные изъяты> к Приказу от <данные изъяты> <данные изъяты>/пр), так или иначе связаны с привлечением денежных средств гражданина для строительства многоквартирного жилого дома в целях приобретения им прав на конкретное жилое помещение по результатам завершения строительства дома на определенном земельном участке.
Ни один из представленных Мартыновой И.М. в Минстройкомплекса Московской области документов не подтверждал факт привлечения ее денежных средств для строительства многоквартирного дома, влекущего по окончании строительства возникновение права собственности на жилое помещение в данном многоквартирном доме.
Наоборот, представленные документы свидетельствуют, что предметом заключенного 14.02.2012 между Мартыновой И.М. и ООО «УК «РУССКАЯ УСАДЬБА» предварительного договора участия в долевом строительстве жилого помещения (квартиры) являлось не участие административного истца в строительстве многоквартирного дома, а заключение в будущем договора участия в долевом строительстве жилого помещения (л.д. 11-19); при этом стороны согласовали (пункт 7.2 Договора), что все расчеты будут производиться только на основании заключаемого основного договора.
Предметом спора не является, что основной договор между Мартыновой И.М. и ООО «УК «РУССКАЯ УСАДЬБА» заключен не был, земельный участок для строительства дома не выделялся, разрешение на строительство не получалось.
Договор денежного займа с процентами, заключенный между Мартыновой И.М. и ООО «Финанс Групп» <данные изъяты>, не свидетельствует, что денежные средства, предоставленные Мартыновой И.М. обществу под <данные изъяты> годовых, пошли на строительство какого-либо многоквартирного дома. Кроме того, по соглашению сторон договор займа был расторгнут <данные изъяты>; решением суда от <данные изъяты> сумма займа и проценты за пользование чужими денежными средствами взысканы в пользу Мартыновой И.М. с ООО «Финанс Групп» (л.д. 19а).
Представленная в материалы дела копия приговора Останкинского районного суда г. Москвы от <данные изъяты> по уголовному делу <данные изъяты> свидетельствует, что денежные средства, переданные Мартыновой И.М. ООО «Финанс Групп» по договору займа, не только не были направлены на строительство какого-либо многоквартирного дома, но и изначально не планировались к использованию в инвестиционной деятельности лицами, их получившими.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>/пр, заявитель не подлежит включению в реестр при несоответствии заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого решения об отказе во включении Мартыновой И.М. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы административного истца не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, иное толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 07 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартыновой И.М. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи