Решение по делу № 2-2717/2024 от 25.04.2024

61RS0023-01-2024-002924-60 Дело №2-2717/2024 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2024г. г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Черепановой Л.Н.

при секретаре Ларионовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты в интересах Бизиной М.П., Бизина О.М., Бизина И.О., Бизина М.О., Бизина С.О. к Администрации г. Шахты, Правительству Ростовской области, 3-и лица МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, МКУ «Шахтыстройзаказчик» г. Шахты, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития ростовской области, Министерство ЖКХ Ростовской области об обязании обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок,

установил:

прокурор г.Шахты Ростовской области, действующий в интересах Бизиной М.П., Бизина О.М., Бизина И.О., Бизина М.О., Бизина С.О., в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Шахтинский городской суд Ростовской области с указанным исковым заявлением по следующим основаниям.

Прокуратурой г.Шахты Ростовской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», во исполнение требований приказа прокурора области от 14.07.2020 года №94 «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства» и поручения первого заместителя прокурора Ростовской области от 30.08.2021 года №07-08-2021 «О проведении проверки исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками» проведена соответствующая проверка.

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 12.12.2017 года №6622 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г<данные изъяты>» Бизиной М.П., Бизину О.М., Бизину И.О., Бизину М.О., Бизину С.О. в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Согласно сведениям, представленным Администрацией города, а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.

Также проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что с момента предоставления семье Бизиных названного земельного участка прошло почти 7 лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.

Просит обязать Правительство Ростовской области, Администрацию города Шахты Ростовской области в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>

Протокольным определением суда от 05.06.2024 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

Протокольным определением суда от 17.07.2024 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Министерство ЖКХ.

В судебное заседание явился прокурор Скачков Н.С. и истцы Бизина М.П. и Бизин М.О., исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции привел вышеизложенные доводы.

Представитель ответчика Правительства Ростовской области – Венецкая Е.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание, проводимое в режиме видео-конференц-связи, явилась, просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, и пояснила, что министерство строительства Ростовской области реализует полномочия по организации строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур исключительно на земельных участках федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Российской Федерации Ростовской области, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности Ростовской области. Вопросы организации обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для целей, указанных в исковом заявлении, относятся исключительно к полномочиям органов местного самоуправления.

Представитель Администрации г.Шахты Ростовской области – Шумаков С.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просил в иске отказать и пояснил, что согласно п.4 ст.5 Областного закона от 28.10.2022 года №756-Зс 01.01.2024 года уполномоченный орган (орган исполнительной власти Ростовской области) осуществляет полномочия, предусмотренные ч.1 ст.2 настоящего Областного закона, в полном объеме. Согласно ст.4 указанного Областного закона источником финансирования обеспечения перераспределенных полномочий является областной бюджет. В связи с чем, выделение денежных средств на перераспределение полномочий, в рамках которых подлежит исполнение решение суда, из средств местного бюджета будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.

Представители 3-х лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

От 3-го лица – Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области поступили письменные возражения.

Выслушав представителя истцов, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС (в редакции от 26.05.2021 года) «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет.

Частью 1 ст.8.3 Закона № 19-ЗС находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом.

Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п. 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, помимо прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 6.2 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС уполномоченный орган городского округа не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка в указанном в пункте 6.1 настоящей статьи месте осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка:

1)выполняет в отношении земельного участка в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», работы, в результате которых
обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для
осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляет мероприятия, необходимые для государственного кадастрового учета такого земельного участка;

2)определяет вид разрешенного использования земельного участка;

3)определяет технические условия подключения (технологического
присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно- технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно п.4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон N 416-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 12.12.2017 года №6622 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г<данные изъяты>» Бизиной М.П., Бизину О.М., Бизину И.О., Бизину М.О., Бизину С.О. в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.

С момента предоставления семье Бизиных земельного участка и до момента обращения истца в суд прошло почти 7 лет. До настоящего времени земельный участок, предоставленный в собственность многодетной семье, также не обеспечен коммунальной инфраструктурой, отсутствуют сети электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Доказательств обратного суду не представлено и материалы дела не содержат.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Таким образом, льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Не обеспечение предоставленных многодетным семьям земельных участков коммунальной инфраструктурой нарушают права многодетных семей, влекут за собой не достижение установленных Указом Президента Российской Федерации показателей, срыв общегосударственной социальной политики, направленной на социальную поддержку многодетных семей.

Администрацией длительное время после предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства не принимаются достаточные меры для обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой, позволяющей использовать их по назначению и надлежащим образом.

Принимая решения о предоставлении многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки земельных участков, не обеспеченных инфраструктурой, Администрация должна была осознавать необходимость принятия мер, направленных на создание условий для использования участков по целевому назначению.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г.Шахты Ростовской области, предъявленные к Администрации г.Шахты Ростовской области. подлежат удовлетворению.

Довод Администрации г. Шахты о том, что с введением в действие 01.01.2023 Областного закона от 28.10.2022 № 756-ЗС «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области» Администрация г. Шахты не обладает полномочиями по обеспечению земельных участков инженерными коммуникациями, суд находит несостоятельным.

Согласно ст.2 Областного закона №756-ЗС от 28.10.2022 орган исполнительной власти Ростовской области, уполномоченный на осуществление функций по территориальному развитию, архитектуре, градостроительству, осуществляет полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства местного значения (за исключением объектов инженерной инфраструктуры, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществляются в рамках реализации мероприятий по комплексному развитию сельских территорий, а также объектов транспортной инфраструктуры) муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, проектирование, строительство, реконструкция которых предусмотрены государственными программами Ростовской области только за счет средств областного и (или) федерального бюджета.

Порядок взаимодействия органов местного самоуправления и уполномоченного органа по вопросам исполнения настоящего Областного закона определяется Правительством Ростовской области.

Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2023 №100 утвержден Порядок взаимодействия министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области по вопросам исполнения Областного закона от 28.10.2022 №756-ЗС.

Согласно п.2.1 Порядка инициатором организации работ по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства выступает орган местного самоуправления.

Включение в государственные программы Ростовской области расходов на реализацию мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Ростовской области от 04.10.2012 №945 «Об утверждении Порядка организации и финансирования из областного бюджета работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению мероприятий по благоустройству территории, а также ремонту автомобильных дорог» и постановления Правительства Ростовской области от 10.01.2018 №1 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области».

В п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утв. приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Таким образом, действующим законодательством закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной и транспортной инфраструктурой. При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и, соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Земельный участок, предоставленный льготной категории граждан, в полном объеме не обеспечен необходимой инфраструктурой, в то время как обязанность органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей транспортной инфраструктурой, газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законом.

В связи с изложенным требования, заявленные к Правительству Ростовской области, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Администрацию города Шахты Ростовской области (ИНН <данные изъяты>) в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований к правительству Ростовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Н. Черепанова

Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2024г.

Дело №2-2717/2024 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2024г. г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Черепановой Л.Н.

при секретаре Ларионовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты в интересах Бизиной М.П., Бизина О.М., Бизина И.О., Бизина М.О., Бизина С.О. к Администрации г. Шахты, Правительству Ростовской области, 3-и лица МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, МКУ «Шахтыстройзаказчик» г. Шахты, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития ростовской области, Министерство ЖКХ Ростовской области об обязании обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок,

установил:

прокурор г.Шахты Ростовской области, действующий в интересах Бизиной М.П., Бизина О.М., Бизина И.О., Бизина М.О., Бизина С.О., в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Шахтинский городской суд Ростовской области с указанным исковым заявлением по следующим основаниям.

Прокуратурой г.Шахты Ростовской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», во исполнение требований приказа прокурора области от 14.07.2020 года №94 «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства» и поручения первого заместителя прокурора Ростовской области от 30.08.2021 года №07-08-2021 «О проведении проверки исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками» проведена соответствующая проверка.

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 12.12.2017 года №6622 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г<данные изъяты>» Бизиной М.П., Бизину О.М., Бизину И.О., Бизину М.О., Бизину С.О. в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Согласно сведениям, представленным Администрацией города, а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.

Также проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что с момента предоставления семье Бизиных названного земельного участка прошло почти 7 лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.

Просит обязать Правительство Ростовской области, Администрацию города Шахты Ростовской области в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>

Протокольным определением суда от 05.06.2024 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

Протокольным определением суда от 17.07.2024 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Министерство ЖКХ.

В судебное заседание явился прокурор Скачков Н.С. и истцы Бизина М.П. и Бизин М.О., исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции привел вышеизложенные доводы.

Представитель ответчика Правительства Ростовской области – Венецкая Е.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание, проводимое в режиме видео-конференц-связи, явилась, просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, и пояснила, что министерство строительства Ростовской области реализует полномочия по организации строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур исключительно на земельных участках федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Российской Федерации Ростовской области, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности Ростовской области. Вопросы организации обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для целей, указанных в исковом заявлении, относятся исключительно к полномочиям органов местного самоуправления.

Представитель Администрации г.Шахты Ростовской области – Шумаков С.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просил в иске отказать и пояснил, что согласно п.4 ст.5 Областного закона от 28.10.2022 года №756-Зс 01.01.2024 года уполномоченный орган (орган исполнительной власти Ростовской области) осуществляет полномочия, предусмотренные ч.1 ст.2 настоящего Областного закона, в полном объеме. Согласно ст.4 указанного Областного закона источником финансирования обеспечения перераспределенных полномочий является областной бюджет. В связи с чем, выделение денежных средств на перераспределение полномочий, в рамках которых подлежит исполнение решение суда, из средств местного бюджета будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.

Представители 3-х лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

От 3-го лица – Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области поступили письменные возражения.

Выслушав представителя истцов, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС (в редакции от 26.05.2021 года) «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет.

Частью 1 ст.8.3 Закона № 19-ЗС находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом.

Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п. 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, помимо прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 6.2 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС уполномоченный орган городского округа не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка в указанном в пункте 6.1 настоящей статьи месте осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка:

1)выполняет в отношении земельного участка в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», работы, в результате которых
обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для
осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляет мероприятия, необходимые для государственного кадастрового учета такого земельного участка;

2)определяет вид разрешенного использования земельного участка;

3)определяет технические условия подключения (технологического
присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно- технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно п.4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон N 416-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 12.12.2017 года №6622 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г<данные изъяты>» Бизиной М.П., Бизину О.М., Бизину И.О., Бизину М.О., Бизину С.О. в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.

С момента предоставления семье Бизиных земельного участка и до момента обращения истца в суд прошло почти 7 лет. До настоящего времени земельный участок, предоставленный в собственность многодетной семье, также не обеспечен коммунальной инфраструктурой, отсутствуют сети электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Доказательств обратного суду не представлено и материалы дела не содержат.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Таким образом, льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Не обеспечение предоставленных многодетным семьям земельных участков коммунальной инфраструктурой нарушают права многодетных семей, влекут за собой не достижение установленных Указом Президента Российской Федерации показателей, срыв общегосударственной социальной политики, направленной на социальную поддержку многодетных семей.

Администрацией длительное время после предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства не принимаются достаточные меры для обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой, позволяющей использовать их по назначению и надлежащим образом.

Принимая решения о предоставлении многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки земельных участков, не обеспеченных инфраструктурой, Администрация должна была осознавать необходимость принятия мер, направленных на создание условий для использования участков по целевому назначению.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г.Шахты Ростовской области, предъявленные к Администрации г.Шахты Ростовской области. подлежат удовлетворению.

Довод Администрации г. Шахты о том, что с введением в действие 01.01.2023 Областного закона от 28.10.2022 № 756-ЗС «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области» Администрация г. Шахты не обладает полномочиями по обеспечению земельных участков инженерными коммуникациями, суд находит несостоятельным.

Согласно ст.2 Областного закона №756-ЗС от 28.10.2022 орган исполнительной власти Ростовской области, уполномоченный на осуществление функций по территориальному развитию, архитектуре, градостроительству, осуществляет полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства местного значения (за исключением объектов инженерной инфраструктуры, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществляются в рамках реализации мероприятий по комплексному развитию сельских территорий, а также объектов транспортной инфраструктуры) муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, проектирование, строительство, реконструкция которых предусмотрены государственными программами Ростовской области только за счет средств областного и (или) федерального бюджета.

Порядок взаимодействия органов местного самоуправления и уполномоченного органа по вопросам исполнения настоящего Областного закона определяется Правительством Ростовской области.

Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2023 №100 утвержден Порядок взаимодействия министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области по вопросам исполнения Областного закона от 28.10.2022 №756-ЗС.

Согласно п.2.1 Порядка инициатором организации работ по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства выступает орган местного самоуправления.

Включение в государственные программы Ростовской области расходов на реализацию мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Ростовской области от 04.10.2012 №945 «Об утверждении Порядка организации и финансирования из областного бюджета работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению мероприятий по благоустройству территории, а также ремонту автомобильных дорог» и постановления Правительства Ростовской области от 10.01.2018 №1 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области».

В п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утв. приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Таким образом, действующим законодательством закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной и транспортной инфраструктурой. При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и, соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Земельный участок, предоставленный льготной категории граждан, в полном объеме не обеспечен необходимой инфраструктурой, в то время как обязанность органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей транспортной инфраструктурой, газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законом.

В связи с изложенным требования, заявленные к Правительству Ростовской области, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Администрацию города Шахты Ростовской области (ИНН <данные изъяты>) в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований к правительству Ростовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Н. Черепанова

Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2024г.

2-2717/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Бизин Марк Олегович
Прокурор г.Шахты
Бизина Мария Петровна
Информация скрыта
Бизин Игорь Олегович
Бизин Олег Михайлович
Ответчики
Правительство Ростовской области
Администрация г.Шахты
Другие
МКУ г.Шахты "Шахтыстройзаказчик"
Министерство ЖКХ Ростовской области
МКУ "Департамент городского хозяйства" г.Шахты
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Черепанова Лидия Николаевна
Дело на странице суда
shahtinsky.ros.sudrf.ru
25.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2024Передача материалов судье
27.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2024Подготовка дела (собеседование)
20.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
25.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее