Решение по делу № 2-1804/2023 от 07.04.2023

                                                                 Дело 2-1804/2023

                                                                                            91RS0019-01-2023-001419-44

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     09 ноября 2023 года                                                    г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Сердюк И.В.,

при помощнике судьи Махмудовой М.Э.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым в защиту публичных интересов субъекта Российской Федерации – Республики Крым в лице Совета министров Республики Крым, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Мардояну Артему Фрунзевичу, Мардояну Фрунзе Амазасповичу, Малаховой Валентине Александровне, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Симферопольского района, ООО «Межгорье», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Пугач Александр Николаевич, ООО «Геоплан» об истребовании имущества из чужого незаконного владения, прекращении права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым в апреле 2023 года обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Мардояну Артему Фрунзевичу, Мардояну Фрунзе Амазасповичу, Малаховой Валентине Александровне, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об истребовании имущества из чужого незаконного владения, прекращении права собственности.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Симферопольского района Республики Крым проведена проверка законности предоставления в частную собственность земельных участков, расположенных на территории Добровского сельского поселения Симферопольского района.

Согласно информации архивного отдела Администрации Симферопольского района, полученной прокуратурой района в рамках анализа законности в сфере земельных и имущественных отношений, распоряжением Симферопольской районной государственной администрации от 29.12.2012 №3098-р 9 гражданам разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Добровского сельского совета, в том числе Пугачу А.Н. площадью 2 га пашни.

На основании заявления Пугача А.Н. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке переоформления прав и завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313, издан приказ от 10.11.2026 №2516 о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность площадью 20 000 кв.м., кадастровый , расположенного на территории <данные изъяты>, с видом разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

На основании договора купли-продажи от 13.09.2017 земельный участок с кадастровым номером передан в собственность от ФИО4 к ФИО3

Путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером образованы два земельных участка: с кадастровыми номерами

Земельный участок с кадастровым номером разделен на 8 земельных участков: с кадастровыми номерами

Земельный участок с кадастровым номером разделен на 2 земельных участка с кадастровыми номерами

Согласно сведениям ЕГРН в настоящее время на основании договоров купли-продажи земельные участки с кадастровыми номерами принадлежат на праве собственности ФИО2

Земельные участки с кадастровыми номерами принадлежат на праве собственности Мардояну Ф.А.

Земельные участки с кадастровыми номерами принадлежат на праве собственности Малаховой В.А.

Вместе с тем, законных оснований для вынесения Симферопольской районной государственной администрацией распоряжения от 29.12.2012 №3098-р и, как следствие, принятие Министерством имущества и земельных отношений Республики Крым приказа о распоряжении земельных участков, не имелось, поскольку до разграничения земель государственной и государственной собственности полномочиями по распоряжению земельными участками за границами населенных пунктов обладал Совет министров Автономной Республики Крым.

Кроме того, проверкой установлено, что в связи с подготовкой к приватизации объектов государственной собственности на основании решений Симферопольского районного совета Автономной Республики Крым от 10.12.2012 и от 21.12.2012 за государством в лице Кабинета министров Республики Крым в оперативном управлении Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республики Крым зарегистрировано право собственности на 23 объекта недвижимого имущества бывшего военного городка в\ч А0279, а именно строения: №3 (гараж), №4 (склад), №5 (подсобное помещение), №6 (свинарник), №7 (клад), №8 (оружейная), №10 (здание), №11 (здание), №12 (казарма), №13 (гараж), №14 (насосная станция), №16 (контрольно-пропускной пункт), №18 (казарма), №19 (казарма), №20 (казарма), №22 (кухня-столовая), №23 (служебное здание), №24 (сушка), №25 (учебный корпус), №26 (учебный корпус), №27 (учебный корпус), №29 (трансформаторная подстанция), №30 (учебный корпус), расположенные по                         <адрес> бюро технической инвентаризации от 25.12.2012 выданы соответствующие свидетельства.

Решением исполнительного комитета Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 17.10.2012 №42-ж ранее вышеуказанным объектам недвижимого имущества бывшего военного городка присвоены адресные наименования: <адрес>, что свидетельствует о наличии объектов капитального строительства. В последующем на основании договоров купли-продажи объектов государственной собственности группы А, подлежащих продаже путем выкупа, от 28.08.2013 №239\40, от 29.08.2013 №240\40, от 03.09.2013 №241\40, заключенных региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе с ООО «Межгорье», вышеуказанные 23 объекта недвижимого имущества переданы обществу в собственность.

В момент принятия спорного распоряжения Симферопольской районной государственной администрации действующим на тот период земельным законодательством было предусмотрено, что в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружения, находящиеся в собственности, пользовании другого лица, прекращается право собственности, право пользования земельным участком, на котором расположены эти объекты. Если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, находящемся в пользовании, то в случае приобретения права собственности на эти объекты к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том объеме, что были у предыдущего землепользователя.

Земельный участок под указанными объектами недвижимости в собственность или пользование ООО «Межгорье» не предоставлялся, соответствующие решения уполномоченным органом не принимались. Согласно архивным данным, имеющихся в распоряжении департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, распоряжением от 12.05.2009 №1336-р прекращено право постоянного пользования земельным участком в\ч А0279, земельный участок площадью 13 га воинской части А0279 переведен в земли запаса жилой и общественной застройки в связи с передачей в сферу управления Симферопольской районной государственной администрации жилищного фонда и добровольным отказом. Симферопольской районной государственной администрацией 12.03.2013 и 13.03.2013 согласована приватизация объектов недвижимого имущества военного городка №25 в\ч А0279. В соответствии с заключением о стоимости имущества группы инвентарных объектов бывшего военного городка в\ч А 0279, расположенных по адресу: <адрес> от 27.06.2013 землеотвод под здания не выделен.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с данным исковым заявлением в суд.

Протокольным определением от 15 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация Симферопольского района, ООО «Межгорье», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Протокольным определением от 13 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.

Протокольным определением от 12 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Пугач Александр Николаевич, ООО «Геоплан».

В судебном заседании старший помощник прокурора Симферопольского района Республики Крым Панько В.В. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенных в исковом заявлении, а также дополнительных пояснениях, указав, что законных оснований для принятия Симферопольской райгосадминистрацией распоряжений от 12.11.2012 года №2206-р, от 30.11.2012 №2401-р, от 29.12.2012 №3098-р и как следствие приказа Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым о распоряжении земельным участком, не имелось.

Представитель ответчиков по доверенностям Шеренкова И.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать в полном объеме, указав, что требования прокурора направлены в защиту конкретного юридического лица, однако прокурорам не предоставлено право на обращение с такими требованиями в суд, более того, государство через уполномоченные органы распорядилось принадлежащим ему земельным участком. Распоряжение Симферопольской РГА от 29.12.2012 издано в пределах компетенции, в соответствии с градостроительной документацией и какие - либо законные права и интересы иных лиц не нарушает. Также обратила внимание на то, что каких – либо оснований полагать, что объект недвижимости, приобретенный ООО Межгорье, находится на земельных участках ответчиков не имеется. Ответчики являются добросовестными приобретателями. Данное имущество получено в результате заключение последовательных сделок, на основании зарегистрированных прав. Кроме того, обратила внимание на доводы согласно письменных возражений относительно пропуска срока исковой давности.

Представитель третьего лица: ООО «Межгорье» по доверенности                       Романько Ю.В. в судебном заседании требования искового заявления поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, основываясь на том, что в связи с пунктом 12 переходных положений Земельного кодекса Украины, в момент принятия Симферопольской РГА распоряжений от №2206-р, от 30.11.2012 №2401-р, от 29.12.2012 №3098-р до разграничения земель государственной коммунальной собственности, полномочия по распоряжению земельными участками имели соответствующие органы исполнительной власти. Симферопольская РГА не обладала полномочиями на распоряжение землей, она превысила полномочия, распорядившись землей. Кроме того, ООО Межгорье обладает правом собственности на земельные участки, которые были неправомерно разрушены группой лиц, с целью того, чтобы освободить земельные участки от объектов недвижимого имущества. ООО Межгорье с 2013 года получило в собственность объекты капитального строительства, вело деятельность, велось строительство, там строился кемпинговый городок, проведена электрификация, заключены договора с ресурсопоставляющими организациями, в данный момент ООО «Межгорье» и на момент вынесения распоряжение, обладало преимущественным правом по заключению договоров аренды, либо выкупа земельных участков, которые находятся под объектами недвижимости ООО «Межгорье», что согласуется со статьей 37 Земельного кодекса Украины о неразрывной связи объектов капитального строительства с земельными участками, находящимся под этими объектами. ООО Межгорье намерено обратиться в государственный орган, который уполномочен на распоряжение земельными участками для оформления договора аренды земли, чтобы продолжить восстанавливать разрушенные участки, вести там хозяйственную деятельность.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, заявлений об отложении дела слушанием не подавали. От представителя третьего лица: Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по доверенности Е.В. Якуничевой поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района.

Статьей 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Статья 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывает лиц, участвующих в деле, известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть первая) и устанавливает право суда рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть третья). Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа конкретных фактических обстоятельств. Данное полномочие суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда данного полномочия приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом. Гарантией прав лиц, участвующих в деле, их представителей на личное участие в судебном заседании являются предусмотренные процессуальным законодательством процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судебными инстанциями и основания для отмены судебных постановлений.

Суд считает возможным в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, под способами защиты гражданских прав понимаются закреплённые законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьём фактическом владении находится спорное имущество.

В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1                                     «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1                                     «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 4 статьи 27, частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законов интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым обратился с иском в защиту публичных интересов субъекта Российской Федерации – Республики Крым в лице Совета министров Республики Крым, прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 19.07.2022                      № 307-ЗРК/2022 «Об исполнительных органах Республики Крым» Совет министров Республики Крым является высшим исполнительным органом Республики Крым. Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы Республики Крым.

Согласно указу Главы Республики Крым от 3 сентября 2014 года № 242-У Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Республики Крым.

В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, который вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со статьёй 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу пунктов 1, 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 г.                  «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.

Пунктами 35-37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от                          29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

В соответствии со статьей 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель).

Из содержания указанных норм, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 32, 34, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22                                «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что виндикационный иск предъявляется к лицу, которое является незаконным владельцем и у которого индивидуально-определенное имущество имеется в натуре.

Таким образом, виндикация является иском невладеющего собственника к владеющему несобственнику (лицу, которое обладает имуществом без надлежащего правового основания либо по основанию порочному основанию) об истребовании индивидуально-определенного имущества из его незаконного владения.

Для удовлетворения иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения необходима совокупность условий: судом должны быть достоверно установлены индивидуальная определенность истребуемой вещи; наличие права собственности истца на истребуемую вещь; факт владения ответчиком спорной вещью; незаконность владения ответчика, а также отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.

В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Согласно статьям 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки предусмотренные главами III и IV ЗК РФ возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона 13.07.2015                     № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация, как формальное условие обеспечения государственной, в том числе, судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, обеспечивает юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Регистрация сама по себе не влечёт возникновение прав на недвижимость в отрыве от материального носителя — правоустанавливающего документа, она является лишь доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015                                № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно положениям части 1 статьи 14 Федерального закона 13.07.2015                       № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Установлено, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от 29.12.2012 №3098-р                                    «О разрешении 9 гражданам (согласно приложению) разработки проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенного на территории Добровского сельского совета», по результатам рассмотрения заявлений граждан, протокола №48 от 29.12.2012 заседания Комиссии по предварительному согласованию заявлений\ходатайств юридических и физических лиц относительно отвода земельных участков, разрешено 9 гражданам (согласно приложению) разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью 2,0 га пашни\пастбищ (каждому) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Добровского сельского совета, в том числе Пугач А.Н. (т.1. л.д.130-131).

Равенство защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности относится к основам конституционного строя Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право частной собственности охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от                     21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) Республика Крым принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от                        21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года                     № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 2 Законе Республики Крым от 31 июля                   2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.

Также судом установлено, что приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 10 ноября 2016 года №2516                                     «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность» на основании распоряжения Симферопольской районной государственной администрации Республики Крым от 29.12.2012 №3098-р, заявления Пугач А.Н. о предоставлении земельного участка в порядке завершения права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь» бесплатно в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером площадью 20000 кв.м., расположенный за границами населенных пунктов Добровского сельского поселения <адрес> Республики ФИО7 и находящийся в государственной собственности Республики ФИО7. Земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (код 1.16) (т.1, л.д.134).

Согласно пунктам 1.1, 1.4, 1.6 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 157 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее – Минимущество) является исполнительным органом Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов Республики Крым.

Минимущество является правопреемником Фонда имущества Автономной Республики Крым, Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, Представительства Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, балансодержателей (арендодателей) имущества, закрепленного за воинскими частями, учреждениями, организациями Вооруженных Сил Украины и иными созданными в соответствии с законодательством Украины военными формированиями, в части исполнения полномочий арендодателя по договорам аренды имущества Автономной Республики Крым и бывшего государственного имущества Украины, заключенным до вступления в силу Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении собственностью Республики Крым», на весь период действия указанных договоров.

Минимущество: является субъектом правоотношений в сфере управления, аренды и приватизации имущества Республики Крым, по которым до дня вступления в силу Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении собственностью Республики Крым" субъектом являлся (выступал) Фонд имущества Автономной Республики Крым (Фонд имущества Республики Крым); осуществляет полномочия собственника в отношении корпоративных прав хозяйственных обществ, расположенных на территории Республики Крым, которые: до дня вступления в силу Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении собственностью Республики Крым» осуществлялись Фондом имущества Автономной Республики Крым (Фондом имущества Республики Крым); ранее принадлежали государству Украина (в том числе в лице его уполномоченных органов) в уставных капиталах хозяйственных обществ; учтены как собственность Республики Крым в установленном законодательством порядке.

Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 90:12:042301:187, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости -19.04.2016, сведения о предыдущих номерах отсутствуют (т.1, л.д.166-167).

Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий (пункт 5).

Из приведенной нормы материального права и актов их толкования следует, что добросовестность участников гражданского оборота и достоверность сведений государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество предполагаются.

Для истребования имущества у лица, приобретшего его возмездно и добросовестно, необходимо установление факта утраты этого имущества собственником помимо его воли.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судебным разбирательством установлено, что на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 13.09.2017,                          ФИО16, действующий от имени Пугач А.Н. передал в собственность                     Мардояну Ф.А. земельный участок площадью 20 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый (т.4, л.д.81-84, 119-121).

Установлено, что Мардояном Ф.А. принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером на два земельных участка 15000 кв.м. и 5 000 кв.м. (т.4, л.д.101). Указанным земельным участкам присвоены кадастровые номера

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью 20 000 кв.м. снят с кадастрового учета 16.09.2019 (т.1, л.д.91-92).

Как усматривается из нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 26.08.2019, Мардоян Ф.А. продал Малаховой В.А. земельный участок площадью 5 000 кв.м. с кадастровым номером (т.4, л.д.169-172).

Установлено, что Малаховой В.А. принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером на два земельных участка (т.4, л.д.205, 239). Указанным земельным участком присвоены кадастровые номера

Согласно выписке из ЕГРН от 15.05.2023, земельный участок кадастровым номером площадью 5 000 кв.м. снят с кадастрового учета 10.09.2021 (т.1, л.д.87-88).

Согласно выписок из ЕГРН от 15.05.2023, земельные участки с кадастровым номером площадью 2 500 кв.м., вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках и с кадастровым номером , площадью 2 500 кв.м., вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках на праве собственности принадлежат Малаховой В.А., дата регистрации права 10.09.2021 (т.1, л.д.97-100, 101-104).

Согласно выписке из ЕГРН от 15.05.2023, земельный участок кадастровым номером площадью 15 000 кв.м. снят с кадастрового учета 31.03.2021 (т.1, л.д.89-90).

Установлено, что земельный участок кадастровым номером разделен собственником земельного участка – Мардоян Ф.А. на 8 земельных участков             (т.3, л.д.15, 39). Образованы земельные участки с кадастровыми номерами

Согласно выписок из ЕГРН от 15.05.2023, земельные участки с кадастровым номером площадью 755 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером площадью 1588 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером площадью 2109 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, земельный участок с кадастровым номером , площадью 2109 кв.м. для индивидуального жилищного строительства на праве собственности принадлежат Мардоян Ф.А. Дата регистрации права 31.03.2021 (т.1, л.д.93-96, 105-108, 109-112).

Как усматривается из договора купли-продажи недвижимого имущества от 08.04.2021, ФИО17, действующая от имени ФИО3, продала ФИО2 земельные участки с кадастровыми номерами (т.3, л.д.48-49, т.5, л.д.9-10, 89-90). Акт приема передачи вышеуказанных объектов подписан ДД.ММ.ГГГГ (т.3, л.д.50-51, т.5, л.д.11-12, 91-92).

Согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровым номером площадью 2110 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером площадью 2481 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером площадью 2003 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером площадью 1845 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, на праве собственности принадлежат ФИО2 Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.113-116, 117-120, 121-134, 125-128).

Согласно письму Администрации Симферопольского района Республики Крым от 04.07.2023, в администрации отсутствуют материалы генеральных планов территории <адрес> по состоянию 2009, 2012, 2013 годов (т.2, л.д.49).

Установлено, что в соответствии с распоряжением Кабинета министров Украины от 29 августа 2002 года №469-р «О передаче недвижимого имущества войсковых городков в сферу управления местных органов исполнительной власти», в сферу управления райгосадминистрации передано недвижимое имущество войскового городка в <адрес> (т.2, л.д.66-67).

Как усматривается из приложенного к исковому заявлению нотариально удостоверенного договора №241\40 купли-продажи объектов государственной собственности группы А, которые подлежат продаже путем выкупа, от 03 сентября 2013 года, Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в АР Крым и г. Севастополе (далее – продавец) обязуется передать в собственность ООО «Межгорье» (далее – покупатель) объект государственной собственности группы А – группа инвентарных объектов бывшего войскового городка в\ч А 0279, а именно строений , , , ,,,,, , а именно: 1) нежилое строение, строение гаража, расположенного по адресу: <адрес> (бывший ), которое принадлежит государству в лице Кабинета министров Украины в оперативном управлении Симферопольского районной государственной администрации на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного Симферопольским районным советом 25.12.2012; 2) нежилое строение, строение склада, расположенного по адресу: <адрес> (бывший ), которое принадлежит государству в лице Кабинета министров Украины в оперативном управлении Симферопольского районной государственной администрации на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного Симферопольским районным советом 25.12.2012; 3) нежилое строение, подсобное помещение, расположенное по адресу: <адрес> (бывший №5), которое принадлежит государству в лице Кабинета министров Украины в оперативном управлении Симферопольского районной государственной администрации на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного Симферопольским районным советом 25.12.2012;4) нежилое строение, строение свинарника, расположенного по адресу: <адрес> (бывший ), которое принадлежит государству в лице Кабинета министров Украины в оперативном управлении Симферопольского районной государственной администрации на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного Симферопольским районным советом 25.12.2012; 5) строение склада, расположенного по адресу: <адрес> (бывший ), которое принадлежит государству в лице Кабинета министров Украины в оперативном управлении Симферопольского районной государственной администрации на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного Симферопольским районным советом 25.12.2012 (76% разрушения); 6) нежилое строение, строение казармы, расположенной по адресу: <адрес> (бывший ), которое принадлежит государству в лице ФИО5 в оперативном управлении <адрес>ной государственной администрации на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного <адрес> советом ДД.ММ.ГГГГ; 7) строение гаража, расположенного по адресу: <адрес> (бывший ), которое принадлежит государству в лице ФИО5 в оперативном управлении <адрес>ной государственной администрации на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного <адрес> советом ДД.ММ.ГГГГ (71% разрушения); 8) нежилое строение, строение насосной станции, расположенного по адресу: <адрес> (бывший ), которое принадлежит государству в лице ФИО5 в оперативном управлении <адрес>ной государственной администрации на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного <адрес> советом ДД.ММ.ГГГГ: 9) нежилое строение, строение служебное, расположенное по адресу: <адрес> (бывший ), которое принадлежит государству в лице Кабинета министров Украины в оперативном управлении Симферопольского районной государственной администрации на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного Симферопольским районным советом 25.12.2012.

Согласно пункту 3.3 договора №241\40 купли-продажи объектов государственной собственности группы А, которые подлежат продаже путем выкупа, от 03 сентября 2013 года, право владения, пользования и распоряжения объектом приватизации переходит покупателю после уплаты в полном объеме цены продажи объекта приватизации и после государственной регистрации в установленном законодательством порядке права собственности на недвижимое имущество в составе приобретенного объекта приватизации (т.1, л.д.12-14).

Как усматривается из акта приема-передачи государственного имущества от 27.09.2013, Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в АР Крым и г. Севастополе передал, а ООО «Межгорье» принял в собственность объект приватизации государственной собственности группы А: группу инвентарных объектов бывшего войскового городка в\ч А0279, а именно строений , , , , ,, , , , , которые расположены по адресу: <адрес> (), 38 (), (), 42 (), 44 (), 45 (), 46 (), 47 (), 48 (), 49 (), и находится на балансе <адрес>ной государственной администрации АР ФИО7.

В состав объекта приватизации входят: строение , общей площадью 294,4 кв.м., А основное, А1 пристройка, козырек; строение №16, общей площадью 14,0 кв.м., А основное; строение №20, А основное (94,5% разрушения), А1 навес, над А1 надстройка, А2 пристройка; строение №22, А, основное (93,3% разрушение); строение №24, А основное (81,2% разрушения); строение №25, А основное (89,4% разрушение); строение №26, А основное (88,6% разрушение); строение №27, общей площадью 421,1 кв.м., А основное; строение №29, А основное (42% разрушение), а тамбур; строение №30, А основное (91,7% разрушение) (т.1, л.д.15).

Распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от 12.05.2009 №1336-р «О прекращении права постоянного пользования земельным участком в/ч А0279» прекращено права постоянного пользования земельными участками площадью 13,0 га в/ч А0279 в связи с передачей в сферу управления Симферопольской райгосадминистрации государственного жилищного фонда и добровольным отказом. Земельный участок площадью 13,0 га переведен в земли запаса жилой и общественной застройки (т.2. л.д.62, оборот. сторона).

Как усматривается из акта приема передачи земельного участка в/городка №25 от Симферопольской КЭЧ (района) фонд войскового городка №25 передается Симферопольской райгосадминистрации. Из землепользования в/ч А0279 вместе с недвижимым имуществом в/городка №25 передается земельный участок площадью                   13 га (т.2, л.д.65).

В соответствии со статьей 142 Земельного кодекса Украины, действовавшего в момент спорных правоотношений, прекращение права собственности на земельный участок в случае добровольного отказа собственника земли в пользу государства или территориальной общины осуществляется по его заявлению в соответствующий орган. Прекращение права постоянного пользования земельным участком в случае добровольного отказа землепользователя осуществляется по его заявлению к собственнику земельного участка.

Указанной правовой нормой, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не регламентировался порядок оформления отказа лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и порядок оформления такого отказа, а лишь устанавливалась обязательность заявления об отказе от права.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны.

Согласно письму Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Правительства Севастополя от 18.07.2023, в архивах Главного управления Госземагентства Украины в г. Севастополе и Регистрационной службы Главного управлеия юстиции Украины в г. Севастополе, сведения в отношении земельных участков/инвентарных объектов в/ч А0279 под номерами 8, 16, 20,22, 24, 25,26, 27, 29, 30, а также 10,11,18, 19 отсутствуют (т.2, л.д.107-108).

Согласно письму Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Администрация Добровского сельского поселения не имеет возможности предоставить выкипировку из Генерального плана территории с. Чайковское по состоянию на 2009, 2012, 2013 годы. В целях получения данной информации рекомендуем обратиться в адрес Администрации Симферопольского района Республики Крым (т.5, л.д.166).

Согласно письму Администрации Симферопольского района Республики Крым от 31.07.2023, графические материалы, градостроительная документация как самостоятельные документы в архивный отдел (муниципальный архив) администрации Симферопольского района не передавались (т.5, л.д.163).

Как усматривается из письма ООО «Проектный институт «Геоплан» от ДД.ММ.ГГГГ, по имеющимся архивным данным ЕГРН 2018 года, имеющимся в ООО «Проектный институт «Геоплан», на территории <адрес> состоял на учете земельный участок с кадастровым номером площадью 20 000 кв.м. в видом разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. В соответствии с информацией от администрации Симферопольского района, собственником земельного участка с кадастровым номером (ФИО4) было направлено заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта <адрес> с функциональным назначением – зона застройки индивидуальными жилыми домами. По согласованию с администрацией <адрес> указанные земельный участок был включен в границы населенного пункта в проекте генерального плана.

В дальнейшем из данного земельного участка путем нескольких процедур раздела и перерегистрации прав собственности, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами

Таким образом, установлено, что уполномоченным исполнительной органом Республики Крым совершен ряд последовательных юридических действий, направленных на распоряжение имуществом Республики Крым, подтверждающих передачу земельного участка из государственной собственности в частную, спорный земельный участок фактически передан во владение гражданина, которой в свою очередь распорядился им по своему усмотрению.

Добросовестность Пугача А.Н., а равно и Мардояна Ф.А., Малаховой В.А., мардояна А.Ф. как приобретателейы земельного участка по вомездным договорам, а также фактическое владение участками судом под сомнение не поставлены.

Добросовестный приобретатель не должен нести риск неблагоприятных последствий, вызванных действиями государственных органов Украины по распоряжению государственным имуществом Украины.

В соответствии с картой современного использования территории Добровского сельского поселения генерального плана муниципального образования Добровское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым от 2018 года территория под земельными участками располагалась за границами населенных пунктов в функциональной зоне - зона сельскохозяйственных угодий.

Согласно Генеральному плану муниципального образования Добровское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, утвержденного решением 85-й сессии 1-го созыва Симферопольского районного совета Республики Крым от 06.12.2018 №1076, рассматриваемая территория находится в границах функциональной зоны – зона застройки индивидуальными жилыми домами и включена в границы населенного пункта с. Перевальное.

В соответствии с чертежом контуров совхоза «Перевальный» от 1985 года, территория под вышеуказанными земельными участками относилась к землям госземзапаса.

Согласно выкипировке из генерального плана агломерации сел Добровского сельского совета Симферопольского района от 2008 года, территория под данными земельными участками располагалась за границами населенных пунктов, категорию земель установить не представляется возможным по данному картматериалу.

Согласно выкипировке из генерального плана концепции развития сел Перевальное, Привольное, Чайковское Добровского сельского совета Симферопольского района от 2013 года, территория под данными земельными участками располагалась за границами населенных пунктов на ранее выданных отводах под личное крестьянское хозяйство (т.5, л.д.208-209).

Согласно статье 23 Земельного Кодекса Украины, действующего на территории Республики Крым в момент спорных правоотношений, было установлено, что право владения или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами.

Статьей 84 Земельного кодекса Украины было предусмотрено, что в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством через органы исполнительной власти согласно полномочий, установленных этим Кодексом. Такими органами были определены Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации.

Пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Аналогичная норма содержалась в Гражданском кодексе Украины, действовавшим на территории Республики Крым в момент спорных правоотношений.

Согласно абзацу первому статьи 22 Земельного кодекса Украины, право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникало после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.

Из анализа указанных норм права следует, что моментом возникновения права собственности на землю являлось установление землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре и получения документа, удостоверяющего это право.

Абзацем первым статьи 23 Земельного кодекса Украины, действовавшего на территории Республики Крым в момент спорных правоотношений, предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.

Доводы истца о том, что в связи с передачей ООО «Межгорье» в собственность объектов бывшей в/ч 0279 должно было перейти к обществу и право на земельные участки не могут быть приняты во внимание, поскольку регистрация право собственности носит заявительный характер, материалы дела не содержат относимых, допустимых доказательств о регистрации в установленном порядке права собственности ООО «Межгорье» на спорные объекты недвижимости.

Представителем ответчика в судебном заседании заявлено ходатайство о применении последствий срока пропуска исковой давности.

В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с пунктом 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно статье 257 Гражданского Кодекса Украины общая исковая давность также составляла три года.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 2 ст. 200 ГК РФ).

В силу статьи 302 (пункты 1, 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

В разъяснениях, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», указано, что по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГП РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статьи 53.1 АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Из содержания указанных норм и актов их разъяснения следует, что срок исковой давности по требованиям об истребовании недвижимого имущества (земельных участков), которое выбыло из владения помимо воли органов государственной власти, органов местного самоуправления, подлежит исчислению с момента, когда орган государственной власти, орган местного самоуправления (в данном деле - Совет министров Республики Крым) узнал или должен был узнать о нарушении своих прав и выбытии недвижимого имущества из своего владения.

Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 июня 2017 г. № 16-П, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права. Бездействие же публично-правового образования как участника гражданского оборота, не оформившего в разумный срок право собственности, в определенной степени создает предпосылки к его утрате.

Государством в лице уполномоченного органа совершались действия по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.04.2016, с этого периода суд полагает, что именно с этого периода публично-правовое образование должно знать о нарушении своих прав, однако длительное время не предпринимал никаких действий по восстановлению своих прав на земельный участок.

Таким образом, исследовав материалы дела, суд с учетом приведенных норм закона, установленных по делу конкретных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Требование об исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности Мардояна А.Ф., Мардояна Ф.А., Малаховой В.А. на спорные земельные участки является производным от основного требования – истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, в удовлетворении которого судом отказано, и, следовательно, также не подлежит удовлетворению.

Таким образов в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым в защиту публичных интересов субъекта Российской Федерации – Республики Крым в лице Совета министров Республики Крым, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Мардояну Артему Фрунзевичу, Мардояну Фрунзе Амазасповичу, Малаховой Валентине Александровне, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Симферопольского района, ООО «Межгорье», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Пугач Александр Николаевич, ООО «Геоплан» об истребовании имущества из чужого незаконного владения, прекращении права собственности, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                И.В. Сердюк

Мотивированное решение составлено и подписано 09 ноября 2023 года

2-1804/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым
Ответчики
Малахова Валентина Александровна
Мардоян Артем Фрунзевич
Мардоян Фрунзе Амазаспо
Другие
ООО "Межгорье"
ООО "Геоплан"
Администрация Добровского сельского поселения
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Совет Министров Республики Крым
Пугач Александр Николаевич
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Администрация Симферопольского района Республики Крым
Суд
Симферопольский районный суд Республики Крым
Судья
Сердюк Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
simpheropolskiy.krm.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
09.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее