Дело № 12-2/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
12 февраля 2018 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Тощевой Н.Ф.,
с участием защитниковАО «Дальтрансуголь» Лысакова В.В., действующего на основании доверенности 27АА 0970665 от 12.12.2017 г. и Усковой А.С., действующей на основании доверенности 27 АА 0970667 от 20.12.2017 г.,
главного специалиста-эксперта отдела по надзору на море по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления РосприроднадзораШкарбуль В.Г., действующего на основании доверенности от 09.01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ванинского районного суда Хабаровского края по адресу п. Ванино Хабаровского края, ул. Железнодорожная 41,
жалобу защитника АО «Дальтрансуголь» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Плахтий А.Ю. № 08-79/2017 от 15.11.2017 года о привлечении юридического лица акционерное общество «Дальтрансуголь» к административной ответственности по ст. 8.45 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управленияФедеральной службы по надзору в сфере природопользования Плахтий А.Ю. № 08-79/2017 от 15.11.2017г. юридическое лицо АО «Дальтрансуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.45 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Как следует из указанного постановления, 25.10.2017 г. в ходе плановой выездной проверки установлено, что на пирсе № 4, арендатором которого на основании договора № 373/ДО/2016 от 24.05.2016 г. является АО «Дальтрануголь», отсоветуют сооружения для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дренажных, талых, дождевых, поливомоечных) в приемники из водонепроницаемых материалов, для дальнейшей очистки, чем нарушило ч.2 ст.55, ч.1, 6 ст.60, ч.16 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Санитарные правила для морских и речных портов СССР, утвержденные заместителем главного государственного санитарного врача СССР от 02.07.1989 г. № 4962-89, п. 1.2. РД 31.3.05-97, утвержденных Минтрансом РФ от 21.05.1997 г.
В жалобе на указанное постановление защитник АО «Дальтрансуголь» указала, что отсутствует вина и состав вмененного обществу административного правонарушения. Общество не является субъектом данного правонарушения, т.к. согласно договора аренды является арендатором пирса исключительного для целей отстоя маломерных судов. Пирс № 4 является имуществом ФГУП «Росморпорт». С 1999 года сооружение пирса № 4 признано негодным к эксплуатации. Обществом был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту пирса № 4, срок окончания которого предусмотрен не позднее 01.05.2018 г. Просит постановление отменить.
В судебном заседании защитники юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, АО «Дальтрансуголь» Лысаков В.В. и Ускова А.С.доводы жалобы поддержал по изложенным обстоятельствам и просили ее удовлетворить.
Главный специалист-эксперта отдела по надзору на море по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления РосприроднадзораШкарбуль В.Г., с доводами жалобы не согласился, просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав защитников и должностное лицо, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (далее ВК РФ) водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (п. 14). Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4). Сточными водами являются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (п. 19).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 ВК РФ, моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие) относятся к поверхностным водным объектам и, в силу статьи 8 данного Кодекса, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В соответствии с ч. 2 ст. 55 ВК РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2, 8 ст. 65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) в том числе морей и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В соответствии с ч. 16 ст. 65 ВК РФ, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Под указанными сооружениями понимаются в том числе сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Санитарными правилами для морских и речных портов СССР, утвержденных главным санитарным врачом СССР от 02.06.1989 № 4962-89 (далее Санитарные правила) была возложена ответственность за выполнение требований данных Санитарных правил, в том числе, на ведомства, эксплуатирующие порты, пристани и производственные перегрузочные комплексы (ППК) (п. 1.2.1)
Данными Санитарными правилами установлена обязанность оборудования морских и речных портов системой канализации для отвода сточных вод, хозяйственно-бытовых, производственных и атмосферных стоков. Портопункты, пристани могут быть оснащены средствами сбора и последующей передачи стока на плавучие сборщики и береговые сооружения (п. 2.6.1).
Как следует из материалов дела, сотрудниками Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора с 25.09.2017 г. по 25.10.2017г.на основании приказа № 349 от 06.09.2017 г. была проведена плановая выездная проверка АО «Дальтрансуголь» соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности морских портов и хозяйствующих объектов, расположенных на их территориях и акваториях. В ходе проверки было установлено, что на пирсе № 4, арендуемом АО «Дальтрануголь», отсоветуют сооружения для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дренажных, талых, дождевых, поливомоечных) в приемники из водонепроницаемых материалов, для дальнейшей очистки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено судом, АО «Дальтрансуголь»на основании договора аренды№ 373/ДО/2016 от 24.05.2016 г., заключенного с ФГУП «Росморпорт», арендует недвижимое имущество, закрепленное за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения – пирс № 4, расположенный в бухте Мучкепос. ТокиВанинский районХабаровский край.Согласно п. 1.1.1. указанного договора аренды, целевым назначением использования указанного имущества установлено: отстой маломерных судов портового флота.
По акту сдачи-приемки арендуемое имущество передано АО «Дальтрансуголь» 04.07.2016 г.
В соответствии с п. 6.4. договора аренды, Арендаторв течение 4 лет с момента передачи Объекта в аренду по акту сдачи-приемки за счет собственных средств обязался разработать проектную документацию на комплексный капитальный ремонт Объекта, согласовать ее с Арендодателем, а также выполнить комплексный капитальный ремонт Объекта, необходимый для ввода Объекта в эксплуатацию, и осуществить ввод Объекта в эксплуатацию».
В целях исполнения условий заключенного договора, 03.11.2016 г. АО Дальтрансуголь» заключило с ЗАО «МИДО» договор подряда № ДТУ-16/1130У на выполнение изыскательских и проектных работ по капитальному ремонту объекта «Пирс №4».Срок окончания работ по договору предусмотрен не позднее 01.05.2018 года.
По результатам изыскательских и проектных работ предусмотрено разработать систему сбора и очистки поверхностных сточных вод, согласно санитарным правилам для морских и речных портов СССР №4962-89 от 02.06.1989 г., а также на основании п.16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации. Система сбора и очистки поверхностных сточных вод будет являться неотделимым улучшением гидротехнического сооружения.
Согласно п.7.1 договора аренды № 373/ДО-16 от 24.05.2016 г., неотделимые улучшения производятся Арендатором только с разрешения Арендодателя.
27.04.2017 г. АО «Дальтрансуголь» направило в адрес ФГУП «Росморпорт» письмо исх. № 11/826 с просьбой о согласовании неотделимых улучшений на объекте Пирс № 4 - система сбора и очистки поверхностных сточных вод.
Следующим этапом для решения вопроса оборудования Пирса № 4 системой сбора и очистки поверхностных сточных вод согласно «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного приказом Госкомэкологииот 16.05.2000 г. № 372, является проведение общественных обсуждений.Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3 месяца.
В период с 09.10.2017 г. по 08.11.2017 г. АО Дальтрансуголь»проведены общественные обсуждения в форме опроса с гражданами и общественными организациями по материалам оценки воздействия на окружающую среду в рамках проекта «Капитальный ремонт объекта Пирс № 4 в бухте Мучке».
Следующим этапом для решения вопроса оборудования Пирса № 4 системой сбора и очистки поверхностных сточных вод является проведение государственной экологической экспертизы – оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно- эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Кроме того, в АО «Дальтрансуголь» приказом №. 816 от 09.11.2016 г. утвержден и введен в действие «Комплаенс регламент в области осуществления лицензируемых видов деятельности и природопользования, который доведен до сведения всех сотрудников общества и на основании которого в юридическом лице установлены правовые и организационные меры по обеспечению соблюдения Обществом и должностными лицами Общества требований природоохранного законодательства РФ при осуществлении производственной деятельности, а также по предупреждению их нарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что юридическим лицомАО «Дальтрансуголь»предпринимаются все зависящие от него необходимые меры по соблюдению правил и норм водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды.Таким образом, в силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Плахтий А.Ю. № 08-79/2017 от 15.11.2017г. в отношенииюридического лица АО «Дальтрансуголь» следует отменить и производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. № 08-79/2017 ░░ 15.11.2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 8.45 ░. 1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░ ░.░.