<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-55/2022
79RS0003-01-2022-000077-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2022 года с. Ленинское, ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Щиканова А.В.,
при секретаре Искандаровой О.С.,
с участием административного истца Каратаевой В.Т.,
представителя административного истца Бахирева В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каратаевой В. Т. к администрации Ленинского сельского поселения Еврейской автономной области, межведомственной комиссии администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконными акта обследования и заключения межведомственной комиссии о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, возложении обязанности повторно обследовать жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Каратаева В.Т. обратилась в Ленинский районный суд ЕАО с исковым заявлением к межведомственной комиссии МО «Ленинское сельское поселение» о признании незаконным заключения об оценке соответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению. В заявлении указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое согласно заключению № 449 от 15.10.2021 межведомственной комиссией на основании акта обследования признано пригодным для проживания, требующим капитального ремонта. Считает заключение комиссии незаконным, поскольку ее жилое помещение находилось в границах зон ЧС в 2019, 2020, 2021 гг., выявленные нарушения конструкции здания в результате ЧС в летне-осенний период 2021 г. создают опасность для нахождения людей в доме, тем более для проживания, в том числе и малолетних детей. В связи с чем, просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии № 449 от 15.10.2021 о признании жилого помещения пригодным для проживания и требующим капитального ремонта отменить, обязать провести оценку и обследование поврежденного жилого помещения в соответствии с требованиями Положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Административный истец Каратаева В.Т. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что с 2014 года она с мужем являются собственниками квартиры, расположенной по адресу <адрес>. В 2013 году была вода в доме, получили компенсацию за утрату имущества. В 2019, 2020, 2021 также получали единовременную компенсацию. В 2020 году по решению межведомственной комиссии дом признали на капитальный ремонт. В ноябре получили денежные средства на капитальный ремонт, до сих пор деньги не использованы, капитальный ремонт дома не проводился. В 2021 году дом так же был признан на капитальный ремонт. Ремонт не производили. Комиссия приходила, смотрела. Истец показывала комиссии повреждения, просила указать в акте, но в акте имеющиеся повреждения фундамента, стен не указаны. В акте отмечены недостоверные сведения о том, что имеется шамбо, что свидетельствует, о том, что комиссия работала поверхностно и недобросовестно. Просила удовлетворить требования.
Представитель административного истца Бахирев В.И. в судебном заседании требования поддержал, суду дополнительно пояснил, что в соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 непригодными для проживания следует признавать жилые дома, которые ежегодно затапливаются паводками и водами, и на которых не возможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Пунктом 38 установлено, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получившие повреждение в результате неравномерной просадки грунтов в ЧС, следует признавать пригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически не возможно или экономически не целесообразно. Техническое состояние дома и строительных конструкций характеризуется снижением несущих способностей и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для проживания, пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу. Каратаева В.Т. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на протяжении многих лет, данное жилое помещение ежегодно затапливается в период паводка. В материалах дела представлены акты и заключения за 2021 и 2020 года. Кроме этого в 2019 году также произошло затопление жилого дома, территория жилого дома была обследована комиссией и составлен акт, в соответствии с которым урожай пришел в негодность, территорию затопило, вода превысила критическую отметку. Кроме этого, было затопление в 2013 году. Каких либо решений направленных на то, чтобы территорию, на которой расположен дом, не затапливало, каких-либо инженерных или проектных решений до настоящего момента не принято. Не принято и решение о проведении каких-либо восстановительных работ, по препятствованию попаданию воды в жилой дом. Каратаеву В.Т. в соответствии с постановлением № 47 пригласили на комиссию, и ей было озвучено решение. Участия в данной комиссии не принимала. Нарушено основополагающее право Постановления Правительства РФ № 47, в соответствии с которым, лицо, в отношении которого производится рассматриваемое дело, имеет право высказать свою позицию без права голоса, т. е. данное обследование жилого помещения было проведено с грубым нарушением действующего законодательства РФ. Просил требования удовлетворить.
Определением суда от 26.01.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена администрация Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО.
Представитель административного ответчика администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО и Межведомственной комиссии в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах не явки не сообщали.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются Каратаева В. Т. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Каратаев А. Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 26.02.2014 и по настоящее время по 1/2 доли каждый.
Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ № 68, граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п/п. «л» п. 1 ст. 11 ФЗ № 68, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 13.08.2021 № 218-рг в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления на территориях сел Нижнеленинское, Ленинское, Кукелево, Новое, Дежнево, Квашнино Ленинского муниципального района и Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области с 09:00 часов 13 августа 2021 года введен режим чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области.
Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 23.08.2021 № 225-рг утверждены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Ленинского муниципального района ЕАО в 2021 году.
Постановлением администрации Ленинского муниципального района ЕАО № 580 от 05.08.2021 с 10.00 часов 06.08.2021 на территориях сел Нижнеленинское, Ленинское, Кукелево, Новое, Дежнево, Квашнино Ленинского муниципального района ЕАО введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
На основании ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Согласно акту обследования помещения от 21.09.2021 и заключению межведомственной комиссии от 15.10.2021 № 449, созданной в соответствии с постановлением администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО от 02.10.2020 № 84 (в редакции от 13.09.2021 № 62), жилое помещение по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных жилых характеристик жилого помещения. В акте обследования указано, что жилое помещение получило повреждение в период функционирования режима ЧС в 2021, выявлено подмывание грунтового основания, разрушение отмостки, частичное повреждение несущих элементов перекрытий (пола), черный налет на стенах, потолках, полученные повреждения не привели к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций. Оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания нет. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования: признало дом подлежащим капитальному ремонту.
В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В силу п. 43 указанного Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Согласно акту обследования жилого помещения от 21.09.2021 года обследование указанного жилого помещения проводилось в связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, комиссией не установлены.
Также в судебном заседании установлено и не оспорено ответчиками, что комиссией не проводилось инструментальное измерений физических факторов окружающей среды, собственник жилого помещения с правом совещательного голоса не привлекался.
Согласно выводов строительно-технического заключения № СТЗ-53-2/2021 следует, что обследована квартира по адресу <адрес> указано, что ЧС 2021 года значительно повлияло на естественный процесс старения жилого помещения, а именно повлекло подмывание основания фундамента и в последующем к разрушению целостности фундамента и ускоренного гниения деревянных балок и полового покрытия, кроме того произошли деформация стен, образовались трещины и разрушился штукатурный слой наружных стен и внутренних перегородок, повреждено печное оборудование. Выявленные нарушения создают опасность для нахождения людей в доме, особенно для дальнейшего проживания.
Процедура оценки жилого помещения и вынесенное на его основании оспариваемое заключение межведомственной комиссии не в полной мере соответствует вышеприведенным требованиям Положения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, обследования помещения и принятия заключения членами межведомственной комиссии, которая проводила обследование без предоставления собственнику права совещательного голоса, без использования инструментальных измерений, свидетельствует о недействительности Акта обследования от 21.09.2021 и заключения от 15.10.2021 № 449, выданных межведомственной комиссией по признанию в установленном порядке жилых помещений фонда МО «Ленинского сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО непригодными (пригодными) для проживания.
Учитывая, что указанное несоответствие заключения межведомственной комиссии требованиям действующего законодательства влечет нарушение прав и законных интересов истца, суд признает заключение от 15.10.2021 и акт обследования от 21.09.2021 № 449, составленные межведомственной комиссией - незаконными, и их отмене, при этом считает необходимым обязать ответчиков провести повторное обследование жилого помещения истца и вынести заключение по результатам обследования в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Каратаевой В. Т. к администрации Ленинского сельского поселения Еврейской автономной области, межведомственной комиссии администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконными акта обследования и заключения межведомственной комиссии о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, возложении обязанности повторно обследовать жилое помещение - удовлетворить.
Признать АКТ обследования жилого помещения № 449 от 21.09.2021 года и Заключение межведомственной комиссии № 449 от 15.10.2021 года о признании жилого помещения по адресу <адрес> подлежащим капитальному ремонту - незаконными и отменить их.
Обязать администрацию Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, межведомственную комиссию администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области - организовать проведение межведомственной комиссией и провести в установленном порядке обследование жилого помещения по адресу: <адрес> и вынести заключение в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2022 года
Судья А.В. Щиканов
<данные изъяты>
<данные изъяты>