24RS0041-01-2022-002142-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2023 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Дорошковой М.В.
при секретаре судебного заседания Орловой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Майоровой Татьяны Эдуардовны к муниципальному казенному учреждению г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» администрации города Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска, администрации города Красноярска о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Майорова Т.Э. обратилась в суд с иском к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, администрации города Красноярска о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием. Требования мотивированы тем, что 16 марта 2023 года в районе дома 20 по ул. Рокоссовского в г. Красноярске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Honda Civic, гос.номер У, принадлежащего на праве собственности истцу Майоровой Т.Э. под управлением Майорова Э.С. Водитель Майоров Э.С., управляя указанным автомобилем совершил наезд на дефект дорожного полотна – яму, размер которой превышает предельные размеры, установленные ГОСТом. В результате ДТП автомобиль истца получил механические повреждения. В соответствии с экспертным заключением У, выполненным ООО «ИнкомОценка» стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учета износа составляет 77 722 руб. Ссылаясь на то, что ответственным за причиненный ущерб являются ответчики ввиду ненадлежащего ухода за дорожным покрытием на спорном участке дороги, истец с учетом уточнения исковых требований просит взыскать с ответчиков сумму ущерба в размере 77 772 руб., расходы по экспертизе 6 500 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 2 532 руб., почтовые расходы в размере 500 рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 2200 руб.
В судебное заседание истец и его представитель, третье лицо Майоров Э.С. не явились, извещались своевременно и надлежащим образом.
Представитель МКУ МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Каверзина Т.П. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на вину водителя, полагала, что земельный участок в оперативное управление департамента не передавался.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Исходя из положений ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно п. 2.5, п. 3.1.19, п. 3.3, п. 3.3.4 Положения о Департаменте городского хозяйства, утв. распоряжением администрации г. Красноярска от 1 июля 2011 года № 84-р, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог в соответствии с утвержденным Департаментом реестром дорог; в целях организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организации благоустройства и озеленения территории города, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Красноярска; осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Красноярска в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 25 апреля 2014 года №26-гх «Об обеспечении безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения города Красноярска» в целях обеспечения безопасности дорожного движения и организации бесперебойного движения транспортных средств при ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения города Красноярска, обеспечения соответствия состояния дорог при их ремонте и содержании техническим регламентам и иным нормативным актам, руководствуясь ст. ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, Распоряжением администрации города от 01 июля 2011 года № 84-р «Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска», Распоряжением Главы города от 22 декабря 2006 года № 270-р муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» определено ответственным за обеспечение ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения города Красноярска в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Судом установлено, что Майорова Т.Э. является собственником автомобиля Honda Civic, государственный регистрационный знак У.
16 марта 2023 года в районе дома 20 по ул. Рокоссовского в г. Красноярске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Honda Civic, гос.номер У, под управлением Майорова Э.С., совершего наезд на яму, в результате чего автомобиль получил механические повреждения.
В результате ДТП автомобиль истца получил механические повреждения. В соответствии с экспертным заключением У, выполненным ООО «ИнкомОценка» стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учета износа составляет 77 722 руб.
Определением инспектора ДПС полка ДПС ГИБДД от 16.03.2023 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении в отношении водителя Майорова Э.С. отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно справке о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 16.03.2023 года на участке автодороги: г. Красноярск, ул. Рокоссовского, д. 20 имеется дефект дорожного покрытия (яма), размеры: длина 1,80 м, ширина 2,1 м, глубина 0,20 м.
Согласно экспертному заключению ООО «ИнкомОценка» № У от 30.03.2023 года стоимость восстановительного ремонта автомобиля Honda Civic регистрационный знак К767КА196 без учета износа составляет 777 722 руб., за услуги оценки истцом оплачено 6 500 руб., что подтверждается квитанцией от 03.04.2023 года.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Таким образом, сумма ущерба составляет 77 722 руб., то есть без учета износа, что отвечает установленному ст. ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации принципу полного возмещения причиненных убытков, так как для восстановления своего нарушенного права потерпевший вынужден произвести расходы на восстановительный ремонт автомобиля без учета снижения стоимости заменяемых запчастей вследствие их износа.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 место наезда автомобиля на яму имеет координаты X 637 369,97 Y 104234,20. Данные координаты попадают между земельных участков с кадастровыми номерами У с адресом г. Красноярск, Автодорога по ул. Рокоссовского и У с адресом Х, категория земель- земли населенных пунктов. Место наезда автомобиля не попадает в границы земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии вины Майорова Э.С. в ДТП, нарушений им Правил дорожного движения, находящихся в прямой причинной связи с ДТП. Доказательства того, что указанное препятствие для движения не имелось, было огорожено и выделено, водитель мог избежать ДТП, выявив препятствие заблаговременно, либо препятствие имело иной характер, не представлены.
Определяя лицо, ответственное за возмещение причиненного истцу вреда, суд исходит из того, что участок дороги, на котором совершено ДТП относится к бесхозяйному имуществу, является дорогой местного значения.
Исходя из положений части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п.п. 2.5 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 01 июля 2011 года № 84-р, департамент городского хозяйства организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог в дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Красноярска.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации орган местной администрации обладает собственной правосубъектностью, поскольку может являться главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств (статья 6).
В силу п. 1.4 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 01 июля 2011 года № 84-р, департамент является главным распорядителем бюджетных средств жилищно-коммунального хозяйства города.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 25.04.2014 г. № 26-гх в целях обеспечения безопасности дорожного движения и организации бесперебойного движения транспортных средств при ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения г. Красноярска, обеспечения соответствия состояния дорог при их ремонте и содержании техническим регламентам и иным нормативным актам ответственным за обеспечение ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения г. Красноярска в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожной деятельности определено муниципальное казенное учреждение г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что участок дороги в реестр муниципальной собственности не включен и введение МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» не передавался, в связи с чем отсутствуют основания для возложения гражданско-правовой ответственности на МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».
Поскольку причиной дорожно-транспортного происшествия явилось ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию участка дороги в районе д. № 20 по ул. Рокоссовского в г. Красноярске ответственность по возмещению причиненного ущерба следует возложить на Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска как на орган, осуществляющий муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения. Ссылка представителя Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска на то, что указанный участок дороги не передан в муниципальную собственность, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Данный участок дороги находится в границах г. Красноярска, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Красноярска находится в ведении Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска. Вместе с тем, необходимых действий Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска для оформления имущества в муниципальную собственность не предпринято, следовательно, функции муниципального контроля осуществлялись ненадлежащим образом.
Учитывая, что Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска обладает собственной правосубъектностью, в удовлетворении исковых требований к администрации г. Красноярска надлежит отказать.
При определении размера ущерба суд исходит из следующего.
По ходатайству представителя ответчика Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, оспаривающего размер ущерба, по делу проведена судебная экспертиза.
Установив указанные обстоятельства, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Майоровой Т.Э. к Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, взыскав в пользу истца стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, в размере 77 722 рублей, исходя из того обстоятельства, что ответчиком не исполнены функции муниципального контроля, что повлекло за собой причинение вреда имуществу истца.
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
В соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, интересы Майоровой Т.Э. на основании договора на оказание юридических услуг от 05.04.2023 года, нотариально оформленной доверенности от 03.04.2023 года. Стоимость услуг представителя оплачена истцом в сумме 25000 рублей, что подтверждается распиской актом приема-передачи от 5 апреля 2023 года, учитывая категорию спора, а также объем оказанных услуг, включая составление искового заявления, участие представителя в судебном заседании, суд приходит к выводу, что предъявленный размер судебных расходов является завышенным, в связи с чем суд считает возможным взыскать с Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, в пользу истца расходы в связи с оплатой услуг представителя в сумме 15 000 рублей.
Кроме того, истец просит взыскать в свою пользу расходы на оплату услуг ООО «Инком-оценка» по оценке ТС в размере 6 500 рублей, факт несения которых подтверждается документально, данные расходы подлежат возмещению истцу, поскольку он понес их для определения размера ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия и обращения в суд.
Из представленной в материалы дела копии доверенности У от 03.04.2023 года, выданной Майоровой Т.Э. следует, что она выдана на ведение конкретного дела по факту дорожно-транспортного происшествия, для чего представителям предоставлено право на совершения ряда процессуальных действий, перечисленных в доверенности. За удостоверение доверенности Майоровой Т.Э. оплачено 2 200 руб., что следует из текста доверенности.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оформлению доверенности в размере 2 200 руб.
Кроме этого истцом понесены расходы по отправлению телеграмм в сумме 172 руб. (73,5+98,5), что подтверждается чеками от 06.04.2023, данные расходы подлежат возмещению истцу, поскольку он понес их в связи с защитой своих прав, в остальной части почтовые расходы удовлетворению не подлежат, поскольку их несение не подтверждено истцом.
Также при обращении с иском в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 2 532 руб., что подтверждается чеком от 06.04.2023 года. Соответственно, с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 532 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Майоровой Татьяны Эдуардовны к департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска о возмещении ущерба - удовлетворить частично.
Взыскать с департамента городского хозяйства администрации города Красноярска в пользу Майоровой Татьяны Эдуардовны ущерб в размере 77 722 рублей, расходы по оплате экспертного заключения в размере 6 500 рублей, госпошлину в размере 2 532 рублей, почтовые расходы в размере 172 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 2200 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
В удовлетворении требований Майоровой Татьяны Эдуардовны к департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска в остальной части отказать.
В удовлетворении требований Майоровой Татьяны Эдуардовны к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» администрации города Красноярска, администрации города Красноярска, о возмещении ущерба – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Дорошкова
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2023 года.