Дело № 2-548/2020
УИД 12RS0014-01-2020-000885-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2020 года пос. Советский Республика Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Коньковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Войковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова С.Н. к Отраслевому органу администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам,
УСТАНОВИЛ:
Иванов С.Н. обратился в суд с иском к Отраслевому органу администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, указывая, что он относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ он был устроен в <данные изъяты> школу-интернат, на период его пребывания в детском государственном учреждении за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> школы-интернат он выбыл в <данные изъяты> школу-интернат, откуда выбыл ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> для продолжения учебы, находился на полном государственной обеспечении. По достижении 18 лет он неоднократно обращался в отдел образования по вопросу предоставления ему жилого помещения как ребенку-сироте, но ему отказывали, указывая, что за ним закреплено жилое помещение в <адрес>. Учреждения, где на полном государственном обеспечении он находился, не предпринимали попыток обратиться в его интересах с заявлением о включении его в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. При этом, его родной брат Иванов А.А. был включен в списки детей-сирот и подлежит обеспечению жилым помещением на основании решения Советского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приложив все необходимые документы. Решением администрации Советского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано во включении в данный список, поскольку его возраст в настоящее время превышает максимальный возраст категории граждан, на которых распространяется действие данного закона, с заявлением о предоставлении жилой площади до достижения 23 лет он не обращался, в списке граждан, имеющих право на предоставление вне очереди жилых помещений, он не состоит, на момент обращения в администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл ему исполнился 31 год, документов о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет к заявлению не приложено, а также и у администрации данные сведения отсутствуют. С данным решением он не согласен, считает, что право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не было реализовано при отсутствии его вины, по не зависящим от него обстоятельствам, поэтому такое право за ним сохраняется. Срок постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, а также включение его в сводный список пропущен по уважительной причине, поскольку учреждения, на полном государственном обеспечении которых он находился, не предпринимали мер к защите его прав, он сам неоднократно устно обращался в отдел образования и администрацию Советского муниципального района для предоставления ему жилого помещения, однако ему было незаконно отказано в постановке на учет. Обстоятельство достижения им возраста, превышающего установленный законом предел, само по себе не может являться безусловным основанием для лишения его законного права на получение социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения пригодным для проживания жилым помещением, возникшего до 23 лет. Просит суд обязать Отраслевой орган администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Взыскать с администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл в возврат государственной пошлины 300 рублей.
В судебном заседании истец Иванов С.Н. и его представитель адвокат Громова Е.А. иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснили, что достижение истцом возраста, превышающего установленный законом предел, не может являться безусловным основанием для лишения его законного права на получение социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения пригодным для проживания жилым помещением, возникшего до 23 лет, поскольку учреждения, на полном государственном обеспечении которых истец находился, не предпринимали мер к защите его прав. Истец неоднократно устно обращался в отдел образования и администрацию Советского муниципального района для предоставления ему жилого помещения, однако ему было незаконно отказано. Просят исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – представитель Отраслевого органа администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обратились к суду с письменным ходатайством о рассмотрении дела в его их отсутствие.
Ответчик – представитель администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Обратились к суду с письменными возражениями на исковое заявление, в которых указывают, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку администрация района предоставляет жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на его предоставление в соответствии с действующим законодательством, согласно которому по достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Просят в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав другие доказательства по делу, учетные дела Иванова С.Н., ФИО2, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Иванов С.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Советского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ мать Иванова С.Н. –
ФИО1 лишена родительских прав. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация <данные изъяты> просит Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл о выделении путевки Иванову С. в школу-интернат. Постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ за Ивановым С.Н. закреплена жилая площадь по адресу:
<адрес> на период его пребывания в детском государственном учреждении.
Согласно свидетельству о смерти № ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно архивной справке ГБУ Республики Марий Эл «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № Иванов С.Н. поступил в <данные изъяты> школу-интернат ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> школы-интерната, выбыл ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> для продолжения учебы.
Согласно акту администрации Советского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Иванов С.Н. назначен опекуном ФИО2 на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Советского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Советского муниципального района возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Иванов С.Н. обратился в администрацию МО «Советский муниципальный район» Республики Марий Эл о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ответу администрации Советского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление Иванова С.Н. на момент обращения в администрацию Советского муниципального района исполнилось 31 год. Документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет к заявлению не приложено, а также и у администрации данные сведения отсутствуют, соответственно у администрации Советского муниципального района отсутствуют правовые основания для включения в список. Вопрос включения в список в целях дальнейшего обеспечения жилым помещением по договорам найма специализированного жилого помещения может быть рассмотрен только при предоставлении копии вступившего в законную силу решения суда о защите жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, что полностью соответствует пункту 17 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года № 397.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии со статьей 8 Федерального закона право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированное жилое помещение) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 1 статьи 2 вышеуказанного Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З в соответствии со статьей 8 Федерального закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года
№ 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Республики Марий Эл, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждое лицо должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Иванов С.Н. обратился в администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лишь ДД.ММ.ГГГГ. До достижения 23 лет в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец не обращался, на учете нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления в списке «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» Иванов С.Н. не состоял, на момент обращения с соответствующим заявлением в администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл Иванову С.Н. исполнилось 31 год. Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения истцом Ивановым С.Н. суду не представлено.
Учитывая, что каких-либо уважительных причин несвоевременной постановки истца Иванова С.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или несвоевременного обращения с заявлением о включении в список судом не установлено, и доказательств этому истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Ивановым С.Н. исковых требований, поскольку истец уже не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как он утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося необходимым условием получения такой социальной поддержки.
Доводы истца о том, что срок обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен, поскольку учреждения, на полном государственном обеспечении которых он находился, не предпринимали мер к защите его прав, в то время как его родной брат
ФИО2 был включен в списки детей-сирот и подлежит обеспечению жилым помещением, суд считает необоснованными. Согласно учетному делу
ФИО2 лично обратился с заявлением в Министерство образования и науки Республики Марий Эл о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижении им возраста 18 лет. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцом Ивановым С.Н. суду не представлено.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу Иванову С.Н. отказано, оснований для взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины и почтовых расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не имеется.
Суд рассмотрел дело в пределах заявленного иска, в соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Иванова С.Н. к Отраслевому органу администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл подачей жалобы через Советский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Конькова
В окончательной форме решение принято 02 декабря 2020 года.