РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 19 мая 2015 года Дело № 2-3730/2015
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Никитиной Ю.А.,
с участием представителя ответчика Жукова В.Ф.,
при секретаре Костоломовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3730/2015 по иску Костина С.В., Костина М.С. в лице законного представителя Костина С.В. к Тюменской городской Думе о признании права владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Костин С.В., Костин М.С. в лице законного представителя Костина С.В. обратились с иском к Тюменской городской Думе о признании на ними права владения, пользования и распоряжения муниципальным имущество г. Тюмени для самостоятельного решения вопросов местного значения, мотивируя свое требованием тем, что в их владении находится имущество – бюджет местного муниципального образования города Тюмени совместно с другими гражданами. Указанное имущество перешло в ее владение ДД.ММ.ГГГГ на основании Конституции РФ, которая является общественным договором. Имущество из совместного владения никогда не выбывало, так как она владеет имуществом как его собственник. Тем не менее, возник спор о праве распоряжаться данным совместным имуществом. Они владеют указанным имуществом совместно с другими гражданами на основании статьи 130 Конституции РФ, а также землей и природными ресурсами совместно с другими гражданами на основании статьи 9 Конституции РФ. Кроме того, она является налогоплательщиком – это то, из чего складывается местный бюджет, который является совместным имуществом. В течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к ним не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось. Поскольку они владеют имуществом длительное время (участвовали в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу), считают, что приобрели право собственности и в силу приобретательной давности. Кроме того, своего права на совместное имущество владеть, пользоваться и распоряжаться они не передавали.
Истцы Костин С.В., Костин М.С., в лице законного представителя Костина С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Жуков В.Ф., в судебном заседании с иском не согласился, просил в иске отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения представителя ответчика Жукова В.Ф., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Костин С.В. является отцом Костина М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11).
Костин С.В. обратился в Тюменскую городскую Думу с заявлением об утверждении бюджетной сметы на 2015 год в размере <данные изъяты>, но ему было отказано (л.д.12-13).
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджетом признается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Формирование и утверждение бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, Уставом города Тюмени, Положением о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 697, при этом утверждение бюджета в отношении конкретных граждан действующим бюджетным законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст.ст. 3, 12, 130 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статье 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Местное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 214 ГК РФ, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (ст. 209 ГК РФ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (ст. 8 Конституции РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ч.1 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления население, которое осуществляет решение вопросов местного значения либо самостоятельно, путем проведения выборов, референдумов и иных форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, либо через выборные органы и иные органы местного самоуправления.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст. 32 Конституции РФ).
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами (ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).
Исходя из положений статьи 55 Конституции РФ, право населения на осуществление местного самоуправления может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, из указанного следует, что население осуществляет местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и референдумах, обращаясь в органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями, исполняя обязанности по замещаемым должностям муниципальной службы, а также в иных формах прямого волеизъявления.
Право гражданина на личное участие в осуществлении местного самоуправления предусмотрено также статьей 33 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации. Под иными формами участия в осуществлении местного самоуправления, не противоречащими Конституции РФ, предусмотрено право граждан, закрепленное статьей 31 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Таким образом, поскольку средства муниципального бюджета отнесены законодателем к муниципальной собственности, при этом указанные средства не могут использоваться для целей, не связанных с бюджетными целями и с публичными интересами городских и сельских поселений, в том числе для передачи их отдельным гражданам в личную собственность, а также учитывая, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что права истца на осуществление местного самоуправления были нарушены ответчиком, а также принимая во внимание, что образование общей совместной собственности граждан и муниципальных образований действующим законодательством не предусмотрено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Костина С.В., Костина М.С. в лице законного представителя Костина С.В. к Тюменской городской Думе о признании права владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2015 года.
Председательствующий (подпись) Ю.А.Никитина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>