Дело №77-276/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 20 мая 2020 года
Судебная коллегия по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Николаенко Е.Ю.,
судей: Васильева А.П., Дежурной Г.М.,
при помощнике судьи Кирпичевой Е.В.,
с участием прокурора Кожевникова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя УМВД России по <адрес> ФИО6 на постановление Мазановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное постановление Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Николаенко Е.Ю., выступление прокурора Кожевникова Р.А., полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебные решения - отмене с прекращением производства по материалу,
установила:
постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разрешено ходатайство директора ГАУСО <адрес> <данные изъяты>» ФИО5 о разъяснении сомнений и неясностей, возникших в ходе исполнения постановления того же суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ,
разъяснено, что определение конкретной медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа с интенсивным наблюдением, в которую следовало поместить ФИО1, является обязанностью министерства здравоохранения <адрес>.
Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 необходимо исполнять министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ АО <данные изъяты>», а ГАУСО <адрес> «<данные изъяты> <данные изъяты>» предоставить больного ФИО1 медицинским учреждениям для организации его перевода в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением. УМВД России по <адрес>, управлению Федеральной службы исполнения наказания по <адрес> необходимо организовать сопровождение и охрану ФИО1 к месту лечения, с привлечением медицинского персонала.
Апелляционным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление суда от ДД.ММ.ГГГГ изменено: исключено указание на то, что постановление в отношении ФИО1 необходимо исполнять ГБУЗ АО «<данные изъяты>». В остальной части постановление суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель УМВД России по <адрес> ФИО6 ставит вопрос об отмене судебных постановлений в части возложения на УМВД России по <адрес> обязанности по исполнению постановления <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - организации сопровождения и охраны ФИО1 к месту лечения в стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Считает, что сопровождение и передача в психиатрический стационар лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре, должны осуществляться силами и средствами уголовно- исполнительной системы с привлечением медицинского персонала учреждений уголовно-исполнительной системы. В компетенцию органов внутренних дел осуществление указанных действий не входит.
Рассмотрев материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием для отмены или изменения приговора при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно- процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановления судьи должны быть законными, обоснованными и мотивированными, то есть соответствовать требованиям уголовного и уголовно-процессуального законов и содержать основанные на материалах дела выводы по обстоятельствам, относящимся к предмету разрешаемых вопросов.
Обжалованные судебные постановления этим требованиям закона не соответствуют.
В силу п. 35 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» и ст. 30 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» сотрудники полиции обязаны оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений, оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия доступа к этим лицам и их осмотра. Сотрудники полиции в случае необходимости принимают меры для предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации.
Таким образом, в обязанность полиции входит помощь медицинским работникам в случае необходимости неотложной госпитализации лиц, которые не находятся в сфере уголовно-правовых отношений.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобождён от уголовной ответственности за совершённое им в состоянии невменяемости общественно опасное деяние, подпадающее под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ. Ему назначено принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2009 № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» обеспечение охраны психиатрического стационара и безопасности находящихся на его территории лиц, сопровождения и охраны лиц, которым назначено принудительное лечение в указанном стационаре, производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно ст. 6 указанного закона при переводе из учреждений уголовно- исполнительной системы лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре, сопровождение и передача указанных лиц в психиатрический стационар осуществляются силами и средствами уголовно-исполнительной системы с привлечением медицинского персонала учреждений уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 5.1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, в числе основных задач, возложенных на ФСИН, указана охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи.
В нарушение указанных нормативных актов, суд принял решение о возложении обязанности по исполнению постановления <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на УМВД России по <адрес>.
Кроме того, при вынесении обжалуемых решений не учтено, что в соответствии с положениями Главы 15 УК РФ суд назначает применение принудительных мер медицинского характера, согласно ч.3 ст. 97 УК РФ, порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами. Определение порядка исполнения судебного решения о применении меры медицинского характера не входит в предмет судебного разбирательства.
Таким образом, основания для рассмотрения по существу ходатайства директора ГАУСО <адрес> «<данные изъяты>» ФИО5 отсутствовали.
На основании изложенного, руководствуясь ст.401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
постановление <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству директора ГАУСО <адрес> «<данные изъяты> <данные изъяты>» ФИО5 о разъяснении сомнений и неясностей, возникших в ходе исполнения постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 отменить.
Производство по ходатайству прекратить.
Председательствующий Е.Ю. Николаенко
Судьи А.П. Васильев
Г.М. Дежурная