УИД 11RS0001-01-2023-005157-29 Дело № 2-5800/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Мусс Д.А.,
с участием:
истца Пономаренко Т.А.,
представителя ответчика Чупрова А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
1 июня 2023 г. гражданское дело по иску Пономаренко Татьяны Алексеевны к ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК» о признании приказа незаконным, обязании начислить премию,
УСТАНОВИЛ:
Пономаренко Т.А. обратилась в суд с иском к ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК» о признании нарушающим ее права приказ о выплате премии от 11.04.2023 № 51-лс, обязать установить размер премии по итогам работы за ** ** ** в размере 22300 рублей. В обоснование требований указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком, занимает должность заместителя директора-заведующего отделом финансового планирования, учета и контроля. Приказом от 11.04.2023 № 51-лс работникам учреждения была установлена премия по итогам работы за ** ** **. Данным приказом она была лишена премии. С причинами лишения премии она не ознакомлена. Приказа по данному факту не издавалось.
В судебном заседании истец требования поддержала.
Представитель ответчика с требованиями истца не согласился по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец с ** ** ** состоит в трудовых отношениях с ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК», работает в должности заместителя директора-заведующего отделом финансового планирования, учета и контроля.
Приказом от 11.04.2023 № 51-лс по итогам работы за ** ** **. работникам учреждения установлены премии. В данном приказе отсутствует премирование истца.
Не соглашаясь с действиями ответчика, истец обратилась в суд.
На основании ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполнения работы.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации премирование является одним из видов поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Премия как стимулирующая и поощрительная выплата в силу части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации является составной частью заработной платы. Системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с разделом 5 трудового договора, заключенного между ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК» и Пономаренко Т.А., за выполнение трудовой функции работнику устанавливается должностной оклад, заработная плата определяется в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
Приказом от 09.01.2019 № 03-ОД утверждено Положение об оплате труда работников ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК».
Согласно п. 2.1 Положения система оплаты труда включает в себя: должностной оклад; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
В соответствии с п. 5.1 Положения выплатами стимулирующего характера являются выплаты, направленные на повышение материальной заинтересованности сотрудников в своевременном и качественном выполнении трудовых обязанностей, а также повышение эффективности работы и улучшения ее качества, а также на поощрение за выполненную работу.
К выплатам стимулирующего характера относятся, в том числе премия по итогам работы.
Пунктом 5.5 Положения определено, что премия по итогам работы начисляется работникам с целью их поощрения за общие результаты труда по итогам работы (за месяц, квартал, год).
Премия по итогам работы за квартал, год выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда по итогам работы за счет образовавшейся экономии фонда оплаты труда учреждения. При премировании учитываются: успешное и добросовестное исполнение работников своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в функциональные обязанности; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения; отсутствие фактов нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе по результатам проверок правоохранительных, контрольных и надзорных органов; качественная подготовка и своевременная сдача отчетности; участие в выполнении важных работ и мероприятий.
Премия по итогам работы не выплачивается: в случае неудовлетворительной работы сотрудника, невыполнения им должностных обязанностей, перечисленных должностной инструкцией, иных локальных нормативных актах или законодательстве РФ; при применении к работнику дисциплинарного взыскания в соответствующем периоде; при применении к работнику административного наказания за административное правонарушение в соответствующем периоде, связанное с выполнением трудовых обязанностей работника; при применении к работнику мер материальной ответственности в отношении работника в соответствующем периоде; за нарушение работником требований охраны труда и (или) требований пожарной безопасности; за нарушение работником правил внутреннего трудового распорядка; за нарушение трудовой дисциплины.
На основании служебной записки руководителя структурного подразделения о допущенном нарушении такие работники могут быть частично или полностью лишены премии.
Лишение работника премии полностью или частично производится на основании приказа руководителя учреждения (заместителя руководителя учреждения) с обязательным указанием причин лишения или уменьшения размера премии независимо от применения к нему мер дисциплинарного взыскания.
Лишение премии полностью или частично производится за расчетный период, в котором имело место нарушение.
В соответствии с п. 5.7 Положения премии выплачиваются работникам на основании приказа руководителя.
В данном случае в нарушение п. 5.5 Положения руководителем учреждения приказ о лишении истца премии с указанием причин лишения премии не издавался, что ответчиком не оспаривается.
Таким образом, суд лишен возможности проверить основания обоснованности лишения истца премии.
В письменных возражениях ответчик указывал, что основанием для лишения истца премии послужили следующие обстоятельства: в адрес учреждения поступило письмо МВД по Республике Коми о проведении проверки в отношении истца; ** ** ** в отношении истца возбуждено уголовное дело; истцом не исполнен приказ от 07.06.2021 № 52-ОД; проверкой в отношении учреждения выявлено неправомерное расходование средств республиканского бюджета.
Однако, указанные основания для лишения истца премии никак не относятся к ее работе в первом квартале 2023 г.
Связи с этим, в ходе рассмотрения дела, руководитель учреждения стал уже указывать иные основания, послужившие для лишения премии истца, в частности нарушение Плана мероприятий («дорожной карты») и п. ** ** ** должностной инструкции.
Судом принимается во внимание, что ни с приказом от 14.11.2022 № 107-ОД о назначении истца ответственным за исполнение пунктов Плана мероприятий, ни с должностной инструкцией, утвержденной ** ** **, истец ознакомлена не была.
В трудовом споре все сомнения должны трактоваться в пользу работника, как наименее защищенной стороны в сфере трудовых правоотношений, лишенной в большей мере возможности представления доказательств в рамках рассмотрения индивидуального трудового спора.
Так как руководитель учреждения не издавал приказ на истца о лишении ее премии с указанием причин, то приказ от 11.04.2023 № 51-лс в части не установления истцу премии следует признать незаконным.
Истец просит установить премию в размере 22300 рублей, исходя из размера премии, установленного ФИО4, который также занимает должность заместителя директора. Так ФИО4 установлен размер премии 20000 рублей (27710 рублей / 57 дн. х 44 дн. = 21390 рублей). По расчету истца размер ее премии составит 22300 рублей (27710 рублей / 57 дн. х 46 дн. = 22362 рублей).
Ответчиком никаких возражений по размеру премии, который просит установить истец, не представлено.
Суд считает возможным согласиться с истцом и обязать ответчика установить истцу премию по итогам работы за первый квартал 2023 г. в размере 22300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Пономаренко Татьяны Алексеевны ... к ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК» (ИНН 1101140912) удовлетворить.
Признать незаконным приказ ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК» от 11.04.2023 № 51-лс в части не установления премии Пономаренко Татьяне Алексеевне.
Обязать ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК» установить Пономаренко Татьяне Алексеевне премию по итогам работы за ** ** ** в размере 22300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева