ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 2-4165/2023 (№33-21142/2023)
г. Уфа 14 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д.,
судей Алексеенко О.В.,
Низамовой А.Р.,
при секретаре Каскиновой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бадретдиновой Рашиды Мухаяровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о включении периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости досрочно,
по апелляционной жалобе Бадретдиновой Рашиды Мухаяровны на решение Калининского районного суда г.Уфы от 30 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
Бадретдинова Р.М. обратилась в суд с иском Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее также пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
В обоснование предъявленных требований Бадретдинова Р.М. указала, что 19 августа 2021 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 10 ноября 2021 г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия 30 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности и городах. Пенсионным органом определен стаж лечебной деятельности 28 лет 2 месяца. Полагает, что пенсионным органом необоснованно не включен в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы в Архангельском леспромхозе объединения «Башлеспром» в должности медсестры медицинского участка с 30 августа 1990 г. по 18 ноября 1992 г. со ссылкой на то, что учреждение не соответствует списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии.
Просила обязать ответчика в включить в специальный стаж Бадретдиновой Р.М., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период работы с 30 августа 1990 г. по 18 ноября 1992 г. (2 г. 2. мес. 19 дней) в Архангельском леспромхозе объединения «Башлеспром» в должности медсестры медицинского участка и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19 августа 2021 г.
Решением Калининского районного суда г.Уфы от 30 июня 2023 г. в удовлетворении исковых требований Бадретдиновой Р.М. отказать.
Не согласившись с решением суда, Бадретдиновой Р.М. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В целом доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную им в исковом заявлении и поддержанную при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 19 августа 2021 г. Бадретдинова Р.М., дата, обратилась в ГУ – ОПФ РФ по РБ с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ - ОПФ РФ по РБ от 10 ноября 2021 г. Бадретдиновой Р.М. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Из приведенного решения пенсионного органа следует, что в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионным органом не был засчитан период работы в Архангельском леспромхозе объединения «Башлеспром» в должности медсестры медицинского участка с 30 августа 1990 г. по 18 ноября 1992 г. (2 г. 2. мес. 19 дней) со ссылкой на то, что учреждение не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
По представленным документам пенсионным органом определено наличие у заявителя стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на 19 августа 2021 г. – 28 лет 2 месяца. Условия назначения пенсии, отсутствующие у заявителя: отсутствует требуемый стаж 30 летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Будучи не согласной с приведенным выше решением пенсионного органа и полагая, что период работы в Архангельском леспромхозе объединения «Башлеспром» в должности медсестры медицинского участка с 30 августа 1990 г. по 18 ноября 1992 г. подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Бадретдинова Р.М. обратилась в суд с иском к ГУ – ОПФ РФ по РБ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Бадретдиновой Р.М. о включении в специальный стаж оспариваемого периода ее работы в Архангельском леспромхозе объединения «Башлеспром» в должности медсестры медицинского участка с 30 августа 1990 г. по 18 ноября 1992 г., суд первой инстанции исходил из того, что наименование учреждения не предусмотрено Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бадретдинова Р.М. с 30 августа 1990 г. по 18 ноября 1992 г. работала в Архангельском леспромхозе объединения «Башлеспром» в должности медсестры медицинского участка.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в подпункте "н" пункта 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 ноября 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4, 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
При изложенных обстоятельствах, поскольку с 1 января 1992 г. было введено в действие постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", то основания для удовлетворения требований Бадретдиновой Р.М. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы с 30 августа 1990 г. по 18 ноября 1992 г. работала в Архангельском леспромхозе объединения «Башлеспром» в должности медсестры медицинского участка, отсутствуют.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. поименованы медицинские сестры учреждений здравоохранения.
В силу абзаца 5 пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном названными Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Таким образом, периоды работы могут быть включены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в случае осуществления трудовой деятельности в данные периоды в учреждениях здравоохранения и должностях, предусмотренных Списками и Правилами, действующими в период выполнения данных работ или ныне действующим Списком и Правилами.
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о медицинских частях, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. В связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы.
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции не установил наличия условий для включения спорного периода в стаж работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Устанавливая в Федеральном законе от 28декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-О).
При таком положении, поскольку истец осуществляла в спорный период трудовую деятельность в учреждениях, не относящихся к учреждениям системы здравоохранения, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, то оснований для включения периода работы истца с 30 августа 1990 г. по 18 ноября 1992 г. в Архангельском леспромхозе объединения «Башлеспром» в должности медсестры медицинского участка, у суда не имелось.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г.Уфы от 30 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бадретдиновой Рашиды Мухаяровны без удовлетворения.
Председательствующий Г.Д.Вахитова
Судьи О.В.Алексеенко
А.Р.Низамова
мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 ноября 2023 г.
Справка:
судья Тимербаев Р.А.