Решение по делу № 2-418/2021 от 12.08.2021

                                                                                        Дело № 2-418/2021

УИД 74RS0033-01-2021-000596-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз                                                                  06 сентября 2021 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Наггайбакского района Могутновой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по выполнению работ по обустройству площадок твердых коммунальных отходов,

установил:

прокурор Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по выполнению работ по обустройству площадок твердых коммунальных отходов на территории Остроленского сельского поселения, расположенные в п. Остроленский по следующим адресам: ул. Васильева, д. 1, д. 12, д. 20, д. 41, д. 65, д. 91; ул. Байкина, д. 3, д. 43, д. 69, д. 89; ул. Ленина, д. 7, д. 43, д. 63, д. 85; ул. Бикбова, д. 65, д. 10, д. 8, д. 34; ул. Береговая, д. 12; ул. Садовая, д. 11; в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

В основание иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологический требований, в ходе которой выявлено, что в п. Остроленский места для сборов твердых бытовых отходов не огорожены, специальные контейнерные площадки с бетонным или асфальтированным (водонепроницаемым) покрытием не оборудованы, чем создается опасность для жизни и здоровья населения, нарушается их право на благоприятную среду обитания, угроза причинения вреда окружающей среде.

В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчиков администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав и оценив представленные материалы дела, в их совокупности, приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления по охране окружающей среды также предполагает сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Поэтому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов (п.1). Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2).

В силу п. 18 ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п. 14 ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Полномочия администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области в области обращения с отходами потребления и производства также закреплены их Уставами.

Судом установлено, что прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований по обращению с твердыми бытовыми отходами в п. Остроленский Нагайбакского района Челябинской области. По итогам проверки выявлено отсутствие в п. Остроленский по следующим адресам: ул. Васильева, д. 1, д. 12, д. 20, д. 41, д. 65, д. 91; ул. Байкина, д. 3, д. 43, д. 69, д. 89; ул. Ленина, д. 7, д. 43, д. 63, д. 85; ул. Бикбова, д. 65, д. 10, д. 8, д. 34; ул. Береговая, д. 12; ул. Садовая, д. 11; контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениям. Данные нарушения подтверждены сообщением администрации Остроленского сельского поселения по результатам рассмотрения представления прокурора.

Соглашением, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Нагайбакского муниципального района и администрацией Остроленского сельского поселения, полномочия муниципального района в части участия в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории поселения переданы администрации поселения, с предоставлением финансовых средств в размере 50000 рублей.

Доказательств тому, что ответчиками выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований устранены, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вследствие бездействия администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области по исполнению своих обязанностей по организации сбора бытовых отходов и мусора безопасным для здоровья населения и окружающей среды способом путем их накопления на специально оборудованных контейнерных площадках, создается реальная угроза причинения вреда здоровью жителей поселения, негативного воздействия на природную среду, загрязнения прилегающих территорий жилых домов, чем нарушаются права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Исковые требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей п. Остроленский Нагайбакского района Челябинской области на благоприятную окружающую среду.

Сама по себя передача администрацией Нагайбакского муниципального района своих полномочий в части организации накопления и сбора бытовых отходов администрации поселения с незначительным финансированием не освобождает их от обязанности по реализации возложенных законом полномочий в указанной сфере общественных отношений. К тому же в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета, вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому отсутствие в бюджетах ответчиков денежных средств на организацию накопления и сбора бытовых отходов безопасным для здоровья населения и окружающей среды способом, не освобождает от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

С учетом характера нарушений санитарно-эпидемиологических требований и общественной значимости регулируемых общественных отношений, суд считает, что предложенный прокурором срок устранения нарушений является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

возложить на администрацию Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: выполнить работы по обустройству мест (площадок) твердых коммунальных отходов на территории Остроленского сельского поселения, расположенных в п. Остроленский по следующим адресам: ул. Васильева, д. 1, д. 12, д. 20, д. 41, д. 65, д. 91; ул. Байкина, д. 3, д. 43, д. 69, д. 89; ул. Ленина, д. 7, д. 43, д. 63, д. 85; ул. Бикбова, д. 65, д. 10, д. 8, д. 34; ул. Береговая, д. 12; ул. Садовая, д. 11; в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий:

         Мотивированное решение составлено 06 сентября 2021 года.

2-418/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Нагайбакского района
Ответчики
администрация Остроленского сельского поселения
Администрация Нагайбакского муниципального района
Суд
Нагайбакский районный суд Челябинской области
Судья
Корсакова Татьяна Григорьевна
Дело на странице суда
nagaib.chel.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
06.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2021Дело оформлено
11.10.2021Дело передано в архив
06.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее