Дело № 2-880/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
29 января 2021 года г.Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи - Лемешко А.С.,
при секретаре – Гумперенко Л.К.,
с участием представителя ответчика – Роговой ФИО7.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коломейцевой ФИО7 к государственному учреждению - Севастопольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании средств, затраченных на проезд к месту специализированного лечения и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец Коломейцева ФИО7. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Севастопольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ- Севастопольское РО ФСС РФ), в котором просит суд взыскать с ответчика в её пользу стоимость проезда её дочери – Винниковой ФИО7 и её как сопровождающего лица к месту специализированного лечения и обратно в размере 17000 рублей. Исковые требования обоснованы тем, что дочь истца Винникова ФИО7 является <данные изъяты> и относится к категории лиц, определенной п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», кроме того, учтена в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Дочь Винникова ФИО7 нуждалась в обследовании и специализированном лечении в г.Москва. 28.06.2016 истец обратилась в ГУ - Севастопольское РО ФСС РФ с заявлением о предоставлении специальных талонов (именных направлений) для <данные изъяты> и сопровождающего лица для обмена их на проездные билеты к месту специализированного лечения и обратно для получения медицинской помощи <данные изъяты> в г.Москва. 19.08.2016 органом здравоохранения ей был выдан талон №2, в тот же день она обратилась в ГУ- Севастопольское РО ФСС РФ с просьбой о возмещении стоимости проезда к месту лечения и обратно <данные изъяты> и сопровождающего лица, так как к тому времени она уже приобрела билеты к месту лечения и обратно, однако в возмещении стоимость проезда ответчиком ей было отказано, что стало основанием для обращения в суд с данным иском.
Истец в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила письменное заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика ГУ Севастопольское РО ФСС РФ Рогова ФИО7. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что в соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 1, 2, 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 №864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», п. 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 №617, п.п. 11, 13 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом ФСС РФ от 21.08.2019 №428, гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена. Истица не обращалась к ответчику с заявлением установленного образца о выделении талонов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, а заблаговременно самостоятельно приобрела билеты на проезд, после чего обратилась к ответчику с заявлением о компенсации стоимости проезда, в связи с чем, у Фонда отсутствовали правовые основания оплатить стоимость проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему лицу к месту лечения и обратно.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Коломейцева ФИО7. является матерью Винниковой ФИО7, <данные изъяты> года рождения, которая является <данные изъяты> до 01.12.2016 года, <данные изъяты>. Винниковой ФИО7 рекомендована госпитализация в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Эндокринологический научный центр» каждые 6-12 месяцев.
Согласно справки №26216/16, выданной 01.03.2016 года отделом ПФ РФ в Ленинском районе г.Севастополя, Винникова ФИО7 получает ежемесячную денежную выплату как <данные изъяты>, и имеет права с 01.01.2016 по 30.11.2016 на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, судом установлено, что Винникова ФИО7 как <данные изъяты> и её мать – Коломейцева ФИО7. как сопровождающее лицо, относятся к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, 05.07.2016 Коломейцевой ФИО7. самостоятельно были приобретены проездные документы для проезда к месту лечения и обратно воздушным транспортом на себя и дочь – Винникову ФИО7 с вылетом 22 августа 2016 года по маршруту Симферополь-Москва и 11 сентября 2016 года по маршруту Москва-Симферополь общей стоимостью 17 000 рублей.
Согласно справки ФГУП «Крымская железная дорога» ОП «Железнодорожное агентство» г.Севастополь от 20.08.2016, стоимость проезда по маршруту от станции Севастополь до станции Керчь с отправлением 21 августа 2016 года и от станции Анапа до станции Москва с отправлением 22 августа 2016 года на поезде в купейном вагоне составляет -7 508,10 рублей.
Как усматривается из ответа ФГУП «Крымская железная дорога» ОП «Железнодорожное агентство» г.Севастополь от 20.09.2016 стоимость проезда в пассажирском поезде №471 по маршруту «Москва-Адлер» в купейном вагоне №06 с датой отправления 11.09.2016 составляла 5 887,00 рублей. Также стоимость проезда по маршруту от станции Москва до станции Анапа с отправлением 11 сентября 2016 года на поезде в купейном вагоне составляет - 4 153,00 рублей.
27.09.2016 Коломейцева ФИО7. обратилась в ГУ- Севастопольское РО ФСС РФ с заявлением, в котором просила возместить стоимость проезда дочери – Винниковой ФИО7 и сопровождающего лица – матери Коломейцевой ФИО7. к месту лечения в г.Москву и обратно в г.Севастополь в размере – 17 000 рублей.
Письмом и.о. управляющего ГУ- Севастопольское РО ФСС РФ от 05.10.2016 Коломейцевой ФИО7. в удовлетворении указанного заявления было отказано, с указанием на то, что механизм возмещения стоимости проезда за самостоятельно приобретенные билеты Фондом социального страхования Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрен.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 9 данной нормы названы дети-инвалиды.
Пунктом 2 части статьи 6.2 Федерального закона №178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона №178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона №178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт «б» пункта 1 Правил) (далее — Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право ж получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся дети-инвалиды (подпункт «и» пункта 2 Правил).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом «б» пункта 1 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (абзац второй данного подпункта);
водным транспортом третьей категории;
автомобильным транспортом общего пользования;
авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым данного подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе <данные изъяты>, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.
Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года № 617 (далее — Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон № 2 указанного образца. Талон № 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 428 (далее — Административный регламент).
Согласно пункту 11 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 14 дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 13 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно <данные изъяты> и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Как усматривается из материалов дела, 05.07.2016 Коломейцевой ФИО7. были приобретены транспортные билеты для проезда воздушным транспортом, то есть до её официального обращения в региональное отделение Фонда о предоставлении социальной услуги (27.09.2016 года).
Доказательств того, что истец ранее (до 05.07.2016 года) обращалась к ответчику с заявлением установленного образца о выделении талонов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ею не представлено.
Учитывая вышеизложенное, поскольку право на самостоятельный выбор гражданином, имеющим право на получение набора социальных услуг, транспорта для следования к месту лечения и обратно законом не предусмотрено, как не предусмотрено и возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Коломейцевой ФИО7 к Государственному учреждению - Севастопольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании средств, затраченных на проезд к месту специализированного лечения и обратно – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 февраля 2021 года.
Судья Нахимовского районного
Суда города Севастополя А. С. Лемешко